Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Мастер следствия
Константин Копылов
Единый для всех следственных органов правоохранительной системы профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия РФ – отмечается 25 июля. Накануне профессионального праздника корреспондент «ВО» поговорил о нюансах работы со старшим следователем следственного отдела по Северному административному округу г. Оренбурга СУ СК РФ по Оренбургской области старшим лейтенантом юстиции Вадимом Тамбаевым.
Реалии следственной работы
– Вадим Якупович, для начала расскажите, с чем был связан Ваш профессиональный выбор?
– Родом я из Оренбурга, здесь окончил среднюю школу, затем поступил в вуз. Выбрал Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Что касается выбора юридической сферы, то я последовал совету отца и впоследствии понял, что это именно то направление, в котором я смогу себя реализовать.
В Следственном комитете впервые оказался в период прохождения практики. Собственно, сама работа следователей меня заинтересовала, и впоследствии я стал общественным помощником. После окончания вуза, пройдя соответствующие процедуры по трудоустройству, стал работать непосредственно в качестве следователя.
– Не были разочарованы реалиями работы следователей в сравнении с теми представлениями, которые были у Вас до этого?
– Абсолютно нет, наоборот, она мне стала ещё более интереснее, затянула меня. Отмечу, что наша работа позволяет человеку постоянно развиваться как в профессиональном, так и личностном плане. Можно сказать, что в процессе следственной работы почти каждый день узнаёшь что-то новое. Для себя я выбрал именно уголовное право, так как нравится специфика этого направления права.
– Более подробно расскажите о направленности дел, которые Вы расследуете на данный момент.
– В ходе своей работы расследовал дела как общеуголовной, так и экономической направленности. На данный момент у меня в производстве главным образом дела, связанные с пресечением коррупционных и экономических преступлений. Связано это с тем, что у меня есть определённый опыт работы именно в этой сфере. Хотя начинал, как и все мои коллеги, с расследования более простых дел. Потом переходил к делам средней тяжести, тяжким, и таким образом с каждым годом набирался опыта по этому направлению.
– В практике каждого следователя есть первые дела, наверняка они остаются в памяти на долгие годы. Расскажите о своих первых уголовных делах, которые Вам приходилось расследовать.
– Одно из первых дел для меня было своеобразным потрясением, поскольку мне впервые лично пришлось столкнуться с ответственностью в процессе расследования. Это было особо тяжкое дело. В ходе бытового скандала между двумя мужчинам, которые распивали спиртное, возникла ссора. Один из участников конфликта, применив нож, нанёс другому несколько ударов и тем самым лишил его жизни. Уголовное дело мной было расследовано и в последующем передано в прокуратуру, а впоследствии направлено в суд. Потрясение у меня вызвало то, что мне впервые пришлось самостоятельно руководить следственно-оперативной группой на месте преступления, направлять все действия сотрудников, в том числе и полицейских, на раскрытие преступления и получение первоначальных доказательств. Естественно, первоначально у меня была небольшая растерянность, но постепенно справился. К тому же была поддержка со стороны руководства, и сейчас, вспоминая такие моменты, понимаю, что на самом деле ничего страшного не было, ведь всё было в рамках закона.
На передовой с коррупцией
– Вадим Якупович, несколько слов об уголовных делах, связанных с коррупцией, которые Вы расследуете в последнее время.
– Из коррупционных дел мной направлялись в прокуратуру дела, связанные с получением должностными лицами взяток, в том числе были многоэпизодные дела. Так, по одному делу мы расследовали 50 эпизодов получения взятки, а по другому было 36. Категория эпизодов была разная, как особо тяжкие, тяжкие, так и небольшой тяжести. Уголовное дело с 50 эпизодами было в сфере образования. Не скажу, что оно стало резонансным, но в последующем состоялся обвинительный приговор. Доказательства, которые я собирал по этому уголовному делу, подтвердили в суде наличие преступных фактов. Второе дело, где фигурируют 36 эпизодов получения взятки, также связано со сферой образования.
– В чём заключается специфика уголовных дел, связанных с коррупцией, с точки зрения следователя?
– Если сравнивать их с делом, которое я приводил в качестве примера выше по убийству, то коррупционные дела, конечно, имеют свою специфику и отличаются в первую очередь тем, что если убийство направлено против личности, то в коррупционных делах такой направленности нет. И, соответственно, доказательная база у таких дел будет совершенно разная. В коррупционных делах ведём работу с взяткодателями и взяткополучателями, которые первоначально проходят свидетелями. Потерпевших как таковых в этих делах нет. Отличаются и предметы преступлений в таких делах.
– Сложно ли расследовать преступления коррупционной направленности?
– Безусловно, есть свои трудности при расследовании таких дел. В первую очередь это связано с тем, что граждане, которые совершают такие преступления, конечно же, тщательно готовятся, продумывают все свои действия. К примеру, по делу с 50 эпизодами были двое обвиняемых и их действия были заранее спланированы. В частности, устанавливали сумму взятки и лиц, которые будут им давать денежные средства в качестве взятки. Также ими было определено место получения взяток. В целом же, если говорить о сложности таких дел, то в большей степени процесс расследования, конечно, зависит от опыта, внимательности и профессионализма самого следователя.
– Вы сами задумывались над вопросом, почему люди идут на совершение коррупционных преступлений?
– Однозначного ответа у меня нет. Но, исходя из практики, можно отметить, что все фигуранты таких дел, пользуясь своим должностным положением и придя к выводу, что им не хватает заработанных средств, начинают вымогать взятки. Взяткодатели считают, что таким способом они себе облегчают жизнь. Не задумываясь о том, что купленные ими же водительские права впоследствии могут привести к жертвам на дороге или какой получится специалист из студента, который покупает себе диплом.
– Что Вас удивляет или, может быть, поражает в таких преступлениях?
– Имея опыт, уже ничему не удивляешься. Иногда поражают объёмы и размеры взяток. А также то, что в этом процессе у некоторых граждан нет элементарной скромности.
– Как Вы думаете, удастся в перспективе снизить число коррупционных преступлений?
– Исходя из практики, могу сказать, что суд достаточно сурово наказывает фигурантов таких дел. Поэтому я думаю, что меры, применяемые правоохранителями в борьбе с коррупцией, возымеют свой эффект и тем самым в итоге будут способствовать снижению таких преступлений в нашем обществе.
По горячим следам
– Какая часть следственной работы приносит Вам удовлетворение?
– Не могу выделить определённую стадию, мне нравится весь процесс работы следователя. А удовлетворение получаю от осознания того, что мы боремся с преступностью и тем самым приносим пользу обществу и стране. Удовлетворение также приносит и то, что с каждым делом происходит рост моего профессионализма, опыта и знаний. Отмечу, что в практике не бывает похожих дел, поэтому приходится каждый раз менять подход.
– Как быстро Вам удаётся установить контакт с людьми, которые проходят по делу в качестве обвиняемых?
– Однозначно могу сказать, что за время работы в следствии я отлично освоил тактику ведения допросов. Стараюсь всегда вести диалог с такими гражданами вежливо, начинаю беседу с нейтральных тем и вопросов и только уже потом перехожу непосредственно к делу. Люди, конечно, все разные, но основная масса идут на контакт.
– Какой совет Вы дали бы молодому человеку, который намеревается связать свою жизнь с работой следователя?
– Прежде всего к такому выбору надо подходить осознанно, чтобы в последующем не было разочарования и отказа от своей идеи. А для этого надо хорошо изучить все нюансы работы следователя и в последующем принимать решение.
– Что бы Вы пожелали коллегам накануне Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации?
– Всем коллегам прежде всего желаю успехов в нашей работе и службе, а также карьерного роста и профессиональной удачи!
Справка
Следственный комитет Российской Федерации (СК России) – федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного преследования и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года.
Фото Александра Чердинцева