Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Безопасная «цифра»
Сколько времени вы проводите за компьютером? Час, два, три? О чём повествовало последнее видео, которое вы смотрели? Ах, оно было не одно… За один день человек порой просматривает до 300 различных интернет-страниц, а уж количество информационного мусора подсчитать не представляется возможным. Прессинг, который оказывает новая технологичная среда на наш мозг, чудовищно огромен. Но рано или поздно такой перегруз может закончиться нервным срывом. Так как же спастись от чрезмерного давления соцсетей и сохранить здоровую психику? Об этом корреспонденту «ВО» как раз в Международный день мозга рассказала медицинский психолог Юлия Карабаева.
В Сети с детства
– Юлия Андреевна, начать разговор хотелось бы непосредственно с того периода, когда происходит «закладывание» самых первых привычек, то есть с детства. Сегодня мы часто наблюдаем картину, как молодые мамы суют своим полуторагодовалым, а то и младше, детям сотовые телефоны. И крохи словно отключаются. Как раннее знакомство с такой техникой влияет на малышей?
– Это действительно очень частое явление. Многим родителям очень удобно отдать ребёнку планшет с игрой или мультиками, чтобы не развлекать его самим. И какое-то время малыш спокоен. На самом деле такое отвлечение применялось и раньше, только в роли смартфона тогда выступал телевизор, однако это не имело таких масштабов, как сегодня. Возможно, мультфильмы в смартфонах действительно помогают ребёнку отвлечься и не плакать, легче переносить длительное путешествие. Если говорить непосредственно о влиянии на мозг, то нужно учитывать, что сейчас растёт совершенно иное поколение. Раньше Интернет и компьютеры были экзотикой, а теперь они стали частью нашей повседневной жизни. Поэтому я не советую паниковать из-за этого. Важно научиться с этим работать, как и с любым другим инструментом, чтобы любой способ использования оказывал положительное влияние. Но, как всегда это бывает, не обходится без перегибов. Необходима гармония и осознанность, то есть нужны ограничения, ведь когда совсем маленькому ребёнку позволяют бесконтрольно играть с телефоном, это негативно сказывается на его общем состоянии. Думаю, Америку я никому этим не открыла. И сегодня мы наблюдаем огромное количество так называемых интернет-маугли, то есть тех, воспитанием которых занимались не родители, а Всемирная сеть. Всё это и есть последствия чрезмерного использования компьютерных технологий.
– Тогда с какого возраста можно подпускать ребёнка к компьютеру?
– Это зависит от того, с какой целью его подпускают. Самый простой способ – установить специальные приложения, так называемый родительский контроль, который не будет пускать любопытного ребёнка на запрещённые сайты. Кроме того, можно закачать дидактические пособия и задания. Однако даже в этом случае не стоит переносить всю ответственность на электроняню. Родителям нужно проводить занятия с ребёнком с глазу на глаз. Вместе делать поделки, решать интересные задачи. Ещё лучше, если вы будете делать это на свежем воздухе.
– К сожалению, многие специалисты настроены пессимистично. В некоторых статьях о современных подростках часто встречается жуткое словосочетание «цифровой Альцгеймер». Как он проявляется?
– Наверное, это сочетание звучит как чья-то дикая фантазия, однако теперь это реальность наших дней. И происходит это как раз из-за неконтролируемого использования соцсетей и гаджетов. «Цифровой Альцгеймер» – это тоже своего рода слабоумие, но причины его кроются не в возрастных изменениях, а в поведении молодого человека. Многие заходят на популярные видеохостинги, но не для того, чтобы посмотреть ролик по своим интересам – искусству, спорту или кино, а чтобы найти развлекательные короткие видео. Здесь-то и кроется ошибка: даже при просмотре лёгких роликов мозг нисколько не отдыхает, он продолжает потреблять информацию. А так как человек практически не делает пауз между видео, то и информация поступает в колоссальнейших объёмах. Просто это не бросается в глаза. На самом деле это достаточно сложный вопрос. Но сталкиваемся мы с ним постоянно.
Цифровая «диета»
– Не могу не задать вопрос: почему же с повсеместной доступностью разнообразной информации человек не становится умнее, а наоборот – глупеет?
– В этом и заключается весь парадокс. Но, как я уже сказала, мы так и не научились потреблять информацию из Интернета. Детей этому мало кто может научить, а все старшие поколения – это самоучки, которые получали нужные знания методом проб и ошибок. И вот что удивительно: школьники испытывают трудности в изучении истории, так как уроки и учебники кажутся им скучными. Но никто из них не пробовал найти интересные материалы по истории в Интернете, посмотреть документальные фильм. К сожалению, и не все педагоги готовы работать с интернет-контентом. К тому же у нас выработалось неправильное отношение к Интернету и соцсетям как к сугубо развлекательному моменту. Вы, должно быть, замечали за собой, сколько раз вы, подыскивая информацию, кликали на совершенно ненужные вам ссылки? А самое интересное, что если после этого «путешествия» спросить человека, запомнил ли он что-либо из увиденного, он ничего и ответить не сможет. От этого цифрового мусора очень страдает наш мозг, который не успевает уловить нужную ему информацию. Потому необходим жёсткий фильтр. И жёсткая самодисциплина.
– Так называемое информационное голодание, то есть время без доступа к гаджетам и Интернету, – насколько действенна эта методика?
– Да, цифровой детокс, как его называют, приобрёл немалое количество последователей. Самое забавное, что многие предпочитают отчитываться о том, как у них проходит информационное голодание, всё в тех же соц-
сетях, от которых должны были бы отдыхать. На мой взгляд, это происходит из-за того, что человек порой попросту не понимает, ради чего он это делает. Ведь некоторые идут на такой шаг не потому, что им это необходимо, а по воле моды или потому, что это посоветовал очередной блогер. Нужно понимать, что такое расставание с гаджетами – это тоже большой стресс, особенно, если сама работа человека неразрывно связана с компьютерными технологиями. Потому имеет смысл делать не резкие перерывы с полным отключением от Сети, а отходить от неё постепенно. Например, ограничить потребление развлекательного контента. Проанализируйте, сколько времени вы находитесь в Интернете без особой надобности, и вы удивитесь, сколько часов, оказывается, тратится впустую. Чтобы избавиться от этого, нужно научиться переключать внимание на реальность и важные вопросы. Это, пожалуй, одно из главных правил. И пока человек не освоит его, никакой цифровой детокс ему не поможет.
– Раз уж заговорили о правилах, то следует озвучить, какие меры «гигиены» мозга существуют для тех, кто не хочет впадать в зависимость от гаджетов?
– Правил великое множество, и каждый может выбрать те, которые подходят именно ему. Во-первых, как я уже говорила, нужно ограничить время пребывания в Интернете. Для этого можно составить график, сколько времени вы будете тратить на информацию, которая вам необходима, а сколько – на развлекательные материалы. Этого графика нужно придерживаться. Другой немаловажный момент – постарайтесь завести себе хобби в реальной жизни, которое не требует обязательной технологичной поддержки. Это могут быть путешествия, спорт, рукоделие, садоводство и многое другое. Можно выбрать те направления, которые будут занимать всего 20 – 30 минут в день. Причём проследите за тем, чтобы в те минуты, которые вы посвящаете своему хобби, не включали телевизор или музыку. Или включите их, но с приглушённым звуком. И не надевайте наушники. Пусть ваше любимое дело займёт всё ваше воображение. Тогда вы действительно будете чувствовать себя отдохнувшим. Особенно это касается выходных дней, когда максимум времени можно уделить реальности, а цифровой – минимум.
Ещё один способ отвлечься от компьютеров и гаджетов – это семья и друзья. Вспомните о своих близких, с которыми вы не виделись из-за бешеной суеты будней, организуйте встречи, пикники. Можно совместить этот пункт со вторым – завести совместное хобби. Это ещё больше сплотит вас и поможет вам всем вместе отдохнуть от цифровой нагрузки. Только не переносите общение в соцсеть! Лучше поговорить обо всём при встрече.
Не следует сбрасывать со счётов и свой рацион питания. Продукты, полезные для головного мозга: орехи, злаки, дары моря, свежая зелень и овощи – всё это доступно круглый год. А значит, у каждого из нас есть возможность очистить свой разум от информационного мусора и, как говорили ещё совсем недавно, «зарядить мозги». Всё зависит только от желания.