Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Святые подвижники
Константин Копылов
В рубрике «Православный взгляд» вместе с проректором по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отцом Алексеем (Колывановым) рассмотрим историю некоторых праздников, которые православные отмечают в июле.
Пётр и Феврония
Граждане нашей страны ежегодно отмечают множество праздников, как официальных, установленных государством, так и неофициальных. Одной из самых добрых, светлых, притом молодых торжественных дат, прописанных в государственном перечне, является День любви, семьи и верности. Он выпадает на 8 июля и приурочен к религиозному празднеству – Дню памяти святых Петра и Февронии. Эти избранники Божии при жизни являлись супругами и стали для православных россиян эталонной семейной парой. История их любви неизвестна сегодня только ленивому, о чём позаботилась церковь, организовав успешную просветительскую деятельность.
Повесть о Петре и Февронии считается по праву вершиной древнерусской литературы XVI века – к слову, одной из немногих. Её автором-составителем история называет некоего Ермолая Прегрешного, а совершил последний столь благое дело по заказу митрополита Макария. Несмотря на это, жизнеописание святых не попало в Великие четьи-минеи. Митрополит Макарий объяснял сие «исключительной легендарностью» жития православных подвижников. Но в то же время именно Повесть о Петре и Февронии была и остаётся главным источником практически всех данных об упомянутых святых. Исследователи утверждают: в тексте указанного летописного документа объединены два сюжета. В центре первого – убийство Петром огненного змия, второй же содержит информацию о мудрой деве Февронии. Что касается непосредственно жанра Повести, в ней не прослеживаются черты ни агиографического, ни исторического повествования.
Житие святых
– Давайте познакомимся с сюжетом древней летописи. Её герой благоверный князь Пётр, в иночестве Давид, был вторым сыном Юрия Владимировича, князя Муромского. Престол он занял в 1203 году. К тому времени он сильно мучился от тяжкого телесного недуга – проказы, заболев за два года до указанного события. Тело Петра покрылось язвами и струпьями, причиняющими несчастному нестерпимую боль и дискомфорт, уродуя внешность молодого мужчины. Недуг появился у князя неслучайно: будущий святой вступил в жестокую битву с огненным змеем, победив которого, испачкался кровью твари, оказавшейся, по всей видимости, ядовитой. Никто не мог исцелить Петра Муромского. В итоге молодой человек смирился со своей страшной участью, предавшись воле Божьей. Но сам Господь вмешался в судьбу благоверного князя, послав ему видение. Во сне Петру было открыто, что исцелить его в силах только дочь «древолазца» бортника, промышлявшего добычей дикого мёда, – благочестивая дева-крестьянка по имени Феврония, проживающая в Рязанской губернии, в деревне Ласковой. Дева эта, как выяснилось после, действительно слыла на всю округу доброй особой, знающей травы, приручающей диких лесных зверей и умеющей лечить различные недуги. Ещё она была очень красивой и благочестивой, обладающей массой добродетелей.
Собрав все эти сведения, Пётр Муромский послал к мудрой деве своих людей. Та, выслушав пришедших к ней гонцов, согласилась помочь страдающему от болезни князю. Люди Петра по наущению самого мученика сулили деве достойную плату за труд, но девушка отказалась от золота и, прежде чем взяться за лечение, выдвинула своё условие. Оно было таково: князь должен жениться на крестьянской дочери в случае исцеления недуга. Люди Петра передали хозяину пожелание врачевательницы, и тот согласился на условие девушки, хотя в глубине сердца понимал – не бывать тому никогда. Дело в том, что Феврония являлась всего лишь обычной крестьянкой, то бишь простолюдинкой, и по закону мужчина княжеского роду никак не мог позволить себе взять такую женщину в жёны.
Но как бы там ни было, святая исцелила Петра Муромского. Однако дева, обладая недюжинной мудростью и даром провидения, предполагала, каков будет исход их сделки. Посему во время лечения Феврония велела князю смазать всё тело специальной мазью, а один струп оставить – как свидетельство греха. После получения долгожданного исцеления князь тотчас забыл о своём обещании и стал жить-поживать в городе Муроме. Но очень быстро болезнь от одного непомазанного струпа возобновилась и вновь охватила всё тело молодого мужчины. Он понял, что виной тому несдержанное слово, данное девушке-крестьянке. Испытывая муки совести, князь Пётр вернулся к врачевательнице и покаялся в содеянном грехе. Феврония, как уже упоминалось выше, отличалась добротой и вновь исцелила молодого человека. Ну а тот женился на своей спасительнице.
Заключив брачный союз, чета молодожёнов обосновалась в Муроме. Между ними вспыхнула любовь, они уважали и заботились друг о друге. Пётр ценил в своей жене превыше всего мудрость, добродетели, благочестие и доброту. Вскоре у супруга Февронии умер брат. Бразды правления городом перешли в руки Петра. Он стал отличным самодержцем, пользовавшимся неподдельным уважением бояр. Но вот беда: жены боярские невзлюбили Февронию, если не сказать – возненавидели. Они, видите ли, не желали, чтобы ими правила простолюдинка. Склочные, коварные женщины замыслили заговор против благочестивой жены Петра и нашептывали недоброе мужьям, – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Как следствие, бояре разгневались и потребовали, чтобы князь расстался со своей супругой. Однако Пётр ответил отказом. Тогда бояре изгнали благочестивых супругов из города. Те сели в лодку и по реке Обь уплыли из родного гнёздышка. В пути Феврония как могла утешала и поддерживала расстроенного вконец супруга.
Спустя короткое время в Муроме началась смута. На освободившийся княжеский престол появилось множество кандидатов, разразилась конкурентная борьба, доходившая до смертоубийства. Бояре не могли справиться без предводителя и, собрав совет, приняли решение послать к Петру людей с просьбой вернуться в город вместе с супругой. Князь и княгиня исполнили желание своих бывших подданных.
Жили Пётр и Феврония долго и счастливо, как в сказке. Они радовались каждому дню, проведённому вместе, но детей не завели. Когда князь и княгиня достигли преклонных лет, то приняли монашеский постриг, став в иночестве, соответственно, Давидом и Евфросинией. Супруги стали служить Богу в разных обителях, однако просили Господа о том, чтобы скончаться одновременно, в один день. Людям же подвижники завещали положить свои тела в один гроб, заранее приготовив последний: двойной, каменный, разделённый тонкой перегородкой.
Как мечтали, так и случилось: скончались князь Пётр и княгиня Феврония в один день и даже час, а именно 8 июля (по н.ст.) 1228 года. Но люди, помнящие желание супругов быть похороненными в одном гробу, сего не исполнили. Они положили святых в разных монастырях и в разных же гробах. Однако на следующий день тела любящих друг друга мужа и жены воссоединились чудесным образом. Увидев сие, их больше не стали разлучать и погребли, как было велено четой при жизни, – продолжает отец Алексей (Колыванов).
Сейчас нетленные мощи Петра и Февронии покоятся в раке, размещённой в храме Святой Троицы одноимённого монастыря в Муроме. Здесь всегда бесчисленное множество паломников, молящихся о супружеском счастье.
День памяти Андрея Рублёва
У истинно верующего православного христианина слово «икона» вызывает благоговейный трепет. А вот схожий термин «иконопись» в силах найти отклик даже в сердце человека, далёкого от религии. Всё потому, что это искусство. Икона же является его предметом, а не только – хотя и в первую очередь – неотъемлемым атрибутом православия и православного храма. В мировоззрении русского гражданина с иконописью неразрывно связано имя Андрея Рублёва. Но не многие знают, что этот отличный мастер своего дела являлся ещё и святым. День памяти Андрея Рублёва церковь отмечает ежегодно 17 июля.
– Знаменитый иконописец Андрей Рублёв по версии историков был духовным сыном преподобного Никона Радонежского, который служил Господу в Троице-Сергиевой лавре. Эти сведения были получены из летописи конца XVI столетия. Согласно другой гипотезе специалистов мастер постригся в монахи в Спасо-Андрониковом монастыре. Две эти точки зрения не исключают друг друга, ведь обе обители имели тесную взаимосвязь: с одной стороны, святого несомненно связывали общие дела с Никоном Радонежским, а с другой – он часто выполнял поручения великого князя и митрополита. Специалисты отмечают в Андрее Рублёве и его работах бесспорное присутствие влияния Сергия Радонежского. Святой Андрей Рублёв, несомненно, знал Савву Сторожевского, поскольку в один из периодов жизни трудился в Саввино-Сторожевском монастыре. Иконописец Андрей Рублёв создал множество шедевров русской иконописи, – поясняет отец Алексей (Колыванов).