Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Родная и братская
Дина Елманова
«Вечерний Оренбург» начинает серию статей, посвящённых народам и народностям, населяющим Оренбургскую область. Как известно, на территории региона встречаются представители более 120 национальностей. О том, как им живётся на нашей земле, как они сохраняют свою культуру, а также о проблемах и методах их решения – обо всём этом и пойдёт речь далее. И начнём мы наш рассказ с Оренбургской областной белорусской организации. А чтобы погрузиться в соответствующую атмосферу, журналисты «ВО» отправились в белорусский музей в «Национальной деревне».
– Оренбургских белорусов иногда называют людьми целины, но на самом деле они появились здесь ещё раньше. Помните столыпинские реформы в начале XX века? Именно тогда на постоянное проживание сюда приехали первые жители Белоруссии. И очень быстро стали полноправной частью местного населения, – рассказывает председатель Оренбургской областной белорусской культурно-просветительской организации Виктор Парахомович.
Главный оплот белорусской культуры, по мнению оренбуржцев, – это музей на национальном подворье. Ему уже больше десяти лет, с того момента, как на общем совещании общественных организаций и диаспор было решено построить не Дом дружбы народов (как планировалось изначально), а целую деревню, где будут мирно уживаться разные культуры, разные обычаи народов, населяющих Оренбург. И белорусский дом – один из самых активных по части мероприятий.
На это лето белорусское общество строило большие планы. Один из пунктов – создание мемориального комплекса в честь генерала Петра Капцевича, участника Отечественной войны 1812 года. Могила этого военачальника, который, по мнению оренбургских историков, прикрывал отступающие к Тарутино войска, была обнаружена в селе Никольском. Изучив информацию, общество уже начало собирать деньги, однако коронавирус заставил отложить планы на потом.
– Его другом был Егор Тимашев. По всей видимости, именно его навещал герой войны незадолго до своей кончины. На обратном пути Капцевич заболел и умер. Долгое время никто не знал, где находится его могила. И лишь в 2006 году наши оренбургские историки смогли определить её местоположение, – рассказывает Виктор Парахомович.
К слову, портрет Петра Капцевича занимает почётное место среди других изображений героев в белорусском музее. Посетители и сегодня с интересом слушают истории о военных подвигах генерала, который смог получить столь высокое звание в сравнительно молодом возрасте.
С Никольским организацию связывают очень тёплые отношения. Не раз при её поддержке в селе проходил летний праздник Иван Купала. Жителей всегда приходило немало. Молодёжь с удовольствием плела венки, пела обрядовые песни и участвовала в викторинах. Кстати, такие же весёлые праздники проходили и в самом Оренбурге. Вот только нынешним летом пришлось обо всём на время забыть.
Но зато зимой белорусская организация проводит Рождество, которое всегда собирает немало гостей. Двери в музей в эти дни открыты, родители приходят вместе с детьми. И пока школьники увлечённо мастерят обрядовых кукол из соломы, льна или пеньки, взрослые рассматривают предметы быта и не перестают удивляться: как всё-таки похожи между собой славянские обычаи!
– А чему удивляться? Почти 60% белорусов считают, что между нами нет принципиальной разницы. Ведь изначально мы один народ. Обратите внимание на вышивку рушников, на оформление одежды. Если бы не пояснительные подписи, наши посетители бы решили, что все эти костюмы являются русской национальной одеждой! – говорит Виктор Парахомович, проводя экскурсию по музею.
И то правда: в костюмах, особенно праздничных, можно обнаружить черты, которые мы привыкли приписывать другим народам. Например, на праздник белорусские девушки могли запросто надеть головной убор с лентами, который чаще встречается у молодых украинок. А другие наряды имеют такой затейливый узор, который больше был любим тюрками, – и это ещё более удивительно!
Многие праздники белорусская организация проводит совместно с украинским обществом, тот же Иван Купала в исполнении сразу двух организаций всегда приобретает колоссальный размах. Как говорят в таких случаях, «гуляла вся Национальная деревня», ведь два подворья находятся в противоположных её концах. А гвоздём программы чаще всего становится чаепитие из огромного 20-литрового самовара. Виктор Парахомович считает, что именно такие моменты и становятся хорошим способом укрепления межнациональной дружбы, которая сильнее любых официальных слов, произнесённых с трибуны.
Правда, сейчас содержать музей и подворье стало тяжелее, чем раньше. По словам председателя организации, очень многое существует исключительно на энтузиазме добровольцев и помощи простых оренбуржцев. Тканые изделия и шали были привезены непосредственно из Белоруссии. Помогали и оренбургские умельцы: народных кукол в национальных костюмах подарили местные мастерицы. Всех, кто приходит в белорусское подворье, всегда встречают деревянные истуканы: это изображения старика, женщины и мужчины, играющего на жалейке. Все три статуи были дипломной работой студентов оренбургского вуза.
В ведении музея находятся экспонаты, которые уже достаточно старые и хрупкие, и чтобы содержать их в надлежащем состоянии, скоро понадобится совсем другое помещение, как, например, хранилище в губернаторском краеведческом музее. В бревенчатом домике, где расположился небольшой музей белорусов, есть подвал, однако использовать его белорусской организации не разрешили.
– К сожалению, пока существует непонимание, как именно следует использовать имеющееся помещение. Тех площадей, что есть у нас, конечно, маловато. Многие экспонаты сосуществуют хоть и не в обиде, но в тесноте. Дело в том, что здание нам не принадлежит, а у его владельца другое мнение, как должно развиваться подворье. Никакой иной поддержки мы не получаем. И мы благодарны всем неравнодушным, которые помогают то с ремонтом экспонатов, то с поставками новых интересных артефактов, – говорит Виктор Мифодьевич.
Кроме того, само правление организации сейчас малочисленно, и кто встанет во главе его со временем, пока не ясно. А значит, и будущее музея как оплота белорусской культуры остаётся туманным. Смогут ли те, кто придёт на смену нынешним руководителям, сохранить уже имеющиеся сокровища и даже приумножить их?
Несмотря на эти трудности, вход в музей остаётся свободным для всех посетителей. Организация считает, что в первую очередь должна продолжать свою просветительскую работу и показывать взаимосвязь славянских и тюркских народов.
И нужно сказать, что работу эту ценят. По крайней мере посетители уж точно. В белорусском музее практически ни один день не обходится без гостей. Кто-то заходит, прогуливаясь по «Национальной деревне», а кто-то – целенаправленно.
И надо же быть такому совпадению, что именно в день визита еженедельника «Вечерний Оренбург» среди посетителей этого музея оказалась целая семья, отец которой Иван Кахоновский – уроженец Гродненской области Республики Беларусь. Он не раз бывал на своей исторической Родине, а когда ездит по делам в другие города России, всегда старается посещать места, которые связаны с белорусской культурой. Поэтому экспозицию музея рассматривал с особым волнением. Дольше всего семья пробыла у стеллажа, посвящённого 40-м годам.
– Это лично моё мнение – Белоруссия в годы войны пострадала больше, чем все остальные территории. От многих городов и деревень не осталось камня на камне, Минск был полностью разрушен. И то, что она смогла полностью восстановиться, это показатель стойкости духа народа, – считает Иван Кахоновский.
– Когда заходишь в музей – жизнь словно замирает. И ты особенно остро чувствуешь смену поколений. То, что раньше было предметом обихода, теперь стало экспонатом. Наверное, гончар, создававший эти кувшины, и представить не мог, что много лет спустя его творение увидит столько посетителей, – говорит он.
Услышав его слова, Виктор Парахомович показал нам два практически одинаковых кувшина.
– Уловите разницу? – хитро улыбается Виктор Мифодьевич.
Один из них пахнет полевыми цветами с примесью тонкого запаха, напоминающего молоко. Второй имеет насыщенный, густой, выраженный запах коровьего молока, какой можно ощутить только в деревне.
– Это молоко, – неуверенно произношу я, понимая, что здесь есть какой-то подвох.
– Конечно! Вы правы. Но тот, второй кувшин, носит запах нашего, оренбургского молока. А вот первый… Так пахнет молоко в Белоруссии. Там ведь другой климат, другая климатическая зона – и молоко совсем другое.
И то правда. Два одинаковых кувшина, а такие разные характеры.