Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Хозяйка закулисья
Екатерина Шарапова, Елена Савельева
40 лет в областном театре кукол работает помощником режиссёра Ольга Бабикова. В её руках – все ниточки действия.
Спектакль – дело коллективное. И важную роль в его создании играет помощник режиссёра. Как никто другой Ольга Бабикова понимает, что театр – это не только храм искусства, но и механизм, который должен работать отлаженно. В этом особенность её профессии.
Уникальная профессия помрежа позволяет увидеть весь длительный процесс создания спектакля. И здесь не обойтись без таких качеств Ольги Бабиковой, как хорошая память, быстрая реакция и предельное внимание. Из 32 спектаклей театрального репертуара она ведёт 30. Они достойно представляли театр в гастрольных турах и международных театральных фестивалях в Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Ярославле, Челябинске, Перми, Казани, Уфе, Стерлитамаке, Кургане, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. В разные годы им аплодировали зрители Польши и Казахстана.
Ольгу Михайловну обожают актёры, художники и режиссёры. С заносчивым характером Бабиковой считается руководство, а всё потому, что она настоящая хозяйка закулисья. Вот мы и решили узнать, как это у неё всё получается.
Начало
– Ольга Михайловна, Вы появились в Оренбургском областном театре кукол в 1975 году. Как складывалась Ваша творческая судьба?
– В то время в театре был такой замечательный заведующий постановочной частью Владимир Саркисович Мнацаканов. Он был именно тем человеком, который вводил меня в мир театрального закулисья. Он помогал мне освоиться с театром, знакомил с цехами, с тем, что помощник режиссёра должен знать о своей работе. Когда я пришла, над спектаклем «Трёхцветный наш дружок» по правилам дорожного движения работал режиссёр Виктор Михайлович Логинов. Когда актёры просили помочь, как я сейчас понимаю, делать подачи, руки тряслись, снилось, что на работе у меня ничего не получается.
Всё узнавала на практике. Всё было внове. Наблюдать за актёрами на сцене было бе-
зумно интересно. В общении с монтировщиками мне очень помогал завпост. Ничего не казалось страшным, потому что сама была молодой и жизнь казалась прекрасной и удивительной.
– Это восприятие 19-летней девушки. А вот теперь, с высоты своего опыта, какими качествами нужно обладать, чтобы преуспеть в этой профессии?
– В первую очередь любить актёров, режиссёра, каждый человек в театре уникален. Это – главное. Ведь театр – просто коллекция индивидуальностей. Самое сложное – это понимать и выдерживать их характеры.
– Выдерживаете?
– Выдерживаю и дорожу тем, что они меня тоже уважают.
Режиссёрские уроки
– С кем из режиссёров приходилось работать?
– Да со всеми, кто за эти годы работал у нас. В то время, когда я пришла в театр, главным режиссёром была Людмила Михайловна Филиппова, замечательный человек! Очень требовательная, но обаятельная. Именно она пригласила на постановку Николая Кострюкова. Очень шумный был человек, большой и заразительный. Именно с ним в нашем театре впервые началась работа с большими кук-
лами – «Любопытный слонёнок», «Айболит против Бармалея». Бармалея в том спектакле играл мой муж, актёр Виктор Бабиков. Я видела, как ему было тяжело! Он приходил после работы и просто падал. Меня успокаивало, что кукла Осла, на которой выезжал Бармалей, не очень тяжёлая, всё-таки легче 25-килограммового Слонёнка из предыдущего спектакля. Я в то время была в декрете и, естественно, не присутствовала на репетициях. Спектакль увидела на премьере. Было полное впечатление, что он едет на Осле, но Виктор носил куклу. Он так виртуозно работал, что я не поняла, кто ведёт эту куклу. На Осле свисала бахрома, к которой были пришиты ноги. Не поняла потому, что пропорции пришитых ног соответствовали человеческим. Потом до меня дошло, что это он сам, лично! Вот такие моменты мне не устают нравиться, когда артист преодолевает, казалось бы, невозможное.
– Чья режиссёрская манера работать Вам ближе? Как Вам удавалось к ним приспособиться? Они ведь такие разные – Станислав Железкин, Михаил Хусид, Юрий Фридман, Сергей Столяров, Анатолий Тучков, Валерий Вольховский, Евгений Угрюмов, Александр Заболотный, Александр Ярилов, Вадим Смирнов.
– Каждый интересен по-своему. Многих режиссёров приглашал Владимир Натанович Флейшер, директор театра. Спектакль «Голоса», который у нас и пожилые люди приходили смотреть, поставил
В.Л. Шрайман. Тогда зрители знали, что в театре кукол идут взрослые спектакли, и залы были полными. Имя Шраймана уже тогда было известно всей стране. В наш город на V фестиваль Уральской зоны он привозил спектакль «Дом, который построил СВИФТ». Это было просто потрясение. «Голоса» – спектакль по произведениям недавно разрешённых поэтов – Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Проект был интересен тем, что в нём принимали участие артисты театра кукол вместе с артистами драматического театра и филармонии. Шикарно работали наши актёры. Полностью открытая сцена, ни кулис, ничего. Жёсткий звук железной отодвигаемой двери.
– А Вольховский? Он ведь тоже в нашем спектакле оставил свой след. Его «Маленький принц» не повторял спектакль Р.Б. Ренца. Был совершенно другим.
– Валерий Вольховский – интеллигентнейший, обаятельнейший человек. Бережно, не повышая голоса он, как и Столяров, доносил до актёров, чего он хочет, добиваясь поставленных задач. Михаил Хусид всё экспериментировал.
Был ещё режиссёр Евгений Угрюмов. Его спектакль «Сказ о звезде алой и Идолище поганом» не так запомнился, как то, что он ходил по театру со стэком, в своё время он работал в цирке и был укротителем медведей. А у нас в труппе были две хохотушки – Тамара Балашова и Раечка Екимова, умело разряжавшие накалившуюся порой атмосферу.
Ещё был Григорий Гольдман, который поставил спектакль «Собачья радость», про помойку. Он прошёл несколько раз и незаметно исчез из репертуара. А вот его «Муха-цокотуха» шла достаточно долго.
Вспоминаю замечательный спектакль «Сказки дядюшки Римуса», ставил его Владимир Гаранин из Екатеринбурга. Это режиссёр – огонь! Настолько всех напитывал энергетикой.
В 1985 году директор театра В.Н. Флейшер пригласил А.Б. Ярилова. Его дипломной работой был спектакль «Все мыши любят сыр». Помню, как артисты репетировали Зощенко. Труппа в то время на две трети состояла из выпускников студии Р.Б. Ренца – Раисы Екимовой, Павла Ананьева, Любови Милохиной, Натальи Зайцевой, Наталии Титовой. А тут молодой человек, недавний выпускник ЛГИТМиКА, вызывает всех в кабинет и даёт задания по этюдному методу.
А потом ставили «Женитьбу» по Гоголю. Спектакль пользовался успехом. Замечательные работы Саши Салманова, Андрея Тетюрина, Ирины Байрамовой, Андрея Антонова, Наташи Зайцевой. В эти же годы были гастроли в Польшу, во Францию, Югославию. Их организовал Владимир Натанович.
– Как работается с Вадимом Смирновым?
– Сразу подкупил его внешний вид – молодой, интеллигентный. Вместе с тем мудрый, бережный. Фантазия у него просто фееричная. Объясняет настолько понятно – невозможно не сделать то, что он предлагает. А в показах – это просто Бог актёрской профессии. Любая, вот любая кукла у него оживает!
– Что у помощника режиссёра должно быть всегда при себе?
– Главные орудия труда – карандаш и журнал записей. Все рекомендации режиссёра должны быть зафиксированы. Замечания и недочёты тоже под запись, иначе никак.
Роли помрежа
– Ольга Михайловна, Вы знаете тексты почти всех спектаклей. В сложные моменты Вам неоднократно доводилось заменять заболевших актёров. Сколько раз Вам приходилось выходить на сцену с куклой?
– Вообще в моём активе девять ролей в самых разных спектаклях для детей и взрослых.
Первый раз меня взяла в спектакль «Машенька и медведь» Л.М. Филиппова. Так одновременно сложилось, что две актрисы и я были в ожидании малышей, и у двоих были маленькие дети. Мы организовали так называемую мамину бригаду, которая не выезжала по области, но, оставаясь на стационаре, играла по детским садам.
Поскольку людей не хватало, мне поручили роль подружки Машеньки. Так я впервые стала работать с режиссёром, с Людмилой Михайловной. Первая моя кукла, подружка Машеньки, была гапитной петрушкой. Самым тяжёлым было выносить за спиной шипение Н.А. Плешкова. Он мог стукнуть гапитом между лопатками, шипя, – держи пол. Тогда я с трудом поняла, что «держи пол» – это профессиональный термин, означающий, что надо следить за тем, чтобы кукла двигалась по ширме на одном уровне.
Николай Александрович строго всегда следил за всеми. Очень ревностно он относился к постановке спектакля. Особенно на гастролях. Когда мы приезжали в какой-нибудь клуб, устанавливали декорации, он выходил в зал и кричал монтировщикам: «Как раз, Я СЕРЕДИНА!». Важно было определить центр для постановки декораций. Сцены-то в сёлах разные были. Эта его поговорка надолго осталась в театре.
Ирина Михайловна Маленкова завершала свою работу на сцене. На гастролях спектакля «Спичка-невеличка» мне пришлось заменять заболевшую Ирину Михайловну, была Спичкой-невеличкой. По сей день играю заседательницу суда в спектакле для взрослых «Генералы в юбках».
– Что самое дорогое для Вас в театре?
– Не знаю, наверное, то, что театр – это семья. Поэтому очень больно, когда что-то не так происходит, как в любой семье, просто здесь другие масштабы. 40 лет без происшествий не бывает. Даже ушедшие актёры стараются поддерживать связи.
Хочется, чтобы доброта между людьми оставалась в театре, не уходила в холодные служебные отношения. Чтобы небольшой коллектив не становился офисом.
У нас эта атмосфера добрая есть – все ребята, которые жили и росли в Оренбурге, студийцы. Театр для них – ощущение дома родного.