Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Архивист, краевед, публицист
Константин Копылов
Накануне Дня святой Татьяны корреспондент «ВО» побеседовал с Татьяной Судоргиной. Профессионал архивного дела, краевед, публицист, автор постоянной рубрики «Лабиринты истории» в нашей газете, она 22 года проработала в госархиве Оренбургской области, затем почти 20 лет в комитете по делам архивов Оренбургской области. «Архивист» в приложении к Татьяне Владимировне – это не профессия, а призвание. Благодаря ей мы многое узнали об истории Оренбуржья.
Случайностей не бывает
– Татьяна Владимировна, Вы более 40 лет проработали в архивной службе нашего региона. Как так получилось, что Вы связали свою профессиональную жизнь с этой сферой?
– Случайно! Хотя, как показывает жизненный опыт, ничего случайного не бывает. Так получилось, что моя старшая подруга работала в архиве, и ей не разрешали уйти в отпуск, поставив условие: если хочет отдохнуть, то должна найти себе временную замену. Она занималась главным образом технической работой с документами Оренбургского автотехникума. А у меня как раз каникулы после девятого класса в разгаре… Рискнула, мне всё понравилось, и я решила после школы стать архивистом. Мама Раиса Григорьевна была, мягко говоря, не в восторге от таких планов на будущее. Тогда считалось, что в архивах трудятся неудачники, не сумевшие найти себе достойное применение в других отраслях. Мама мечтала, чтобы дочь поступила на факультет технологии переработки зерна тогда ещё политехнического института (сейчас ОГУ) – он считался одним из престижных для девушек. Но к сентябрю 1979 года мама сдалась, и я отправилась в архив трудоустраиваться. Вакантной оказалась только одна штатная единица, связанная с материальной ответственностью, а мне нет 18 лет. Директором госархива был Владимир Михайлович Литягин, он меня принял с испытательным сроком. Но поставил условие: если останусь в архивном коллективе, то обязательно должна поступить на заочное отделение Московского историко-архивного института. Сейчас, спустя годы, понимаешь, что всё в нашей жизни закономерно. Моя первая должность в архиве называлась «хранитель дореволюционных фондов», сейчас работаю в Оренбургской епархии и я – «древлехранитель». После окончания вуза меня назначали начальником отдела использования областного архива. В те времена такие должности молодым доверяли неохотно. Спасибо Алле Алексеевне Гезиме, возглавлявшей архивную службу. Увидев одну из моих публикаций в «Южном Урале», она сделала вывод: «Если статьи писать умеет, значит, может заниматься использованием».
– А чем всё-таки привлекла Вас работа в архиве?
– Тут, скорее всего, было несколько моментов. Первый связан с тем, что я начала работу в тот период, когда дореволюционная история не очень популяризировалась и преподносилась с определённым идеологическим уклоном. Одна из первых моих публикаций – об изъятии церковных ценностей в голодные 20-е годы прошлого века. После её выхода меня критиковали все преподаватели научного атеизма. Хотя я даже своего мнения в статье не высказывала. А только языком документа излагала информацию о том или ином историческом факте. При этом профессиональные учёные зачастую в угоду политическим требованиям вырывали из контекста данные о событиях, и они представали в совершенно ином свете. Другой момент был связан с тем, что одним из важнейших направлений деятельности моих подчинённых было исполнение социально-правовых запросов. В архив приходили люди, которым не хватало год-два (а иногда только нескольких месяцев) для оформления пенсии. Им необходимы были сведения, подтверждающие трудовой стаж. К сожалению, не всегда архивисты могли найти нужные документы только потому, что они утрачены. В связи с этим всегда считала своей обязанностью объяснить оренбуржцам, что очень важно хранить архивы. Любая организация должна очень внимательно относиться к сохранению документов, особенно по личному составу сотрудников. И вот когда мы находили искомые подтверждения, то, видя благодарные лица сограждан, понимала, что плоды наших трудов позволят им получить социальные выплаты. К тому же я считаю – когда любишь свою работу, то она всегда ответит тебе благодарностью. Наши пушкинисты долгое время удивлялись, почему именно я нашла документы о том, что оренбургским вице-губернатором в годы Первой мировой войны был внучатый племянник А.С. Пушкина – Лев Анатольевич Пушкин. Эта возможность открыть что-то новое для своих земляков, которую даёт архивное дело, для меня всегда была ценной. Вокруг архива сложился коллектив людей, не просто интересовавшихся историей нашего края, а с особым трепетом относившихся к ней. Сотрудничество с музеями, библиотеками и творческими объединениями Оренбурга тоже стало хорошим подспорьем в моих исследованиях. Всегда буду благодарна нашим замечательным оренбургским краеведам – Виктору Васильевичу Дорофееву, Галине Павловне Матвиевской, Владимиру Геннадьевичу Семёнову и многим другим за помощь и поддержку.
Чтобы знали другие
– Как Вы уже упомянули, Вы не просто работали с архивными документами, но и занимались и продолжаете заниматься их публикацией. Что Вас сподвигло на это занятие?
– Мне всегда было важно, чтобы не только я владела доселе неизвестными фактами нашей истории, но чтобы об этом узнало как можно больше людей. Мы должны изучать историю нашей малой родины, нам есть чем гордиться! Спасибо журналистке «Южного Урала» и поэтессе Надежде Емельяновой. Я её считаю своим учителем. Она не боялась обнародовать мои, не всегда однозначные, «творения». К тому же я уверена, что ко мне идут документы, которые никому не открывались. Списки с эвакуированными видели все мои коллеги, но только мой взгляд зацепился за известную фамилию Ростроповичей. А теперь благодаря этой находке в Оренбурге есть институт искусств им. Ростроповичей, музей. Поэтому, когда находишь подтверждение интересному историческому факту, очень важно, чтобы кто-то это оценил. Моя конечная задача – передать эти данные заинтересованным специалистам. Как было с Ростроповичами, которых я «передала в руки» музыкантов, музейных работников.
– Какой, на Ваш взгляд, должна быть современная архивная служба?
– Архивное дело Оренбуржья сейчас в очень надёжных руках благодаря тому, что председателем комитета по делам архивов Оренбургской области является замечательная Ирина Михайловна Останина. Она всего три года возглавляет архивную службу, но именно она смогла решить проблему, которая мешала архивистам полноценно исполнять свои обязанности на протяжении многих десятилетий, – государственный архив Оренбургской области переехал в новое здание, соответствующее требованиям хранения документов, работы архивистов и пользователей архивной информации, расположенное в центре города. И это только один пример её деятельности, а их можно привести немало. Я продолжаю сотрудничать с бывшими коллегами и надеюсь, что мы подготовим новые проекты, связанные с историей Оренбургской епархии.
– Есть темы в истории нашего края, которых Вы ещё не касались, но хотели бы найти новые факты и рассказать о них оренбуржцам?
– Тема развития Оренбургской епархии всегда отражалась в моих публикациях, но поверьте – белых пятен ещё много. Я очень рада, что владыка Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский, трепетно относится к истории. Задумано даже создание музея епархии, и я надеюсь принять в этом активное участие.
Что в имени твоём…
– Татьяна Владимировна, мы беседуем с Вами в канун праздника Дня святой Татьяны. Задавались вопросом, почему родители назвали Вас этим именем?
– Скажу честно, родителям лет до 25 предъявляла претензии по поводу имени. На четыре десятых класса в школе №7 были только две Татьяны. Преобладали Людмилы, Ирины, Натальи! Я родилась в мае и удивлялась: «Почему не назвала меня Майей?». Мама поделилась семейной легендой о том, что в сельсовет (я родилась в райцентре, с. Октябрьское) ходил дед и должен был записать Тамарой или Ларисой. Но в итоге зарегистрировали меня Татьяной. Сейчас Татьянин день люблю больше, чем свой день рождения.
– А есть у Вас чувство, что имя Татьяна повлияло на Вашу судьбу?
– Конечно! Всегда была среди тех, кто что-то упорядочивает и учреждает!
– Вы считаете себя успешным человеком?
– Да. Я очень довольна тем, как сложилась моя жизнь. Если брать профессиональную сферу, то мне никогда не хотелось уйти из неё, хотя случались очень неблагоприятные и сложные ситуации.
– Назовите несколько слагаемых Вашего успеха?
– Без сомнения, в первую очередь – кропотливый труд при поддержке близких и друзей. Везенье тоже играет большую роль, но его надо заслужить. Также важная составляющая успеха – это люди, с которыми мне приходилось взаимодействовать, в том числе и недоброжелатели – от каждого из них получала определённый опыт.
– Что Вы пожелаете всем Татьянам в день их праздника?
– Всем Татьянам желаю прежде всего оптимизма! Без него в жизни нелегко. А всё остальное приложится!
Фото Александра Чердинцева