Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Жизнь через объектив
Константин Копылов
Есть люди, которых смело можно назвать профи, и ты попадёшь в точку. Именно таким давно стал в журналистском сообществе оператор и фотограф городской мэрии Павел Рубанов. В его работах – жизнь Оренбурга и его жителей. Накануне Павел Васильевич отметил 60-летний юбилей.
Все мы родом из детства
– Павел Васильевич, насколько мне известно, заниматься профессионально фотографией и видеосъёмкой Вы стали не сразу. Как вообще оказались в этой сфере?
– Так получилось, что моя жизнь, или, вернее сказать, судьба, однажды сделала крутой поворот. Так сложились обстоятельства, что я ушёл в непроизводственную сферу деятельности. Первоначально работал в строительной отрасли, а затем меня перевели в непроизводственную сферу на работу в ДК «Строитель». Во время работы в Доме культуры увлёкся видеосъёмкой. А что касается фотографии, то это увлечение у меня ещё с детства.
– А что Вас побудило взять в руки фотоаппарат в детстве?
– Мой дядя был страстно увлечён фотографированием. Именно с его подачи мы с братом пристрастились к этому делу. Сначала старший брат занимался фотографией, но потом он перестал, а я, на-
оборот, не только учился пользоваться фотоаппаратом – это занятие вскоре стало для меня сильным увлечением. Снимал много и всех. Вначале это были мои одноклассники, потом коллеги тех организаций, в которых я работал. Одним словом, фотография стала частью моей жизни. Начинал снимать с чёрно-белых плёнок, затем перешёл на цветную и сейчас уже, конечно же, использую цифровую фотосъёмку. Следующим шагом стала видеосъёмка. Впервые с этим я столкнулся во время работы в ДК «Строитель». А это увлечение привело к знакомству с известными людьми в этой сфере. В частности, судьба меня свела с Владимиром Леонтьевым и Рустамом Галимовым. Они в тот период уже работали у Геннадия Донковцева, который являлся главой города Оренбурга. Именно тогда в городской администрации возникла потребность в ведении видеосъёмки. Снимать нужно было различные мероприятия, официальные встречи, приёмы делегаций. Я сначала оказывал по мере сил помощь в этой работе. А затем получилось так, что понадобился постоянный сотрудник, который бы занимался видеосъёмкой. Таким образом я оказался на этой работе в городской мэрии.
– Вы наверняка помните свой первый фотоаппарат, что это была за марка?
– Конечно, помню – это был фотоаппарат «Зоркий». Первые снимки с его помощью я делал в 5 – 6-х классах. В ту пору, а было это в конце 60-х годов, другой мой дядя работал секретарём парткома в колхозе. И ему на какой-то праздник вручили фотоаппарат «Зоркий». Своих детей у него не было, и он подарил его нам с братом. Радости у нас было много по этому поводу! Принялись с энтузиазмом вместе с братом осваивать технику – проявитель, закрепитель, фотобумага. Впоследствии, когда я его уже освоил, появились собственные фотоаппараты. Одним из первых был «Зенит».
– Какая техника для Вас была ближе всего – видеокамера или фотоаппарат?
– Сейчас в приоритете для меня видеокамера, потому что основной материал с мероприятий идёт в формате видео. А что касается фотографии, то фотосъёмка требует более серьёзного и основательного подхода. Несмотря на то что аппаратура становится всё лучше и профессиональнее, подбор ракурса, момента съёмки – это всё же удел мастерства фотографа. С годами, конечно, приходит опыт, и я уже в ходе того или иного мероприятия знаю, в какой момент и что надо снять.
Быть в центре событий
– Павел Васильевич, как удаётся Вам найти время для творчества?
– Фото– и видеосъёмка в основной массе у меня связана больше с жанром репортажа. А фотоснимки, которые стали уникальными и которые можно назвать творческими, скорее всего, получаются случайно. Во время фотографирования даже не предполагаешь, что выйдет именно такой снимок. А уже когда просматриваешь готовые фотографии, натыкаешься на хорошие экземпляры.
– Какой момент в работе Вам больше всего нравится?
– Для меня весь рабочий процесс от момента съёмки до отбора готовых фотографий или видеокадров всегда был интересен. А приятный момент – это когда отдаёшь готовую фотографию человеку и ему нравится, как я сделал. В этом отношении меня всегда поражал известный наш краевед, почётный гражданин города Оренбурга Олег Филиппович Балыков. В своё время мы с ним делали серию фотографий по зелёным насаждениям города. Я смотрел на этого человека и восхищался, с каким он упоением рассказывал о деревьях, которые у нас растут в городе. Но ещё больше меня поражала его реакция, когда он эти деревья видел на моих снимках.
– Павел Васильевич, кого для Вас проще снимать – простых людей или тех, кто известен, обладает определённым статусом?
– Каждая фотосъёмка, в том числе и портретная, является индивидуальной. У каждого человека, независимо от его статуса, есть своё отношение или представление о том, как он должен выглядеть. У людей известных, которых часто снимают, есть определённый негатив к фотографу. Это связано с тем, что они подсознательно боятся, что может получиться не так. В моей практике, в основном когда делал портретные снимки, зачастую было всё нормально. Чтобы показать человека, какой он есть на фотографии, надо с ним очень долго, совместно работать. Те люди, с кем мне приходится взаимодействовать по работе и, соответственно, их снимать, в большинстве мне хорошо знакомы. А когда знаешь человека, его увлечения, поведение, то снимать его интереснее и проще.
– Есть мнение, что мир и люди через объектив фото– или видеокамеры другие, или это не совсем так?
– Я не соглашусь с таким определением, для меня нет разницы, каким образом я смотрю на мир и события в нём. Хотя бывает, что во время съёмки глаз замыливается и упускаешь определённые детали. При просмотре же снимков незамеченные моменты всплывают. И приходит мысль, что мир через объектив камеры иногда кажется другим!
Яркие кадры
– Вспомните съёмку, которая Вам очень сильно запомнилась.
– Для меня такой стала съёмка, которую мне довелось делать во время посещения Мстиславом Ростроповичем могилы своего отца Леопольда Ростроповича. Ярким был сам момент, когда он склонился на колени перед могилой отца. Очень сильный в духовном отношении кадр. Меня это событие очень впечатлило. Бесконечно рад, что мне удалось сделать удачные снимки. Из ещё запомнившихся съёмок стал всероссийский легкоатлетический кросс, проводился он в начале 2000-х годов. Тогда была осень, слякоть, прохладно. А у меня в руках была ещё старая, очень громоздкая камера. Так вот с ней мне пришлось во время съёмок пробежать расстояние даже больше, чем легкоатлетам.
– Приходила мысль посчитать, сколько Вы за всё время работы сделали фотографий?
– Нет, я думаю, что сделать это не представляется возможным. Их слишком много. А сейчас, в эпоху цифровой техники, количество снимков стало ещё больше. У меня достаточно большой архив как фото-, так и видеосъёмок. Есть планы передать его в Музей истории города.
– Вы одновременно фотографируете и ведёте видеосъёмку, поделитесь секретом того, как Вам удаётся всё успеть?
– Здесь нет никакого секрета, всё приходит с опытом. Тем более большинство мероприятий проходят не первый год, поэтому многое приходится делать уже на автомате.
– Работая постоянно на одном месте и в одной и той же сфере, у Вас не возникал эффект дежавю?
– Такой момент присутствует в моей работе. Действительно, события и мероприятия бывают одинаковыми, и люди в них задействованы одни и те же. Но они всегда интересны, и мне никогда не было скучно. Тем более ты всегда в курсе текущих событий и уже понимаешь, что без этого трудно. Тем более от моей работы зависит, чтобы эти события стали достоянием широкого круга людей.
– Есть у Вас фотоснимки, которые Вы считаете, что их подарила судьба?
– Повторюсь, да, такие снимки есть – к таковым я отношу фотографии с Мстиславом Ростроповичем. Хотя, если прошерстить архив, то, естественно, найдутся ещё достойные снимки. Но пока для этого почти нет времени. Даже фотографии на свою собственную выставку и то удалось отобрать только благодаря моим коллегам.
– Подойдя к жизненному отрезку в 60 лет, какой главный вывод для себя сделали или Вы об этом не задумывались?
– Здесь я вам нового ничего не открою! Вся моя жизнь и работа зачастую связана с взаимодействием с людьми. Поэтому моя жизненная философия проста – как ты будешь относиться к людям, так и они будут отвечать тебе!