Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Дайте свет сердцу
Елена Савельева
Оренбургский областной музей изобразительных искусств – особое культурное пространство. Основанный в 1960 году, он находится в уникальном памятнике архитектуры XIX века, построенном по проекту архитектора Михайло Малахова для Городской думы. Здесь легко дышится и думается. Здесь рождаются новые идеи и воплощается в жизнь давно задуманное.
Директор Музея изобразительных искусств Юрий Комлев уверен, что без истории нет современности. Какой он сегодня, храм живописи, узнаем из первых уст.
– Юрий Эдуардович, областной музей изобразительных искусств – одно из самых посещаемых мест в городе. И всё же хотелось бы, чтобы людей, интересующихся мастерством художников, было ещё больше?
– У нас классический музей. Мы не отдаёмся в угоду высоких технологий. Главное – это человеческое общение, взаимодействие с научным сотрудником, экскурсоводом. Только здесь человек может соприкоснуться с подлинниками, аутентичными предметами. В этом музей не сравнится ни с каким другим учреждением.
Музей в первую очередь основывается на традициях, но мы стараемся идти в ногу со временем и осваиваем современные приёмы взаимодействия со зрителем.
Мы работаем для тех, кто приходит сегодня, и для тех, кто придёт завтра, через пятьдесят и сто лет.
Музей должен стимулировать воображение. Чтобы было так: пришёл человек, посмотрел Шишкина, Саврасова или наших современных оренбургских художников, получил наслаждение от искусства и определённую информацию. Поэтому мы сегодня стараемся уделять внимание и современным инновационным технологиям. У нас есть сайт, виртуальные туры, которые позволяют в режиме онлайн или на удалённом доступе познакомиться с собраниями произведений.
Сегодня не каждый может посетить музей в силу своих физических возможностей или территориально – кто-то живёт в другом городе или за рубежом. У нас разработана целая программа по организации доступности выставок для людей с ограниченными возможностями. Это наш особенный зритель.
Есть в музее аудиогид. Люди хотят получать подробную экскурсию, подольше постоять у какого-то определённого предмета. Для этого им достаточно воспользоваться своим смартфоном и считать информацию через баркоды, которые есть у наших картин. Молодёжи это очень нравится.
У нас сегодня очень широко распространены интерактивные формы взаимодействия: мастер-классы по созданию рисунка, декупажа, изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества.
– Что предусмотрено для самых юных посетителей?
– Мы активно общаемся с нашим юным зрителем. Существуют и такие музейные проекты: сначала знакомим ребят с виртуальным туром, детской игрушкой, а потом произведениями оренбургских художников. Выезжаем в школы, детские учреждения. Побывали в образовательно-оздоровительном центре «Солнечная страна», что в Ташлинском районе. Это традиционные акции «Ночь музеев», «День матери».
Очень ярко у нас проходят новогодние праздники, когда мы проводим благотворительные и развлекательные программы для детской аудитории со сказочными персонажами, в роли которых выступают сотрудники нашего музея. Не зря говорят, обучение, образование – это передача определённого культурного кода. А культурный код – это то, что хранится в музее. Это наша история. Каждый человек должен знать свою семью, страну, родословную. Мне очень нравится фраза директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского о том, что наша цивилизация стоит на музейной культуре, и это правильно.
– Чем гордится музей сегодня? Какие редкие произведения можно увидеть здесь?
– Я как директор, как человек горжусь коллективом. Не каждый руководитель может похвастаться тем, что у нас хороший, дружный коллектив профессионалов.
Есть молодёжь, выпускники нашего Оренбургского университета, мои бывшие студенты. Это тоже радует. И они перенимают опыт у своих старших коллег.
Наши коллекции. Музей на протяжении своей истории 55 лет никогда не оставлял одну их главных функций – комплектование. За это время собрали всё самое лучшее, самое интересное. Например, это уникальная и большая коллекция оренбургских пуховых платков, которая сегодня является единственной в мире и востребована в самых различных уголках России и в мировом масштабе. Это вызывает большой интерес, тем более выставки у нас всегда живые. На каждой мы проводим показ современных моделей. Наши выставки сопровождаем живым мастер-классом по пуховязанию.
Другой нашей важной составляющей является коллекция наивной живописи, которую долгие годы собирает заместитель по научной работе, ведущий искусствовед музея Лидия Сергеевна Медведева. Это тоже заслуживает большого внимания. Многие интересуются коллекцией наивной живописи. Этот вид искусства имеет очень большой успех и за рубежом.
В нашем музее представлены все направления искусства XX и начала XXI веков, очень большая коллекция работ столичных художников, ну и, конечно, наших, оренбургских мастеров.
– Над какими новыми проектами работаете?
– Вышла в свет удивительная тактильная книга «Оренбургский пуховый платок», рассчитанная на детей и родителей. Это совершенно уникальный проект по свой сути. Издание снабжено элементами настоящего оренбургского пухового изделия, будет вложен платок в миниатюре, деревянное веретёнце, спицы, аудиокнига. Здесь же можно прочитать новую сказку об оренбургском пуховом платке, которую сочинили сотрудники нашего музея.
Над книгой поработали и наши вязальщицы, и дизайнеры, и переплётчицы. Это огромный труд.
Это штучное издание. Оно, прежде всего, поступит в библиотеки и другие учреждения образования и культуры.
В декабре откроется выставка «Шедевры английской гравюры» из московского музея. Из передвижных проектов будем проводить Дни музея ИЗО в Ростове-на-Дону у наших друзей и партнёров в Шолохов-центре. Мы привезём экспозицию «Оренбургский пуховый платок» и проведём мастер-классы пуховязания.
У нас очень много друзей, которые к нам приезжают и приглашают наш музей с выставками. Завершается совместный проект в Норвегии в этнографическом Астер-музее. Здесь одновременно работают выставки оренбургского и норвежского пуховязания. Прошли дни музея в Армении в музее Арама Хачатуряна. В Ереване побывала экспозиция нашего оренбургского художника Андрея Преснова «Пушкин в Оренбуржье».
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Почаще читать «Вечерний Оренбург» и другие газеты и вообще больше читать книги по литературе и искусству, произведения наших, российских классиков и бывать в музеях. Это то место, где можно напрямую познакомиться с историей и культурой нашей страны, города. Прийти и зарядиться.
Есть такое замечательное выражение: «призвание художника – бросать свет в глубину человеческого сердца». И это действительно так. Тогда каждому человеку станет немножечко легче, он и сам станет светлее и добрее.