Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Джаз-фестиваль
Елена Савельева
В Оренбурге прошёл XIX фестиваль джазовой музыки «Евразия». Основанный композитором и народным артистом России Юрием Саульским, он собирает вокруг себя истинных музыкантов и слушателей.
Из истории
А началось всё в 1996 году. Тогда Юрий Саульский привёз в Оренбург мировых звёзд – «МКС Биг-бэнд» Анатолия Кролла, группу «Вокал-бэнд» Валерия Константинова, ансамбль «Игорь Бриль и Новое поколение», квинтет Александра Осейчука «Зелёная волна», фьюжн-группу «Транс–Атлантик» Сергея Чепенко, юного клавишника и вокалиста Антона Севидова.
– Мы встретились в Москве с Юрием Саульским в Доме композиторов, – рассказывает Игорь Голиков, руководивший Оренбургской областной филармонией в 90-е. – Юрий первый предложил: «Давай проведём джазовый фестиваль в Оренбурге». Я поначалу даже растерялся. У нас специфическая народная культура. Пойдёт ли народ? Будут ли полные залы? Сомневался, но Саульский настоял, и мы рискнули.
И вот первый фестиваль. Сложилось такое ощущение, что этот фестиваль должен был родиться именно в Оренбурге и нигде больше. Получается, я проиграл Юрию Саульскому. Ведь я был против этого фестиваля.
Препятствий не было. Легко было. Настолько легко, что казалось, что всё идёт как по щучьему веленью. Оренбург выиграл в джазовой музыке. Об этом узнал весь Советский Союз. Отзывы положительные. Самые сильные ведущие и музыканты.
Всё получилось потому, что собралась боевая и очень способная команда, готовая решать самые сложные вопросы. Очень тщательно подбирали программу, Юрий Саульский очень тонко подходил ко всему. И фестиваль стал международным. Я сейчас с большим трепетом вспоминаю это время. Сам Саульский был потрясающим человеком – мобильный, грамотный, с ним было очень приятно работать.
Девятнадцатый по счёту фестиваль на сцене оренбургской филармонии – такой же яркий, как и предыдущие. Кстати, традиционно, как и в прошлые годы, музыканты воспользовались замечательной возможностью поиграть на раритетном 147–летнем контрабасе из чёрного дерева мастера Цимермана, который приобрёл во Фрунзе Игорь Голиков.
От Шопена до Гудмэна
Бессменный ведущий фестиваля Владимир Каушанский представил евразийскую джазовую премьеру – проект «От Шопена до Бенни Гудмэна», созданный Даниилом Крамером вместе с кларнетистом Игорем Фёдоровым и контрабасистом Макаром Новиковым. Получился совершенный микс классики и джаз-импровизации. Великолепное владение инструментами, профессиональная техника исполнения и тонкий вкус переносили публику из одной эпохи в другую, будто мчалась не одна машина, а целый поезд времени.
– Фестивальная и концертная сольная программа – это, как говорят в милой Одессе, две большие разницы, – поделился в интервью для нашей газеты Даниил Крамер. – Мечтаю приехать сюда с отдельным концертом. Фестиваль джаза в Оренбурге – это особое душевное состояние.
По профессиональному уровню то, что можно сегодня назвать российским джазом, невероятно выросло за 15-20 лет, так же, как и оренбургский фестиваль. Он стал абсолютно конкурентно способным на европейском рынке. И приезжающие сюда американские музыканты уже не просто не видят разницы по уровню, но иногда мы ещё им фору даём. Конечно, основной джазовый центр остался в Нью-Иорке, там и происходит основная регенерация идей, но хотелось бы, чтобы и Россия потихонечку начала тянуть одеяло на себя.
Творческий проект Даниила Крамера в первом отделении сменили московские музыканты – Евгений Лебедев (фортепиано), Антон Ревнюк и Игнат Кравцов. Оренбургской публике молодые, но очень талантливые музыканты представили новый альбом «Open Strings». Одна из самых ярких импровизаций – «Море». Крик чаек, лазурная волна, погружение на глубину, подводный мир – всё это было рядом.
Владимир Каушанский, представляя московских музыкантов, рассказал, что Евгений Лебедев – это открытие фестиваля «Евразия» и личное открытие Юрия Саульского. Свои проекты Евгений Лебедев, объездивший весь мир, работавший в США и Великобритании, связывает именно с Оренбургом.
Во втором отделении первого фестивального дня на сцену вышла знаменитая американка Мирна Клейтон. Она точно знает, как зажечь зал. Для неё не существует границ. Между зрителями и певицей сразу установился контакт, как только она спустилась в зал, публика подпевала и мерила ритм вместе с музыкантами.
– Я третий раз в России, и ещё не видела более доброжелательного города, – заметила Мирна Клейтон за кулисами, – и от публики ожидаю взрыва эмоций. У джаза нет границ, независим, кто играет его – русские или американцы.
Мирна Клейтон выступала вместе с русскими музыкантами, ансамблем Тима Дорофеева, который уже не единожды бывал в Оренбурге. Они понимали друг друга с полунамёка. Голос и инструментал то сливались воедино, то выходили на диалог.
Всё про любовь
Джазовый марафон продолжился и на следующий день. Оренбургскую публику покоряли своим талантом и неподражаемым исполнением другие, не менее самобытные и популярные музыканты. Перед их выступлением, как всегда, вышел на сцену Владимир Каушанский и предоставил слово министру культуры и внешних связей Оренбургской области Евгении Шевченко. Она заверила, что министерство приложит все усилия, чтобы следующий, двадцатый по счёту фестиваль произвёл на публику самые яркие впечатления.
Открыл концерт виртуозный исполнитель на губной гармошке, лидер собственной группы «The Hot band» Михаил Соколов. Блюзовые композиции, сочинённые и представленные публике Петровичем, как его называют в своей музыкальной среде, зажигали сердца и уносили в мир, где царит любовь и радость.
Лицо российского блюза, ум, шляпа, честь, совесть и борода нашей музыки признался:
– Я очень много езжу по России и проехал её всю от Ленинграда до Камчатки, приходилось и за границей выступать, и могу сказать, что более тёплой и контактной публики нет нигде, кроме как в нашей стране. Когда нас принимают и любят – это мечта. Настоящая музыка – она у каждого своя, кому-то нравится треш, кому-то блюз. Я живу в этом измерении и счастлив.
Ив Корнелиус – ещё одно незабываемое выступление. Влюблённая в творчество Сары Вон, Билли Холидей и Эллы Фицджеральд, она востребована не только в Америке, но и далеко за пределами родный страны. Где бы ни выступала Ив Корнелиус, её везде преследуют аншлаги.
На оренбургской сцене джазовая исполнительница выступала вместе с трио Ивана Фармаковского. Это очень ценный в контексте музыкальной стилистики коллектив, создавший новый национальный язык в мире джаза.
Вещи, звучавшие в исполнении звёздного состава, стали настоящим эксклюзивом. Ив пела про любовь, для влюблённых и для тех, кто ещё только в ожидании этого самого яркого, светлого и радостного чувства.
И ещё один штрих к общей картине XIX фестиваля. Первый день джазовой «Евразии» транслировался в онлайн-режиме, если кто-то не смог посмотреть концерт вживую, может заглянуть в Интернет и получить не меньшее удовольствие.