Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Защищал от фашистских налётов небо Москвы»
Татьяна Судоргина
В годы Великой Отечественной войны один из праправнуков А.С. Пушкина стал офицером, пройдя обучение на базе Оренбургского зенитного училища.
«Посвятил себя военному делу, защите Отечества»
Научно-художественные книги В.М. Русакова о потомках великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина получили единодушное признание и в России, и за её пределами. Именно Виктор Михайлович впервые на излёте ХХ столетия подробно написал о праправнуке поэта Сергее
Евгеньевиче Клименко, который полтора года своей жизни провёл в городе Чкалове (так назывался Оренбург с 1938 по 1957 год). Ранее этот факт оренбургским пушкинистам известен не был.
Предлагаю вниманию читателей родословное древо Сергея Евгеньевича:
Александр Сергеевич Пушкин - Наталья Николаевна Гончарова
Александр Александрович Пушкин
Софья Александровна Ланская
Наталья Александровна Пушкина
Павел Аркадьевич Воронцов-Вельяминов
Мария Павловна Воронцова-Вельяминова
Евгений Ипполитович Клименко
Сергей Евгеньевич Клименко
Ещё одна незримая ниточка соединяет Оренбургский край с Александром Сергеевичем – на сей раз через старшего сына Александра, который посвятил себя военному делу, защите Отечества.
Знаток истории оренбургского казачества Владимир Семёнов поделился интересным фактом: 2-й Оренбургский казачий полк с 1888 по 1890 год входил в состав 13-й кавалерийской дивизии. Генерал-лейтенант Александр Александрович Пушкин в это время командовал первой бригадой дивизии – оренбургские казаки два года служили рядом с сыном А.С. Пушкина.
«Семью определили на вымирание»
Александр Александрович Пушкин в 1858 году женился на племяннице отчима Софье Александровне Ланской. В семье воспитывались 11 детей. Старшая дочь Наталья вышла замуж за офицера 13-го гусарского Нарвского полка, которым командовал её отец. Герой русско-турецкой войны штаб-ротмистр Воронцов-Вельяминов в сражениях проявил недюжинную храбрость, удостоен высокой награды – именной серебряной сабли.
У Воронцовых-Вельяминовых было шестеро детей. Мария Павловна связала свою судьбу с Евгением Ипполитовичем Клименко. У них родились четыре дочери и один сын Сергей – самый младший из детей. О жизни семьи, обосновавшейся в Бобруйске, известно мало. Письмо Сергея Евгеньевича Клименко В.М. Русакову частично восполняет этот пробел: «Я в раннем детстве (грудной) перенёс крупозное воспаление лёгких и был слаб, поэтому в школу пошёл девяти лет, в 1927 году.
В этом же году, когда в стране приходил к власти Хозяин, отца выгнали из совхоза и сначала дали место чиновника… в райзо. Представляете? Бывший предводитель дворянства! Потом турнули и оттуда. Семью определили на вымирание (лишенцы, нет карточек, нет работы, нет никаких прав). Мать ездила в Телушу побираться к бывшим эксплуатируемым.
Вскоре родителей по вольному выбору (кроме, кроме…) сослали в Курск. Отец нанялся в пригородный совхоз ночным сторожем. Мать работала там же подёнщицей ради баланды. «Коллеги», жалеючи, помогали ей в работе. Отец умер от инсульта. Пытался продать крестик золотой в торгсине, где у него крестик просто отобрали и прогнали, как собаку. Едва дошёл до конуры, где мы трое ютились… Прошло немного времени, и мать отмучилась».
Сергей Евгеньевич в том же письме рассказал, как попал в подмосковную Берсеневскую детскую колонию. Было несладко, и всё же те годы он вспоминал тепло, с благодарностью. Потом праправнук А.С. Пушкина учился на рабфаке в Москве, жил в общежитии для воспитанников детских домов.
«Участвовал в боях за столицу»
С 1-го курса 2-го Московского медицинского института в ноябре 1939 года С. Клименко призван в Красную армию. Войну Сергей Евгеньевич встретил командиром приборного отделения зенитной батареи. Он защищал от фашистских налётов небо Москвы. Его 6-я зенитная батарея находилась на площади Коммуны (ныне носящей имя Суворова).
Строки из воспоминаний Сергея Клименко: «Московский фронт ПВО. Кольцо зенитных батарей, опоясывающих наш город, и самое последнее, внутреннее кольцо, – наш 864-й полк, разбивший позиции на московских площадях, стадионах и в парках. Сто 85-миллиметровых орудий. Ядро обороны от фашистской авиации».
Те тревожные дни ярко отпечатались в его памяти: «Осенью 1941 года бывали ночи, когда каждое из орудий выпускало до 350 снарядов: вешали стальной колпак из осколков над Кремлём. И осталось чувство гордости за хорошо проделанную работу, которую ты, простой сержант, сделал вместе с тысячами солдат и офицеров Московского фронта ПВО».
Когда в октябре 1941-го немцы прорвались к Москве, Сергей Клименко участвовал в боях за столицу: отражал танковые атаки гитлеровцев под Лобней. «Под посёлком Лобня по Дмитровскому шоссе, – писал позднее Сергей Евгеньевич, – теперь воздвигнут памятник нашему 864-му полку, с честью выполнившему боевой приказ».
После боёв под Лобней сержант Сергей Клименко возвратился на свою огневую позицию – площадь Коммуны, – командовать зенитной батареей. Землянка, вырытая в московском сквере, на долгие месяцы стала домом для него и его боевых товарищей.
Курсант Чкаловского училища зенитной артиллерии
На учёбу в Чкаловское училище зенитной артиллерии (ЧУЗА) им. Орджоникидзе сержанта Клименко направили весной 1943 года. Сергей Евгеньевич прибыл в г. Чкалов 80 лет назад в апреле. Хотя самый ранний документ о его пребывании на оренбургской земле датирован 10 мая. Именно в этот день работала военно-врачебная комиссия по отбору кандидатов в училище. В протоколе заседания под №246 значится С.Е. Клименко. Ознакомившись с состоянием здоровья молодого воина, медики констатировали: «Годен к строевой службе». Приказом по учебному заведению от 10 мая сержант Клименко зачислен курсантом 8-й батареи училища с 6 мая 1943 года.
Чтобы как-то восстановить картину учебных будней, сообщу о том, что в те годы комсомольцы ЧУЗА на собраниях обсуждали приказы Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Сталина, готовились к достойной встрече 25-летия ленинско-сталинского комсомола. Командный состав училища проводил беседы о героизме на фронтах Великой Отечественной войны, о полководце Кутузове.
Вечер встречи фронтовиков с молодыми курсантами состоялся в начале лета. Возможно, Сергей Клименко рассказал о боях за столицу нашей Родины.
В семейном архиве С.Е. Клименко сохранились письма зенитчиц, оборонявших с ним Москву. Сложенные в треугольники листки – дорогие реликвии, написанные в августе – сентябре 1943 года, он получил в г. Чкалове. Из них следует, что девушки очень ценили и уважали Сергея Клименко прежде всего за его высокую человечность.
Берёг праправнук А.С. Пушкина и письмо того же 1943 года от младшего сержанта М.В. Лопунова, который в предвоенные месяцы был красноармейцем приборного отделения С. Клименко.
«Достоин присвоения звания младшего лейтенанта»
Чкаловские курсанты-зенитчики зимой 1943 года на комсомольском собрании отчитывались о ходе выполнения приказа Верховного Главнокомандующего, в котором была «поставлена задача совершенствовать своё боевое мастерство, строжайше выполнять требования Устава». Докладчик отметил, что «подавляющее большинство комсомольцев систематически занимаются глубоким изучением документа и подтверждают знание его успехами в учёбе. Комсомольцы (всего шесть фамилий, среди них и Клименко. – Т.С.) проявляют исключительное старание, активно участвуют в общественной работе, служат примером дисциплинированности и организованности. На практических занятиях взвода отличились высоким знанием и чётким выполнением обязанностей бойца при наступлении, в обороне».
За отличную сдачу переводных экзаменов весной 1944-го сержанту Клименко объявлена благодарность (этого поощрения удостоены только 18 курсантов из 260).
При аттестации в октябре 1944 года ему дана следующая характеристика: «Пользуется авторитетом среди курсантов и офицеров. Работая командиром отделения курсантов, показал хорошие организаторские способности. Проявил себя как требовательный, справедливый командир и чуткий, отзывчивый товарищ, проявляющий заботу о подчинённых. Физически развит отлично, хороший гимнаст. Правила стрельбы зенитной артиллерии знает отлично».
В результате сделан вывод: «Может быть использован на должности командира огневого взвода в частях зенитной артиллерии РККА. Достоин присвоения звания младшего лейтенанта».
Заканчивая своё повествование о жизненном пути Сергея Евгеньевича Клименко, В.М. Русаков писал, что боевой опыт и знания, полученные в Чкаловском училище зенитной артиллерии, определили его дальнейшую судьбу. Назначенный инструктором, он готовил командиров автоматических 37-миллиметровых зенитных пушек.
Ратный труд праправнука Александра Сергеевича Пушкина отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».