Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Полвека в медицине
Константин Копылов
В Оренбурге установлен рекорд по количеству переливания эритроцитарной взвеси пациентам в России – 1015 литров. Достижение отмечено в Книге рекордов России. В интервью корреспонденту «ВО» рекордсмен врач-трансфузиолог областного онкологического диспансера Юрий Шкуропатов рассказал о том, как он установил рекорд, а также о значимости донорства и переливания крови.
Благородное дело
За плечами Юрия Фёдоровича 55 лет работы в медицине, 51 год из них он посвятил Службе крови. В 1971 году, работая на областной станции переливания крови врачом по изготовлению препаратов крови, он принимал непосредственное участие в организации безвозмездного донорства и заготовки крови. В 1993 году Юрий Фёдорович сам возглавил областную станцию переливания крови. В период его работы увеличились объёмы заготовки донорской крови в области с 25 до 36 тысяч литров крови, а число доноров возросло на 25 процентов. Было основано производство иммунопрепаратов, что позволило улучшить лечение многих тысяч реципиентов в области. Благодаря главному врачу были внедрены лабораторные методики по диагностике вирусных гепатитов В и С, ВИЧ.
С 2006 года Юрий Федорович работает врачом-трансфузиологом в Оренбургском областном онкологическом диспансере. За последние семь лет объём переливаемых трансфузионных сред возрос в онкодиспансере в 1,3 раза, число больных, получивших трансфузии, увеличилось на 13 процентов, а число переливаний – на 31 процент за счёт улучшения качества трансфузионной терапии. За последние 10 лет посттрансфузионных осложнений в медучреждении зарегистрировано не было.
Юрий Фёдорович имеет звание «Отличник здравоохранения».
– Юрий Фёдорович, что такое эритроцитарная взвесь, для чего она нужна?
– Она представляет собой следующее – от донора берут кровь в гемоконы, но цельная кровь не используется в медицине уже более 20 лет. На станции переливания её разделяют на компоненты – плазму (верхняя часть, после отстаивания в центрифуге) и эритроциты (нижняя часть). Удаляют из полученной крови от донора плазму и в оставшиеся эритроциты добавляют консервант. Эритроциты с консервантом и есть эритроцитарная взвесь. Для того чтобы эритроциты хранились более длительное время, добавляют консерванты, которые позволяют сохранять их до 42 дней. Показаниями к переливанию эритроцитарной массы и взвеси служат кровотечение, острая кровопотеря, шок, заболевания системы крови, анемии.
– Велика ли у нас в Оренбуржье потребность в донорской крови?
– Сейчас мы из областной станции переливания крови получаем готовую эритроцитарную взвесь, свежезамороженную плазму и тромбоциты. А эти продукты на станции переливания крови получают из той крови, которую они берут у доноров. Немного открою вам давнюю статистику. В тот период, когда я в советский период был главным врачом, у нас была установка, чтобы каждый год объём заготовки крови должен увеличиваться на пять процентов. К примеру, если в этом году мы заготовили 25 тысяч литров, то на следующий год эта цифра должна была быть выше на пять процентов. Пика высоких показателей мы достигли в 1986 году. Если сейчас на станции переливания крови заготавливают около 20 тысяч литров крови, то мы в 1986 году заготовили 36 тысяч литров. Конечно, такая гонка в количестве собранной крови не всегда была обоснованной. Но тем не менее она обеспечивала те потребности медучреждений, которые на тот момент были. Отмечу, что в тот период мы на станции переливания крови выпускали 11 компонентов, сейчас меньше. Поэтому возвращаясь к Вашему вопросу о потребности в донорах в нашем регионе, то она достаточно высокая. К тому же была такая особенность, что в советский период большую часть крови мы заготавливали на выездах. Для этого были специальные выездные бригады, которые выезжали в райцентры и производили забор крови у доноров. Сейчас большую часть крови берут в стационаре и заготавливают с помощью современной аппаратуры, которая позволяет увеличивать объём заготовки от каждого донора. Если раньше среднеразовая доза составляла 300 миллилитров, то сейчас она составляет 400 миллилитров от одного донора. По-этому скорее всего за счёт этого произошло снижение числа доноров. А тогда только в области у нас было 10 тысяч почётных доноров СССР. Данное звание давало людям определённые льготы (бесплатный проезд на транспорте, оплата коммунальных услуг – 50 процентов, путёвки в санаторий), а это служило для них хорошим стимулом.
Отдавая самое важное
– Как влияют регулярные сдачи крови на донора?
– Многолетние наблюдения за донорами, сдающими кровь на протяжении длительного времени, не выявили у них никаких отклонений, связанных с кроводачами. Во-первых, количество крови, взятой при донации, не критично для работы организма, и она довольно быстро восстанавливается. Во-вторых, доноры перед сдачей проходят медицинский осмотр. Если врачи считают, что сдача крови может быть вредна для донора, то он получит отвод, то есть кровь у него не возьмут.
– Знает ли Ваш пациент, которому Вы переливаете эритроцитарную взвесь, имя донора?
– Пациенты мои иногда тоже задают подобные вопросы. В последние годы вся информация о донорах засекречена. А раньше на гемоконе прописывалась фамилия донора, сейчас проставляется только его номер. И если человек, которому перелили кровь, хочет узнать имя донора, то, зная номер и дату, может обратиться на областную станцию переливания крови, и там ему предоставят такую информацию.
– Чьи жизни спасла донорская кровь, можете привести конкретные примеры?
– Буквально вчера переливал кровь достаточно пожилому человеку, ему уже 83 года. У него малокровие, понижен гемоглобин. При таких показателях, как у него, на операцию или химиотерапию взять не могут. Решение о переливании принимает лечащий врач, одобряет консилиум, но окончательное слово за трансфузиологом. После переливания этот пациент будет готов к проведению операции.
Сам процесс переливания крови достаточно сложный, и в нём задействовано много людей. Прежде чем начать переливание, я беседую с пациентом. Необходимо его психологически подготовить, ведь надо учитывать, что онкологические заболевания тяжёлые, и уже осознание этого факта приводит людей зачастую в удручающее состояние. Многие волнуются и перед самим переливанием крови. Поэтому я начинаю беседовать с человеком на нейтральные темы, и, когда он успокаивается, объясняю ему саму процедуру переливания.
О рекорде
– Юрий Фёдорович, что стало для Вас мотивом пойти в медицину и стать врачом?
– После окончания школы в Медногорске возник вопрос о профессиональном выборе. Несколько моих друзей поступили в Гурьевскую мореходную школу на Каспии, другие – в авиационное училище в соседнем Актюбинске. Я тоже думал поступать в авиационное училище, но на медкомиссии не прошёл по зрению. Мои два друга уехали в Гурьев, а я, проводив их, в расстроенных чувствах шёл мимо поликлиники и увидел объявление о наборе в Оренбургский мединститут. Решил попробовать себя в этой сфере, подал заявление и после вступительных экзаменов поступил. А после окончания вуза получил направление в Сакмарскую ЦРБ, приехал туда фтизиатром, потом стал терапевтом. Вернувшись в Оренбург, некоторое время работал в рентгенологии, но состояние здоровья не позволило работать в этом направлении. И я перешёл на работу в областную станцию переливания крови. Было это в 1971 году, и в итоге в Службе крови я отработал 49 лет на разных должностях. А после выхода на пенсию устроился на работу в Оренбургский онкологический диспансер в качестве врача-трансфузиолога.
– Как решились зарегистрировать свой рекорд, кто Вам в этом помогал?
– Инициатива участвовать в конкурсе принадлежала мне самому. А поддержку в подготовке информации мне оказала администрация нашего медучреждения, в частности, главный врач Оренбургского онкологического диспансера Алексей Викторович Климушкин. Всего я подготовил для конкурса 480 страниц документов. Перед тем как отправить информацию, я провёл длительную подготовку, собирал информацию о всех проведённых переливаниях. Рекорд составил 1015 литров, но это за 8,5 года (1720 пациентов), а не за 14 лет, которые я здесь отработал. На самом деле объём переливаний был намного больше. Прежде чем заняться оформлением документов, я позвонил в Москву. Получив одобрение, стал вплотную заниматься подготовкой.