Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Движемся правильно?
Дина Елманова
«Это мой младший брат, Митя. Он погиб несколько часов назад…» – эти слова, написанные оренбуржцем в память о брате-велосипедисте, уже разлетелись по всем телеканалам. Но, к сожалению, это далеко не единственная авария, которая потрясла город в мае. И пострадавшими оказывались именно велосипедисты. Что приводит к таким печальным последствиям и можно ли навести порядок на неспокойных улицах? Видимо, с приходом лета пришла пора вновь поговорить об этом.
Кто не уступил дорогу?
Май только начался, а у гаишников на руках уже четыре вопиющих ДТП с участием велосипедистов. Причём часть из них – с несовершеннолетними, а один случай и вовсе закончился смертью и вызвал широкий резонанс в городе. Вкратце напомним: 18-летний водитель ехал на машине по Загородному шоссе, где сбил насмерть 31-летнего велосипедиста. Причём автомобиль вышел из-под контроля и вместе с водителем свалился в кювет. Спасти жизнь велосипедиста не смогли – молодой человек скончался до приезда скорой помощи.
Новость облетела все местные СМИ и, добравшись до социальных сетей, вызвала целую бурю дискуссий. Сразу скажем, что прямые очевидцы трагедии в дискуссию сильно не вмешивались. Зато любители поговорить живо ухватились за эту тему. Ругали всех – и велосипедистов, которые почему-то «посмели вылезти» на мостовую; и автолюбителей, за время самоизоляции, видимо, подзабывших, что они не единственные полноправные участники дорожного движения и что помимо них на магистралях появляются мотоциклисты, велосипедисты и – о ужас! – пешеходы. Последние, правда, выходят на дорогу, когда им нужно перейти на другую сторону, но это никак не меняет общего настроя дискуссии.
Забывается другое – унесённую жизнь уже не вернёшь. А водитель, которому всего 18 лет? Вот ему, спрашивается, нужно было такое потрясение в первый же год совершеннолетия? И ведь этот случай далеко не единственный.
– С самого начала мая в городе уже зарегистрировано семь аварий, в которых пострадали велосипедисты. Причём почти в половине случаев речь идёт о несовершеннолетних. Во всех этих случаях дети катались на велосипедах без присмотра родителей, – рассказала инспектор отделения пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД РФ «Оренбургское» Варвара Иващенко.
Такое порой случается не на проезжей части (хотя изредка подростки всё же порываются выбраться на мостовую), а во дворах. И здесь уже никакие вопли о том, что велосипедистам «незачем лезть на проезжую часть!» не работают. Потому что во дворах встречаются всё те же пешеходы, велосипеды и самокаты. Тогда, спрашивается, для кого существуют правила? Есть ли хоть одна категория участников, которая бы их соблюдала?
«А кому сейчас легко?»
На самом деле споры о том, кто кого главнее на дороге, ведутся уже много лет, с тех самых пор, как в городе начался велосипедный бум. А в последние годы вопрос о том, кто, где, а главное, как должен перемещаться, кажется, достиг точки кипения. Ведь вместе с модой на велосипеды в Оренбург просочились скоростные самокаты. Велосипедисты не раз просили оборудовать проезжую часть велосипедными дорожками, однако за столько лет дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.
Однако даже отсутствие инфраструктуры – не повод для беспредела на улицах.
– Честно, отношение к происходящему двойственное. С одной стороны, у нас немало водителей, которые всегда стараются пропустить, сигналы подают, помогают ориентироваться. А с другой, немало и таких, которые любят разворачиваться в запрещённых местах. Они не то что на пешеходов, велосипедистов – они даже на дорогу будто бы не смотрят. И ладно, если по мобильному не разговаривают, – делится своими впечатлениями велолюбитель Егор Середин.
Велосипедистка Анна Шемякина – водитель двухколёсного со стажем. По собственному признанию, окончательно пересела на него лет восемь назад, так как надоели траты в общественном транспорте.
– Наверное, парням проще ездить на велосипедах. Они более резкие, сообразительные. Но, когда я смотрю, как некоторые из них лихачат, мне становится очень не по себе. Я всегда стараюсь соблюдать правила движения и переходить дорогу как пешеход. Но замечаю, что и водители порой неаккуратны. Быть может, вид девушки на велосипеде вызывает у них негодование? – смеётся Анна.
В то же время замечено, что и сами велосипедисты порой создают аварийную ситуацию на дороге. Они и сами этого не отрицают. Самыми осторожными из них являются как раз те, кто одинаково хорошо управляется и с велосипедом, и с автомобилем. Андрей Артёмов недавно сдал на права и понял, что никому из участников движения сегодня не приходится легко.
– По крайней мере теперь я лучше знаю, чего от кого ждать. И понимаю, как можно избежать опасности. Начинаешь по-другому ориентироваться на дороге и думать не только как велосипедист, но и как водитель, – поясняет Андрей.
Кстати, в обществе нет-нет да и поднимаются вопросы о том, что неплохо бы обязать получать права и велосипедистов. Однако эта инициатива неизменно вызывает массу споров и обвинений в том, что велосипедистов опять норовят спихнуть с дороги. Но так как велосипедисты в нынешних реалиях вынуждены двигаться не по специальным трассам, а прямо по мостовой наравне с мотоциклистами, которые-то как раз на права сдают, то это предложение перестаёт казаться чем-то абсурдным.
Кто виноват, или Что делать?
Правда, в ближайшем будущем такой порядок нам не светит. Ни в одном законе не прописано, что каждый велосипедист обязан иметь специальное удостоверение. А значит, очередей на медкомиссию и техосмотр водители двухколёсных не пополнят. Да и как это может быть возможно? На велосипеде передвигается практически каждый второй оренбуржец. Порой свой велосипед есть у каждого члена семьи, в том числе и у детей. Им что же, тоже всем на права сдавать? А как же быть с платными прокатами? Они попросту разорятся.
– Конечно, эта ситуация требует немедленного решения. И хотя мы порой слышим от активных горожан предложения ввести обязательный экзамен по правилам дорожного движения для школьников, на самом деле вопрос не требует таких радикальных мер. Ведь такой предмет, на котором и изучаются подобные дисциплины, уже есть – это ОБЖ. Правоохранители также проводят выездные уроки для школьников и их родителей, – рассказала инспектор отделения пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД РФ «Оренбургское» Варвара Иващенко.
Как бы то ни было, ситуация требует скорейшего решения. Велосипедистов с каждым годом становится всё больше. Автомобилистов – тоже. Скоро на дорогах будет тесно. Поэтому соблюдение правил движения – это уже не техническая часть, это острая и жизненно важная необходимость. Тем более что аварии на оренбургских дорогах не только приводят к травмам и смерти, но и полностью парализуют уличное движение.
– Я за справедливость. Когда я только начинал катать, то меня возмущало, что преимущество на дорогах всегда за водителями. Сейчас более трезво смотрю на ситуацию и не лечу через перекрёстки. Не надо забывать, что автомобилисту при столкновении почти ничто не угрожает. А вот сможет ли велосипедист остаться в живых… Это уже большой вопрос, – говорит велолюбитель Антон Измайлов.
Единственный способ достичь «перемирия» – это соблюдать правила движения неукоснительно. Даже если лень сделать манёвр и хочется развернуться «прямо сейчас», на запрещённый сигнал светофора. Но для этого необходима и определённая доля уважения к другим участникам движения.
– Поведение на дороге целиком и полностью демонстрирует, как человек ведёт себя и в обычной жизни. Существуют целые научные направления, которые занимаются этим вопросом. Считается, что грубость и пренебрежение правилами, которые участник дорожного движения проявляет по отношению ко всем остальным – это и есть истинное лицо человека. Ни один благовоспитанный индивид, уважающий чужое личное пространство и права, не станет вести себя слишком самонадеянно на проезжей части. И неважно, кто он – автомобилист, велосипедист или пешеход, – прокомментировала заведующая пато-психологической лабораторией ООКПБ№2 Наталья Якушева.
У правоохранителей своё видение ситуации. В частности, события последнего месяца они связывают с ситуацией, которую спровоцировал коронавирус.
– Печальная статистика имеет вполне рациональное объяснение. За время самоизоляции люди привыкли ездить по практически пустым дорогам. Сейчас, когда вновь наблюдается наплыв водителей, перестроиться под новый ритм намного сложнее. Поэтому и происходят подобные события, – поясняет Варвара Иващенко.
Как бы то ни было, на первом месте всё равно будет стоять внимательность и вежливость участников дорожного движения. Потому что никакие объяснения про самоизоляцию, коронавирус или (если на то пошло) солнечное затмение и магнитные бури не вернут безутешным родственникам водителя или велосипедиста, погибшего по собственной или чужой глупости.