Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Отзвук ангельского пения»
Духовная культура народа во многом определяется его музыкальной культурой. Музыка как нечто непостижимое, рационально необъяснимое возникает там, где недостаточно красок, жестов и слов. Истинная музыка живёт там, где, кроме неё, для изъяснения души уже больше ничего не нужно. И если музыка вдруг обесценивается, упрощается — это значит, что увядает росток подлинного творчества в человеке. Если мы утрачиваем народные песни, не поём колыбельных своим детям, то мы отдаём музыкальную природу собственной души на поругание рваным ритмам и примитивным созвучиям.
Но даже в таком бедственном положении в музыке есть нечто сокровенное, что навек останется незыблемым и неприкосновенным в своей богоданной чистоте – это церковное пение. Именно в храме Бог может даровать человеку ангельский глас, именно в этом святом песнопении встречаются и нерасторжимо сливаются Божественное слово и Божественная музыка. И в их единстве живёт Истина, открытая молящемуся сердцу.
Сегодня о православной музыке и церковном пении мы беседуем с клириком Никольского собора, регентом мужского хора Оренбургской духовной семинарии иереем Александром Ромашковым.
— Отец Александр, я знаю, что Вы из воцерковленной семьи и что Ваши родители – музыкальные педагоги. Думаю, воцерковление и занятие музыкой в Вашем детстве происходило одновременно. Как при этом музыка помогала идти к Богу и как Господь помогал постижению музыки?
— Действительно, с детства я рос в православной вере, и воспитанию в храме, в благочестии сопутствовало занятие музыкой. Естественно, немало стараний было приложено со стороны моих родителей: отец был преподавателем по классу духовых инструментов, а также в течение сорока лет руководил духовым оркестром в г. Бугуруслане. Мама – педагог по классу фортепиано, много лет была регентом праздничного хора Успенского храма г. Бугуруслана. Я тоже окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в храм же стал ходить с раннего детства, с пяти-шести лет. В храме нёс послушание алтарника и помогал при богослужении, а с более старшего возраста пел на клиросе.
— Как в дальнейшем складывалось Ваше музыкальное и духовное образование?
— После школы я поступил в Самарскую духовную семинарию, где вместе с богословским образованием приобрёл первоначальные навыки управления мужским хором. Здесь же в течение трёх лет мне довелось нести послушание субрегента (заместителя регента) мужского хора и иногда приходилось заменять основного регента даже на архиерейских богослужениях.
— Какова, на Ваш взгляд, для регента роль наставника в управлении церковным хором?
— Мне сложно это оценить в собственном случае, потому что мы не видим себя со стороны. Но роль наставника для церковного регента, бесспорно, очень велика: по рукам, по манере дирижирования в ученике всегда можно узнать учителя. Не могу не вспомнить в этом отношении своего руководителя игумена Никона (Ратникова) – первого проректора Самарской духовной семинарии и многолетнего регента мужского семинарского хора. Когда в этом году минувшей весной хор Оренбургской семинарии пригласили на Самарскую ассамблею православной музыки, один из моих педагогов после нашего выступления подошла ко мне и сказала: «Отец Александр, помню, как Вы учились, несколько лет Вас не видела, а теперь узнаю в Вас отца Никона: и руки те же, и так же стараетесь хор вести». Так что, обучаясь, мы, может быть, невольно, но так или иначе копируем своих учителей.
— В православном богослужении есть много фрагментов, предназначенных именно для пения. Какова его главная роль в соборной молитве? Оно помогает сердцу человека легче «возлетать во области заочны»?
— Церковное пение призвано донести до слуха и сердца молящегося слова богослужения. Если в древней церкви на возгласы священнослужителей отвечали молящиеся, то сегодня эту миссию выполняет хор, становясь символическим гласом паствы. Конечно, пение в первую очередь должно быть преисполнено молитвы, умиротворения, в нём не должно быть каких-либо страстных мотивов, театральности, что, к сожалению, мы иногда встречаем на отдельных приходах. Такую театральность можно объяснить тем, что мы не всегда имеем возможность взять в хоровые коллективы певцов, подготовленных именно к церковному пению, духовную связь с которым нам необходимо восстанавливать после семидесяти лет атеизма. Поэтому настоятелям церквей, регентам хоров приходится приглашать людей зачастую нецерковных, тех, которые просто имеют музыкальное образование или хороший голос и выступают на театральных или эстрадных площадках. Всё это может привносить в храмовое пение чуждую для него мирскую экспрессию. А ведь оно, тихогласное и спокойное, является отзвуком ангельского пения, упоминается ещё в Ветхом Завете, в псалмах Давида. Оно располагает пришедшего в храм человека к молитве, помогает отрешиться от суеты, возвести мысленные очи к Богу.
— В репертуаре хора семинарии есть не только духовные песнопения, но и светские песни, например марш «Прощание славянки». Чем должна обладать светская песня, чтобы её мог исполнять церковный хор?
— Прежде всего в музыкальных произведениях не должно быть ничего богопротивного. В светских песнях мы можем восхвалять самодержавие, монархию, так как это богоустановленная форма правления. Например, в гимне «Боже, царя храни» звучит одновременное почитание Бога и власти помазанника Божия. Также церковный хор может исполнять патриотические песни, которые сподвигают людей к созиданию, доброму деланию, любви к Родине, песни, с которыми отправляют воинство на защиту Отечества.
— Хор, которым Вы руководите, исполняет произведения как на церковнославянском, так и на русском языке. Какой из этих языков, на Ваш взгляд, более мелодичен? В равной ли степени они располагают произведение к исполнению церковным хором?
— Однозначно можно сказать, что церковнославянский язык, применяемый нами в богослужении, – это неисчерпаемый кладезь слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, которые очень удобно ложатся на ноты. За столетия богослужебной практики на церковнославянском языке в Русской православной церкви композиторами написано множество сочинений, предназначенных для исполнения именно на этом языке. Думаю, что русскоязычный вариант не стал бы в этом случае духовно равнозначным.
— Отец Александр, по Вашему мнению, кто из светских классических композиторов в большей степени близок традиции православной церковной музыки?
— Думаю, я разделю предпочтения большинства современных регентов, назвав имена композиторов начала ХХ века, представителей так называемого Нового направления в русской духовной музыке: Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Тихоновича Гречанинова, Степана Васильевича Смоленского, Александра Дмитриевича Кастальского. Целью этих композиторов было возвращение к древнерусской традиции знаменного пения. Они рассматривали древние распевы не как материал для обработки, а как музыкальные темы, служащие основой для музыкальной композиции.
— А что Вы можете сказать по поводу Рахманинова и Свиридова, которых обычно тоже вспоминают в связи с церковной музыкой?
— Безусловно, созданные ими православные песнопения – это великие произведения. Они несут в себе определённую церковность и проникнуты духом русского человека, которым пронизаны и светские их произведения. Во «Всенощной» или «Литургии» Рахманинова, в «Песнопениях и молитвах» Свиридова мы слышим мотивы, располагающие русского человека к молитве, но всё же некоторые ноты светскости в церковных произведениях этих композиторов присутствуют. Хотя я ни в коем случае не стремлюсь выступать критиком, а только высказываю личное мнение.
— Отец Александр, какую музыку желает слышать Ваше сердце, когда ему хорошо и радостно?
— Последние лет десять я почти не слушаю светскую музыку, потому мой слух открыт преимущественно богослужебным песнопениям. Вне храма, стремясь творчески совершенствоваться, я часто разучиваю партитуры произведений, которые впоследствии могут войти в репертуар нашего хора, или слушаю песнопения других православных хоров. И в этом далеко не только профессиональная необходимость, но прежде всего истинная потребность души.
Беседовал Михаил Кильдяшов.