Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Школа может обойтись без экзаменов?»
Татьяна Судоргина
Именно этот актуальный и для живущих ХХI веке вопрос волновал наших предков на рубеже ХIХ и ХХ столетий.
«Основное правило счастья»
В июне 1894 года в «Оренбургском листке» напечатана пространная статья, посвящённая экзаменам в учебных заведениях.
Автор сначала счёл нужным процитировать «напутственное слово, которое сказано ученицам выпускного класса» учителем одной из женских гимназий: «Выходя из школы, вы не должны забывать, что ваше развитие далеко не кончено. Вы должны твёрдо помнить, что кончить самосовершенствование никогда нельзя.
Я прошу записать в своём сердце следующие слова: побольше делайте для других и заботьтесь о других и поменьше – для себя и о себе. Это основное правило счастья. Забота о других, любовь к другим неизбежно вызовет в окружающих заботу о вас, любовь к вам. Это – закон жизни, такой же непреложный закон человеческого общения, как непреложны физические законы…
Только знания помогут вам разобраться в понятиях о добре и зле. Одного доброго сердца мало, ибо не руководимое знаниями, доброе сердце очень часто вместо ожидаемой пользы приносит вред…».
«На первом плане – умственное развитие»
Далее речь шла об экзаменах: «За последнее время стали раздаваться всё сильнее и сильнее голоса в нашей литературе и в среде общества против постановки экзаменов в той форме, какой они практикуются в настоящее время. Мы считаем своим долгом ознакомить читателей с извлечением из статьи «По вопросу об экзаменах» известного педагога Сиповского.
Почтенный автор справедливо полагает, что принятая форма экзаменов, есть форма «обветшалая», «отжившая» и совершенно не гармонирующая с основным принципом современной школы.
На знамени школы стоит «умственная зрелость», а на экзамене по многим предметам проверяется «лишь ёмкость памяти», способность наскоро набить голову всевозможными, по большей части никому не нужными сведениями, не имеющими никакого отношения к умственной зрелости!
Теперь, когда на первом плане школа ставит умственное развитие учащегося, способность его к самостоятельной работе, практикуемая форма экзаменов должна быть отвергнута как совершенно негодная. Она должна быть отвергнута ещё и потому, что благодаря ей в течение целого месяца учащиеся держатся в крайне напряжённом нервно-возбуждённом состоянии, что без сомнения должно губительно отражаться на здоровье».
«Решающее значение – годовой оценке»
Представитель педагогического сообщества 130 лет назад утверждал: «Готовясь к экзамену, наиболее усердные и мнительные ученики обыкновенно «заучиваются», т.е. так усердно повторяют даже то, что знают, так засиживаются до глубокой ночи, что в утомлённом мозгу их всё смешивается, является усталость и панических страх пред экзаменом. Этот страх усиливается ещё лотерейным характером последнего.
Экзамены в их современной организации должны быть заменены другими мерами. Меры эти – репетиции, частные и общие. Недель за шесть до окончания учебного года курсы по всем предметам должны быть закончены.
Затем они повторяются в несколько приёмов на репетициях. Каждый предмет повторяется в течение 5 или 6 репетиций. Последняя из них должна быть общая, т.е. тут уже спрашивается с учащихся не часть курса, а всё пройденное…
Выгода здесь в том, что устраняется необходимость для учеников непосильно напряжённой работы в течение нескольких дней, отсутствует излишняя официальная торжественность. Решающее значение принадлежит годовой оценке работы и успехов учеников в связи со всей совокупностью ответов на репетициях.
Следовательно, тут нет места случайности, влиянию минуты настроения, состояния здоровья, ибо судьба ученика решается не на данных в какие-нибудь 10 минут, как это делается в настоящее время, а на всей совокупности данных, характеризующих ученика со стороны учебных занятий и успехов».
«Удостоены перевода в следующие классы»
Подводя итоги учебного года, оренбургский журналист в 1901 году информировал: «Окончились выпускные и переводные экзамены в мужской гимназии (находилась в здании, ныне занимаемом одним из корпусов Оренбургского педуниверситета на ул. Советской, 19. – Т.С.). Большинство учащихся удостоены перевода в следующие классы без испытания за хорошие успехи или по уважительным обстоятельствам, например, по болезни.
По случаю окончания учебного года в гимназии был отслужен благодарственный молебен. Перед молебном законоучитель священник М.Я. Божуков сказал приветственное слово, в котором поздравил учащихся и учащих с благополучным окончанием годичных занятий и с наступлением заслуженного отдыха.
В обращении своём к окончившим курс Божуков указал на предстоящие им в жизни опасности в направлении современного общества и увлечения, какие могут встретить их в жизни, словами апостола убеждал их поступать достойно звания и не поддаваться дурным сторонним влияниям.
«Как бы хотелось думать и надеяться, – говорил священник, – что вы не злоупотребите своей свободой и зрелость свою докажете честным исполнением своих прямых обязанностей, уважением к установленным властями порядкам, стойкостью характера против всяких влияний, стремящихся смутить ум молодёжи и неиспорченное нравственное чувство…».
«По усмотрению педагогических советов»
На страницах «Оренбургского края» в марте 1907 года напечатано сообщение: «Нам передают, что последовало распоряжение министерства просвещения о переводных экзаменах в средних учебных заведениях, согласно которому педагогическим советам предоставляется установить по своему усмотрению и сообразно с местными условиями: в каких классах и по каким предметам следует произвести переводные экзамены и вытребовать все подробности производства таковых экзаменов.
Опять значит, в этом отношении возвращаемся к временам Святополка окаянного».
Чуть позже читателей извещали: «Святейшим синодом утверждены новые правила об экзаменах в духовных учебных заведениях. Учащиеся выпускных классов духовных училищ, семинарий, епархиальных женских и ученики 4-го класса духовных семинарий должны держать экзамены по всем предметам.
Учащиеся остальных классов, имеющие за год 5 и 4, переводятся без экзаменов; имеющие 3 и 2, подвергаются экзамену по тем предметам, по которым отмечены указанными баллами; имеющие два по двум предметам не допускаются к экзаменам».
«Угнетают неокрепший детский организм»
Местные периодические издания весной 1914 года сочли нужным опубликовать заметку о том, что в московской городской думе обсуждается вопрос о переносе «на другую пору» экзаменов, которые «угнетают неокрепший детский организм, доводя его до полного переутомления и нарушения душевного равновесия».
Приводилось утверждение: «Ни родители, ни учащиеся, ни школа не получают ни малейшей пользы от экзаменов. Практика новых школ доказывает, что школа может обойтись без экзаменов и отметок, которые только мешают стремлению к истинному знанию…».
Хроникёр «Оренбургской газеты» между тем писал: «Министерство народного просвещения разъяснило попечителю Оренбургского учебного округа, что лица женского пола могут допускаться к экзаменам при мужских гимназиях…».
«Губернатор примет меры»
Нередко экзамены в учебных заведениях Оренбурга посещали представители духовенства и губернских властей. Заметки в прессе по этому поводу отличались краткостью: «Епископ Феодосий (Епископ Оренбургский и Тургайский в 1910 – 1914 гг. – Т.С.) прибыл на экзамен по Закону Божию в седьмой класс Реального училища (сейчас в этом здании на ул. Советской, 24, располагается физико-математический лицей. – Т.С.). Епископ лично проэкзаменовал всех учащихся, поставив десятерым по пятёрке, а двоим по четвёрке».
О подобном визите главы края 110 лет назад сообщалось: «В местном мусульманском женском училище, имеющем около 90 учениц, происходили выпускные экзамены. На эти экзамены по обычаю явилось много мусульманок, среди которых были жёны богатых мусульман.
К концу экзаменов прибыл оренбургский губернатор генерал-лейтенант Н.А. Сухомлинов. Поздоровавшись со всеми, губернатор обратил внимание на чистоту помещения школы. Им же обращено внимание и на тесноту его. Учительница через посредство присутствующей З.Х. Хусаиновой обратилась к губернатору с просьбой помочь в их давнишнем желании расширить школу.
Губернатор порекомендовал подать в городскую управу заявление, в котором должны быть изложены нужды, прибавив, что со своей стороны примет все меры к тому, чтобы ходатайство было думой уважено.
После окончания экзаменов всем ученицам были розданы сласти и фрукты, заврнутые в платочки».