Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Дела транспортные
Константин Копылов
Работа следователя – одна из самых скрытых и не поддаётся публичной огласке. Для обычных людей следователь – это человек в форме с погонами, которого мы можем встретить, наверное, только в суде или на месте какого-либо преступления. Но мало кто знает, что это за профессия – следователь.
Работа следователя Следственного управления на транспорте – это работа в специализированном следственном органе, который занимается расследованием преступлений, произошедших на объектах водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Накануне 10-летия со дня образования Следственного комитета РФ корреспондент «ВО» побеседовал с и.о. руководителя Оренбургского следственного отдела на транспорте подполковником юстиции Александром Бажевым.
Специфика следствия
– Александр Викторович, что привело Вас в профессию следователя?
– Профессиональную деятельность я начинал в прокуратуре, в 2005 году окончил Уральскую государственную юридическую академию. Во время обучения в вузе проходили практику в суде, прокуратуре, полиции. Тогда ещё было мало понимания, кто чем занимается. А в период прохождения практики меня заинтересовала работа следователя. В итоге два года проходил практику общественным помощником следователя в прокуратуре, а затем стал сам следователем следственного комитета при прокуратуре. После образования следственного комитета перешёл на работу в это ведомство. В 2015 году перешёл на работу в Уральское управление следственного комитета на транспорте в отдел процессуального контроля, затем два года работал в отделе криминалистики. А с октября 2020 года исполняю обязанности руководителя Оренбургского следственного отдела на транспорте.
– Транспортное направление в следственной работе Вы выбрали сами или были направлены в эту сферу?
– Я работал в территориальном управлении – прошёл путь от следователя до следователя по особо важным дела. Затем мне коллеги предложили расширить кругозор и перейти на работу в следственный комитет на транспорте. В этом направлении есть своя определённая специфика, которая мне стала интересной, и я перешёл работать в эту сферу. Здесь я уже работаю пять лет и за это время ни разу не пожалел об этом.
– Вы сказали, что здесь есть своя специфика, расскажите, в чём она заключается?
– В первую очередь здесь более обширный круг деятельности у следователей. А сама специфика связана с тем, что в задачу следствия входит расследование преступлений на всех видах транспорта. Кроме этого, приходится очень много ездить в командировки. Я за свою практику уже посетил немало различных регионов нашей страны. Если в территориальном управлении следователь работает в рамках административно-территориальной единицы (город, район), то мы работаем по принципу экстерриториальности. К примеру, наш отдел обслуживает всю Оренбургскую область. Другой спецификой в нашей работе является характер преступлений. В частности, на транспорте больше всего распространены преступления коррупционной направленности – дача взяток, получение взяток. А также мы занимаемся расследованием тех же железнодорожных сходов, травмирования людей железнодорожным транспортом, авиационные катастрофы, в том числе и с человеческими жертвами.
Регион региону рознь
– Вы работали в двух регионах – у нас и ранее в Свердловской области. Сравните характер преступлений, которые совершаются на транспорте в этих территориях, есть ли различия?
– Отмечу, что есть своя специфика в каждом регионе. В Свердловской области расположен более крупный транспортный узел, имеется большой международный аэропорт, крупные железнодорожные магистрали. В силу этого там происходит больше транспортных происшествий. Здесь, в Оренбургской области, специфика связана с тем, что регион является приграничным. Поэтому преступления на транспорте в основном связаны с миграционными процессами – дача и получение взяток. Или те же самые мигранты в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют сотрудников полиции, применяют насилие – эти случаи также входят в нашу работу.
Безответственный проводник
– Александр Викторович, расскажите о работе Оренбургского следственного отдела на транспорте.
– Отмечу, что всего по стране действует восемь следственных управлений на транспорте, одним из которых является Уральское следственное управление на транспорте, осуществляющее свою деятельность в пределах территорий Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Свердловской, Курганской, Тюменской, Челябинской и Оренбургской областей, в пределах участков Свердловской и Южно-Уральской железной дороги. С января 2011 года рассмотрением сообщений о преступлении и предварительным расследованием по уголовным делам о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере на территории Оренбургской области занимается Оренбургский следственный отдел на транспорте Уральского следственного управления на транспорте СК России. Оренбургский межрайонный следственный отдел на транспорте образован 7 сентября 2007 года в составе Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В зону обслуживания следственного отдела входят большая часть Оренбургской области и западная часть Самарской области. С зоной обслуживания граничат Челябинская и Саратовская области, Республика Башкортостан, Республика Казахстан. На территории области функционируют Самарская таможня Российской Федерации, два отдела транспортной полиции: Оренбургский и Орский ЛО МВД России на транспорте. В зону
обслуживания также входит ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», имеющее Орский филиал.
Следственный отдел имеет два подразделения в двух самых больших городах Оренбургской области: в областном центре – городе Оренбурге и на востоке области в городе Орске. Орское подразделение Оренбургского следственного отдела на транспорте входит в состав следственного отдела с момента образования. Состав следственного отдела небольшой – всего четыре сотрудника: два – в Оренбурге, два – в Орске.
Следователь по особо важным делам майор юстиции Александр Бузаев организует работу Орского подразделения следственного отдела с 17 октября 2012 года. Александр Викторович имеет большой опыт следственной работы. Принимал участие в расследовании сложных преступлений в отношении сотрудников полиции в составе следственной бригады Главного следственного управления СК России.
– Хотелось бы, как говорят, услышать пример из следственной практики.
– Настоящим клубком сплетения случайностей и нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта явилось уголовное дело, возбуждённое по факту смерти малолетнего ребёнка в поезде Москва – Бишкек. В сентябре 2012 года в районе села Тоцкого Тоцкого района ребёнок выпал из окна поезда и был обнаружен в междупутье железнодорожных путей со множественными телес-
ными повреждениями, от которых скончался.
Оперативно была организована проверка по данному факту. Специфика работы следователей на транспорте такова, что доказательства преступления, его следы могли быть безвозвратно утрачены. Кроме членов семьи были допрошены все пассажиры вагона и обслуживающий персонал, тщательно осмотрены все помещения поезда. Было установлено, что в связи с длительностью нахождения в пути мать ребёнка утратила бдительность, была убеждена, что с ним ничего случиться не может. Свободно перемещаясь по вагону, ребёнок зашёл в открытый туалет и выпал через открытое окно.
Казалось бы, произошёл несчастный случай, вызванный тем, что ребёнок на некоторое время был оставлен без присмотра. Однако безопасность пассажиров на транспорте является одной из приоритетных задач Российских железных дорог, поэтому следствию надлежало решить вопрос о причинах происшедшего. В ходе расследования был назначен целый ряд экспертиз как инженерно-технических, так и психолого-педагогическая, судебно-медицинская и биологическая. Опрашивались инженеры, техники, педагоги и психологи, проводились следственные эксперименты. Было установлено, что потоки воздуха при скорости поезда 70 – 80 км/час могли оказать сильное давление на тело человека у окна вагона и способствовать его выпадению. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что характер повреждений соответствует тем, которые могут быть получены при указанных обстоятельствах. Результатами биологической экспертизы исключались действия сексуального характера в отношении ребёнка. Но всё ли было сделано для безопасного проезда маленького пассажира бригадой проводников? Предстояло дать принципиальную оценку действиям бригады проводников.
Было установлено, что дежурившим в момент падения из вагона проводником были допущены грубые нарушения «Правил проезда пассажиров в поездах международного сообщения», Федерального Закона Российской Федерации №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Инструкции для проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения»; «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утверждённых Приказом Минтранса РФ №286 от 21.12.2010 г., Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования и иных нормативных актов.
При дежурстве проводник должен контролировать все передвижения пассажиров по вагону и поезду, регулярно проверять свободные купе, служебные и технические помещения, коридоры, тамбуры, туалеты. Из этого следует, что проводником не была обеспечена безопасность малолетнего пассажира, он в течение длительного времени туалет не обследовал, на что прямо указала одна из пассажирок. Санитарный узел был открыт лишь в ходе поиска ребёнка матерью. Будучи допрошен с участием специалиста, провод-
ник признал допущенные им нарушения.