Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Воспоминания об учителе
Дина Елманова
Имя Геннадия Хомутова, поэта, наставника, широко известно всем, кто знаком с оренбургской литературой. В день его памяти ученики, друзья и родные встретились, чтобы вспомнить, каким он был и чем прославил Оренбуржье. Каждый из них помнит события, которые происходили за кадром и о которых читатели не знают ничего. Какие же воспоминания оставили наиболее яркий след в душе его учеников?
Иван Ерпылёв, председатель Оренбургской писательской организации СПР:
– Я начал посещать сразу старшую группу. Когда я впервые принёс свои стихи на суд Геннадия Фёдоровича, он, конечно, раскритиковал их. Но без конструктивной критики никакой рост невозможен! И я рад, что мне указали на мои сильные стороны и недостатки, от которых следовало избавляться. Мне кажется, что всесторонний объективный анализ гораздо лучше, чем бесконечная похвала. Как правило, подобные литераторы, излишне обласканные своими учителями, теряли ориентир, так как им казалось, что уже не к чему стремиться.
Я обратил внимание на одну интересную особенность: Геннадий Фёдорович всегда расспрашивал новичков, в том числе и о личной жизни: где учишься, на какие оценки, есть девушка-парень и собираешься ли ты связывать с ними жизнь… И коронной была фраза, которую он произносил, если новичок объявлял, что мечтает о свадьбе: «А ты на китайскую лапшу можешь заработать?». И это была правильная позиция человека, практично мыслящего, не витавшего в облаках. Пусть он и был поэтом, но он всегда был конкретен в своих высказываниях. И все его действия никогда не расходились со словами.
Елена Поконова, дочь Геннадия Хомутова, член Общества памяти Геннадия Хомутова:
– Примечательно, что день его рождения приходится на 10 мая, когда природа расцветает после зимнего оцепенения, возвращаясь к жизни. Папа очень любил жизнь. Он торопился жить и спешил воплотить свои литературные планы, причём не личные, а те, которые были связаны с его учениками: молодыми и взрослыми писателями. Каким замечательным проектом стал сборник «Ветер полей золотых»! Он очень ждал эту книгу, о выходе которой он часто говорил: «Это будет бомба!» – и оказался прав. Мой папа всегда был настоящим патриотом, которому небезразлична судьба отечественной культуры и литературы, русского слова. Он оставил после себя «расцветающий» и «цветущий» сады талантливых поэтов и писателей. Всё, что он успел сделать, будет приумножено его учениками и друзьями.
Ирина Санникова, руководитель литературной гостиной при ОДТДМ им. В.П. Поляничко:
– С Геннадием Фёдоровичем мы сотрудничали более 30 лет. Среди учеников моего литературного кружка было немало творческих ребят, полных творческих сил и энергии. Многие из них пробовали писать стихи и прозу. Тогда я и обратилась к Геннадию Фёдоровичу с просьбой оценить их творения с точки зрения профессионала. Я пригласила его в жюри конкурса «Рукописная книга». И меня сразу поразило, что он практически с порога объявил: «Дипломами награждаем всех, а не только лучших». Кроме того, он распорядился такие же дипломы и благодарности выписать учителям. И третье: все рецензии на каждую работу в обязательном порядке публиковались в местных газетах, чтобы произведения дошли до читателей.
Я заметила, что он в своей работе никогда не делил молодых писателей на «своих» учеников и «чужих». Он подсказал, как собрать вместе все литературные объединения области. Тогда, после конкурса, нам удалось выпустить сборники произведений, в том числе «Возьмёмся за руки, друзья».
Геннадий Фёдорович умел видеть в учениках то, что не в силах были разглядеть другие. Так, именно он открыл дорогу молодому талантливому автору Павлу Родину. Все, кто читал его рассказы, хором утверждали, что ребёнок так писать не может. И лишь Геннадий Фёдорович поверил ему и стал печатать его произведения.
Дарья Тишакова, журналист, член Союза писателей России:
– Геннадий Фёдорович всегда был очень требовательным. Главным его условием было писать много, писать хорошо, чтобы само сознание писателя постоянно находилось в движении, в поиске новых форм. Мне кажется, что сама я создала столько стихотворений только благодаря тому, что он меня постоянно подгонял и спрашивал, что ещё нового я написала за день. Потому, быть может, многие и состоялись как писатели. И сейчас наша задача – продолжать двигаться дальше и самим производить эту мощную творческую силу, чтобы нести его слово и память последующим поколениям оренбургской литературы.
Для меня Геннадий Фёдорович стал не только учителем, но и близким другом. Он часто звонил мне, чтобы узнать, как у меня дела, делился новостями и давал дельные советы. В том числе и по ведению приусадебного хозяйства, ведь я, как и он, очень люблю дачу.
Я ещё при жизни начала записывать отдельные его фразы, которые фактически являются афоризмами. Жаль, что стала делать это очень поздно.
Михаил Кильдяшов, секретарь Союза писателей России:
– Удивительно то, как сам Геннадий Фёдорович относился к критике. Некоторые из литераторов, кто в штыки воспринимал его замечания, часто считали себя несправедливо обиженными. Но они не знают, что самому Геннадию Фёдоровичу не так-то просто было высказывать начинающим (да и профессиональным тоже) писателям правду об их произведениях. Я сам не раз становился свидетелем, как он настраивается на подобный разговор. Он всегда волновался перед беседой, когда требовалось сказать человеку, что ему необходимо пересмотреть свой подход к литературному творчеству. Особенно это касалось возрастных авторов, которые взялись за перо уже в основательно зрелом возрасте. Раз он сказал мне: «Сейчас к нам в гости придёт один умудрённый годами литератор. Мне придётся его критиковать. Но, боюсь, он пойдёт на меня врукопашную…».
В другой раз пришла к нам бабушка с подборкой стихов. Ей уже указали на дверь в нескольких ведомствах, и она пришла к нам как к последней инстанции. Когда она зашла к нам в кабинет, мы уже по лицу её увидели, что если возразим – будет скандал. Как быть? Геннадий Фёдорович прочёл её стихи, а затем сказал: «Знаете, если бы мы все писали такие стихи, нас бы давным-давно лишили пенсии…». Геннадий Фёдорович всегда был очень чутким наставником и понимал многих из нас больше, чем мы сами.