Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Для фронта, для Победы
Екатерина Кошелева
Всё слышнее, всё могучей
Раздаётся вешний гром,
Самолётов наших тучи
Грозно реют над врагом.
(Из красноармейской газеты «Красный боец», 26 апреля 1942 г.)
(Окончание, начало в №33, 35.)
Естественными были в военное время трудности с материалами, сырьём, готовыми изделиями смежников – словом, нелегко назвать такой элемент нормального производства, с которым не было тогда сложностей. Беспрерывно рождались всё новые и новые формы социалистического соревнования, оно вносило живую струю в трудовой ритм тяжелейшего военного времени. Победители соревнования искренне радовались своим достижениям, помогали другим, учили молодых. Велика была роль комсомольско-молодёжных фронтовых бригад, являвших пример организованности и высокой производительности. Большое значение имели совмещение профессий, многостаночничество, помощь квалифицированных кадров в обучении молодых рабочих, соревнование по профессиям и другие патриотические начинания. Всё это помогало восполнить труд тех сотен рабочих, которых не хватало на производстве, поднять производительность и увеличить выпуск оборонной продукции.
Большую роль в обеспечении высоких показателей играли меры организационного характера, совершенствования технологии производства, строжайшего соблюдения государственной и производственной дисциплины, оперативный стиль работы во всех звеньях начиная с Наркомата.
В те тревожные дни необходимо было соблюдать режим экономии. Заботились о каждом килограмме цветных металлов в любом виде. Собиралось всё: готовые изделия, полуфабрикаты, заготовки, отходы. Хороших результатов завод достиг по внедрению заменителей остродефицитных цветных металлов. Он сократил потребление цветных металлов на 20 процентов на одну машину. 1943 год был отмечен перевыполнением планов. В связи с этим секретарь обкома ВКП(б) Г.А. Денисов направил заводскому коллективу благодарность «за перевыполнение мартовского и квартального планов по выпуску продукции».
Это было время, когда для огромного большинства людей не требовалось ни поощрения, ни принуждения, чтобы они трудились высокопроизводительно. Они полностью сознавали свой долг и свою ответственность. Например, в 1943 году апрельский график по сборке был выполнен досрочно – 28 апреля. Кроме того, сверх плана были сданы две готовые машины. Одна из них эталонная.
В годы войны творчество людей, их изобретательность и неистощимая энергия, казалось, были безграничными и неиссякаемыми. «Вспоминая многие случаи решения сложнейших технических вопросов, трудно порой установить, кто же первым высказал то или иное смелое предложение. Часто одного автора даже и не было. Нужное решение, как правило, было плодом коллективного поиска людей, сознававших опасность, нависшую над страной, и отдавших каждую частичку своего «я» делу борьбы с врагом» – эту характеристику вполне можно отнести и к рационализаторам авиационного завода.
В военные годы сложно переоценить роль, которую сыграло движение рационализаторов. Так, только в апреле 1942 года поступило 12 рацпредложений. Экономить и совершенствовать процесс производства старались во всём: упрощали техусловия и разрабатывали замену дорогого и дефицитного цветного металла, изобретали новые технологии и конструировали приборы, внедряли методики, позволяющие экономить затраты рабочего времени и улучшать качество продукции.
Начав с выпуска самолётов «УТ-2», завод в середине 1942 года перешёл к выпуску самолёта «ЯК-6». Освоение и организация серийного выпуска самолётов «ЯК-6» проходила в предельно сжатые сроки. Осенью 1943 года Государственный комитет обороны за подписью И.В. Сталина принимает решение об организации на заводе №47 серийного производства транспортно-десантных самолётов «ЩЕ-2» разработки КБ главного конструктора А.Я. Щербакова. В приказе Наркома предписывалось: «Продолжая серийный выпуск самолёта «ЯК-6», организовать подготовку производства к выпуску самолёта «ЩЕ-2» таким образом, чтобы выходил один самолёт в сутки». В 1944 году руководство предприятия мобилизовало коллектив рабочих и инженерно-технических работников на выполнение плана и чётко обеспечило установленный режим выпуска – машина в сутки. Очередной заказ оказался крепким орешком.
Из воспоминаний В.В. Венцеля, работавшего в то время заместителем главного конструктора А.Я. Щербакова: «Память воскрешает один из множества эпизодов трудовых будней цеха №7. Два часа ночи. По обеим сторонам прохода на козлах размещены десятиметровые консоли крыла, на которых расположены маты. На них неподвижно лежат задремавшие 15 – 16-летние мальчишки, уставшие от работы над каркасами крыла. В проходе появляется мастер Белов с длинным стрингером в руке. Он легонько трогает им мальчишек, и они, как стайка воробушков, с шумом вскакивают и начинают двигать рубанками – работа продолжается».
«Люди понимали, что в такое тяжёлое для страны время по-другому нельзя. Никто не жаловался, работали, не щадя себя. Вполне привычной была картина: идёт человек, падает в голодный обморок, приходит в себя и снова встаёт к станку. Я только сейчас понимаю, насколько было сложно» – так вспоминала то время Е.А. Прищепова.
«Летом приходилось ходить босиком, а при входе на завод нам выдавали тапочки на деревянной подошве, с длинными шнурками, которыми мы привязывали эту обувь к ноге. Зимой у некоторых были валенки, у других – резиновые сапоги. Цеха почти не отапливались, но на улице было ещё холодней. Вот мы зимой по целым неделям домой и не уходили, ночевать бегали в котельную, закутаешься, во что был одет, и заваливаешься, где потеплее» – из воспоминаний К.П. Букреева.
Авиастроители старались справляться с заказами военного времени. Несгибаемая воля, мужество, стойкость сотен рабочих, инженеров завода были направлены на укрепление арсенала фронта. Все кадры авиационников – от конструкторов, учёных и организаторов промышленности до рабочих и инженеров – работали с максимальной отдачей. Продукция завода регулярно поступала на фронт.
Когда на фронтах обстановка стала меняться в лучшую сторону, появилась дополнительная возможность позаботиться о свободном времени авиационников. В феврале 1944 года заводской комитет комсомола принял решение о создании на заводе большого хора. Руководить им на общественных началах согласилась И.Н. Григорьева. Ираида Николаевна записывала в хор только тех, кто отвечал её строгим требованиям. За короткое время в самодеятельный коллектив пришли около 60 человек. Репетировали не реже трёх раз в неделю. Затем создали танцевальную группу, её руководителем, и тоже на общественных началах, стал балетмейстер театра музыкальной комедии Гулеско. Первое выступление хора и танцевальной группы состоялось на торжественном вечере, посвящённом 1 Мая, в столовой завода на специально сооружённых подмостках. К этому времени в хоре и танцевальной группе было 100 человек. В пошивочной мастерской завода для участников хора сшили костюмы из заводских материалов. Хор исполнил песни военных лет: «Шумел сурово брянский лес», «Ой, туманы мои, растуманы», «Клён ты мой зелёный» и другие.
В программу концерта вошли и другие номера. Тепло были встречены частушки в исполнении Тамары Требуховой и Шуры Еремеевой. Участники художественной самодеятельности помнят: «Частушки сопровождал такой гром аплодисментов, что, казалось, ветхая крыша столовой вот-вот взлетит».
Заводской хор полюбили, он приобрёл широкую известность в городе и часто выступал перед оренбуржцами. В День Победы хор и танцевальная группа на нескольких автомашинах колесили по всем площадям Оренбурга, давая концерты.
День Победы! Пожалуй, именно этот день, а не страшные военные будни ветераны вспоминают с самой большой охотой и радостью, ведь ради него столько было пережито тягот.
Фридрих Николаевич Петерсен: «В 11 утра объявили – Победа!!! Что тут началось… Мужское, женское общежитие – все высыпали на улицу, кричат, обнимаются, целуются!!! Я-то сроду не танцевал, а тут в пляс с какой-то незнакомой девушкой пустился!».
Дмитрий Архипович Тараков: «Неизгладимые воспоминания в моём сердце оставило ликование людей в день 9 мая 1945 года. На улицах жилого городка стекольного завода прямо на земле расстилались одеяла и половики, выносились снеди, какие были, все радовались, плакали от счастья, обнимались совершенно незнакомые люди, окрестности оглашались торжественными криками: «Ура!», «Победа!».
В 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября за успешное выполнение задания по выпуску оборонной техники награждены 48 человек, в том числе орденом Трудового Красного Знамени – Л.П. Скроцкий, Ф.П. Салыкин, С.А. Рычагов. Орденом Красной Звезды и Знаком Почёта – 20 человек, медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие» – 25 человек.
Так жили и трудились оренбургские авиационники в годы Великой Отечественной войны, таким был их вклад, ставший подвигом через поколения и века. И можно понять сетования органа фашистской армии Das Schwarze Korps, который писал в 1943 году: «Нам кажется чудом, что из необъятных советских степей встают всё новые массы людей и техники, как будто великий волшебник лепит из уральской глины в любом количестве большевистских людей и технику».