Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Степная экспедиция
Владимир Беребин
Более четырёх тысяч километров за 16 дней преодолел по Казахстану в составе международной научной экспедиции известный российский орнитолог, председатель Оренбургского отделения Союза охраны птиц России, доцент кафедры ботаники и зоологии ОГПУ Анатолий Давыгора, одновременно проводя орнитологические и зоологические наблюдения. Сразу по возвращении он дал интервью для читателей «Вечернего Оренбурга».
– Анатолий Васильевич, прежде всего – почему Казахстан?
– Наша экспедиция «Природное наследие Северного Прикаспия» была организована Западно-Казахстанским университетом имени Утемисова, с которым и наш ОГПУ, и я давно и успешно взаимодействуем. Своё 90-летие казахстанский вуз ознаменовал вот таким крупным научным исследованием, в котором задействовал 11 участников, включая своих сотрудников и учёных из России – Москвы, Казани, Оренбурга, Тольятти, Астрахани. Были приглашены ведущие специалисты по разным направлениям: географы, ботаник, карстовед-спелеолог, герпетологи, палеонтолог, орнитологи. Меня пригласили как зоолога и орнитолога. Целью ставились изучение и разработка мер охраны природного разнообразия Западного Казахстана.
– Где пролегал маршрут экспедиции?
– Она проходила с 25 апреля по 10 мая. Всего мы «намотали» более четырёх тысяч километров. В основном на уазике, но случались и пешие 20-километровые маршруты. Наше научное путешествие пролегало по территории четырёх областей Западного Казахстана: Атырауской, Мангистауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской. Именно пролегало, поскольку передвигаться приходилось зачастую не по дорогам, а по бездорожью. Обязательными для посещения были выдающиеся природные объекты: гора Большая Ичка, Нарын-пески, урочище Кызылкапкан, озера Аралсор, Индер, Шалкар, массив Жельтау, плато Устюрт, меловое плато Актолагай и другие. Побывали и в рукотворной глубокой пещере знаменитой горы Иманкара на территории Атырауской области, которую люди впервые посетили в V – III тысячелетиях до н.э. В 1911 году в пещере размещался штаб инженеров Альфреда Нобеля, принимавшего участие в освоении нефтегазоносных бассейнов Западного Казахстана. В годы Великой Отечественной войны там прятались фашистские десантники-диверсанты, заброшенные с самолёта в надежде на поддержку местным населением. В результате нашего посещения коллега-спелеолог впервые провёл и составил научное описание пещеры. А так на каждом объекте и в ходе передвижения мы постоянно фиксировали то, что видели: записывали, фотографировали, определяли, сравнивали, делали первичные заключения. Большая география поездки позволила собрать уникальный материал.
– Понятно, что у каждого специалиста были свои результаты. Какими оказались орнитологические и зоологические итоги?
– Например, мы с казахстанским коллегой-орнитологом Михаилом Шпигельманом
отметили около 100 видов птиц, уточнили границы распространения ряда их южно-пустынных видов, в том числе сделали находки и за пределами известных ареалов. Из интересных видов встретили двупятнистого, солончакового, хохлатого жаворонков, пустынную каменку, пустынную славку, пустынного сорокопута, тугайного соловья. А из редких, краснокнижных – степного орла, канюка-курганника, степную пустельгу, чернобрюхого рябка, саджу. На Арал-соре обнаружили сайгу и зафиксировали, к сожалению, её браконьерскую добычу. Впервые в низовьях реки Эмбы имел радость наблюдать термитов и термитники. В ходе экспедиции мы фиксировали значительное количество видов рептилий: например, обыкновенного щитомордника, степную агаму, ушастую и такырную круглоголовок. Встретились два вида гекконов: пискливый геккончик и серый гололапый геккон. Для себя я открыл более 20 новых видов, которые впервые увидел в природе, хотя повидать за время многочисленных экспедиций довелось немало.
– В чём заключалась работа после того, как увидели то или иное животное, растение?
– Фотографировали его, определяли и фиксировали координаты. Например, по рептилиям информацию передавали герпетологам. Одновременно снимался фильм о поездке. Практически это материал для будущей карты природного и историко-культурного наследия исследуемой территории. В конце июля мы с коллегами-исследователями должны представить развёрнутые научные отчёты. Их потом объединят в общий, который опубликуют организаторы экспедиции.
– Конечно, сравнивать орнитологическое разнообразие казахстанской пустыни и оренбургской степи неправильно, но не могу не поинтересоваться степенью защищённости живого природного мира от человека в Западном Казахстане и Оренбуржье…
– И в Оренбуржье, и в Западном Казахстане для сохранения животного мира и биоты в целом предпринимаются значительные, но, к сожалению, недостаточные, на мой взгляд, усилия. Казахстанцами сделан упор на создание особо охраняемых природных территорий, но до сих пор не созданы региональные красные книги.У нас этот вопрос решён. Особую опасность для охраняемых видов животных и в Западном Казахстане, и в Оренбуржье представляет их браконьерская добыча, а также деятельность по добыче полезных ископаемых.
Фото из архива Анатолия Давыгоры