Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Имеющие души да услышат…
Евгения Павлова
Областной театр драмы имени М. Горького открыл свой новый сезон пронзительно высокой нотой: он поставил Шукшина.
Немного (теперь уже…) истории: незадолго до своего ухода Василий Макарович написал статью «Что с нами происходит?», её опубликовала «Литературная газета». Остро, как никто из собратьев по писательству и кино, он почувствовал импульсы, посылаемые из гущи жизни, и встревожился нарастающей в нас чёрствостью, ожесточением, измельчанием души. И что же это с нами произошло? А если произошло, обратимо ли это? К кому же идти сегодня с этими вопросами, если не к Шукшину? Кто ещё так знал, так понимал нас — своих героев, и – не последнее дело – любил их… Так что если и есть в названии спектакля «Милые люди» маленькое преувеличение, то уж большая правда, конечно, в нём есть. Этим, видимо, и руководствовался, отбирая для своей инсценировки рассказы разных лет режиссёр — народный артист РФ Рифкат Исрафилов. Они так пришлись друг другу, что позволили выстроить сценически динамичную драматургию с острыми кульминациями, эпическим размахом народных сцен, мягкими включениями лирических отступлений. Цельностью спектакль обязан счастливой находке: через все события жизни деревни – а в ней обитают и Андрей Ерин с семейством из «Микроскопа», и Кэт со своими поклонниками из «Привета Сивому», и Стёпка, удумавший бежать из тюрьмы накануне освобождения, и ещё многие, многие другие – проходит сестра нерасчётливого Стёпки глухонемая Верка. И будет, наверное, простительно, если в ряду отличных актёрских работ, которыми на редкость богаты «Милые люди», первой мы назовём именно Верку, воплощённую на сцене вчерашней студенткой Лейлой Гусейновой. Её чуткость, мгновенный душевный отклик на каждое событие в деревне, сила переживания по всей амплитуде человеческих чувств — от восторга до отчаяния – определённо повышают общий «градус» происходящего на сцене.
Нельзя не сказать, что уже признанный земляками (и не только ими!) триумвират режиссёра Рифката Исрафилова, художника Тана Еникеева и музыкального редактора Тамары Пикулевой ещё раз доказал свою творческую состоятельность. Широко распахнув сцену для многолюдных эпизодов, сценограф экономно и точно обозначил место и время событий (весь вечер на авансцене маячит телега, которая никуда не едет, да и вряд ли уж тронется когда-нибудь). Но это пространство легко трансформируется в жилище Ериных («Микроскоп»), хибарку Маланьи («Сельские жители»), подворье тёщи Лизаветы («Мой зять украл машину дров») и даже будуар Кэт («Привет Сивому»). Настоящий же хозяин сцены – хор деревенских девчат и парней, переплёскивающий через рампу. Неизвестно, каким чудом Тамаре Пикулевой удалось научить актёров не просто петь, но жить в песне, дышать ею, заражать ею зал. И это не музыкальные связки драматических эпизодов, это общая жизнь и общая судьба, её глубинное, подспудное течение. Да и только ли шукшинских героев? Она и судьба тех, кто в зале: все песни знакомы зрителям, и более того, каждая по-своему давно живёт в памяти многих россиян, за каждой — шлейф воспоминаний, след пережитого. И все песни – золотой пробы. И уж совсем непозволительная сегодня роскошь – живая музыка! В роли деревенских музыкантов весь вечер на сцене Татьяна Амирова (домра), Дмитрий Коршиков (балалайка), Алексей Носов (балалайка, контрабас), Анна Желтирова (домбра), Наиль Желтиров (баян).
Театр скромно назвал своё произведение «лирическими историями». Но жанровая его палитра гораздо богаче. И удивительно, как органично слились в нём не только драма и комедия, но и психологизм с гротеском, даже с пародией. И здесь уже надо говорить об актёрах, их мастерстве и вдохновении. Для «Микроскопа» не придумаешь ничего лучше, чем семейный подряд заслуженного артиста РФ Бориса Круглова (Андрей Ерин), Алсу Шамсутдиновой (Зоя) и Дианы Кругловой (дочка). Застигнутая прогрессом в самом зените своей житейской мудрости прошлого века бабка Маланья в исполнении Натальи Пановой удивительно достоверна. Вынужденная то и дело признавать правоту внучки (а дошлая Шурка – Татьяна Вдовина — в «трендах» времени как рыба в воде!), Маланья смешна и трогательна. Совсем иные краски находит актриса для своей Отавиной («Бессовестные»), мгновенно расцветшей от чуть забрезжевшей возможности зажить по-человечески. С каждым исполнителем, вышедшим на сцену в «Милых людях», галерея шукшинских характеров становится всё полнее, интереснее, и, по справедливости, каждая актёрская работа заслуживает подробного разговора. Но уж совсем нельзя обойти Сергея Тыщенко, сыгравшего Антипа Калачикова, сельского шорника по профессии и артиста в душе, филигранную работу заслуженной артистки РФ Надежды Величко, в десятиминутную сценку вместившую целую жизнь, яркий гротеск заслуженной артистки РФ Зинаиды Карпович, сыгравшую тёщу Лизавету («Мой зять украл машину дров»).
…Итак, спектакль восходит к драматическому финалу: после бурной радости общего застолья по поводу возвращения из мест не столь отдалённых Степана (Андрей Иванов) наступает горькое похмелье. Вот уже и участковый – Максим Меденок — предлагает земляку следовать за ним. Сражённая происшедшим Веерка, как подкошенный стебелёк, падает на дорогу, по которой увели брата. Какова же, как говорят сегодня серьёзные люди, «цена вопроса»? Дополнительные два года отсидки или сокрушённая горем Верка?
Тем временем сцена становится тёмной и безлюдной. Только напуганная девочка (из «Микроскопа») тормошит подругу. Прозрела разве и свою судьбу? И девчонка кричит в пустоту. Что? А что может кричать испугавшийся ребёнок? Конечно, «Мама!» и «Папа!». Но сцена пуста. Зато есть мы в зрительном зале. Имеющие души да услышат…