Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Народный умелец
Константин Копылов
От мини-трактора до межгалактических кораблей – таков диапазон творческой мысли оренбургского изобретателя-самоучки Валерия Искуснова. В рамках Года науки и технологий корреспондент «ВО» поговорил с Валерием Петровичем о его изобретениях и о проблемах их внедрения.
Всё началось с Гагарина
– Валерий Петрович, как пришли к такому занятию, как изобретательство? С чего начинали?
– Быть может, прозвучит странно, но этот путь у меня начался с полёта Юрия Гагарина. Я не мечтал быть космонавтом, как многие мои сверстники, но думал, как же так у них получилось – полететь в космос. Мне тогда было только 15 лет, и меня захватила тема космоса. Я стал завсегдатаем библиотек в школе и в клубе, жил я в ту пору в сельской местности в Октябрьском районе. Одним словом, стал много читать, и первое, чем начал интересоваться, это Вселенная, искал ответы на вопросы – что она скрывает и что из себя представляет. В свои 15 лет принял постулат Эйнштейна о том, что скорость света конечна, и первые свои изобретения я делал исходя из этого постулата. Но на самом деле это была ошибка, которая нанесла огромный вред науке. По прошествии многих лет, уже с наступлением XXI века, современные учёные доказали, что разлёт квазаров во Вселенной происходит со скоростью десять световых скоростей.
– Если я правильно Вас понял, Вы стали заниматься проектированием космических ракет, которые смогут покорить Вселенную?
– Первый мой проект, я выполнил его самостоятельно, – чертёж ракеты, из которой будут вылетать маленькие ракеты и бомбить города США. Но, повзрослев, понял, что это не совсем то направление.
А первое своё изобретение, которое стало применяться на практике, я сделал в бытность моей работы в объединении молочной промышленности. Там я изобрёл специальный валик, облегчающий сотрудникам проставлять даты на ящиках с произведённой продукцией.
– Валерий Петрович, несколько слов о том, как развивался Ваш профессиональный путь после окончания школы?
– Мой трудовой стаж составляет более 50 лет. После окончания школы и педагогического института я работал токарем, мастером, главным метрологом в Оренбургском машиностроительном объединении, начальником конструкторского бюро, ведущим инженером, прорабом, директором предприятия «Уралмонтаж», работал начальником отдела в ООО «ВолгоУралНИПИгаз», затем ведущим инженером в объединении «Тенгизнефтегаз», был также начальником монтажного участка треста «Казстальмонтаж».
Была и служба в Вооружённых силах, служил в бронетанковых войсках в Закарпатье, потом нас передислоцировали в Тоцкое, а затем перевели на Дальний Восток.
Кроме этого, я всегда занимался спортом, являюсь кандидатом в мастера спорта по самбо. Сам занимался этим видом борьбы и тренировал подрастающее поколение. И в спорте проявлял творческий подход – придумал новый вид борьбы самкар, соединив самбо и карате.
– При этом тему космоса и покорения Вселенной Вы не забывали?
– Могу Вас заверить, что данная тема всегда была в приоритете у меня и о ней я никогда не забывал.
– Тогда назовите самые важные Ваши изобретения в этой области, которыми Вы гордитесь.
– Начинал с космических летательных аппаратов и подошёл к межгалактическим летательным аппаратам с ионно-гравитационными двигателями. С их помощью можно будет добраться с Млечного пути в другие галактики. Если говорить о двигателях, то топливо, которое находится на борту, будет необходимо только для разгона корабля. А когда он достигнет определённой скорости, то поставки топлива отключаются, и двигатель корабля потребляет то топливо, которое в неограниченном количестве имеется в космосе. Таким топливом могут служить заряженные частицы и космическая пыль.
– Валерий Петрович, а когда Ваши изобретения будет возможно воплотить в реальность и не устареют ли проекты, которые Вы сейчас разработали?
– Если говорить о времени, когда всё это станет возможным к реальному воплощению, то вполне возможно лет эдак через 500. Так мне сказали наши академики. Современная промышленность пока ещё не может выпускать подобную технику. Поэтому и устареть проекты за это время не смогут.
– А у кого-то из производителей вызывали интерес Ваши чертежи и разработки?
– Безусловно, такой интерес к моим изобретениям проявляют. Но я стараюсь не делиться своими наработками. К сожалению, имеется печальный опыт, когда разработки воруют и впоследствии пытаются выдать их за собственные изобретения. И сейчас в каждое наше изобретение мы закладываем «противотанковые мины» – так я образно называю преднамеренные ошибки, чтобы пустить воришек по ложному следу.
Мини-трактор
– По моей информации, Вы даже изобрели мини-трактор. Расскажите, что это было за изобретение?
– Да, вы правы, было в моей жизни и такое изобретение. Создал я его совместно с другими народными умельцами –
Михаилом Петровичем Мастрюковым и Рашидом Гильметдиновичем Байгельдиным-Елизаровым. Мини-трактор очень прост в конструкции: у него есть двигатель внутреннего сгорания, автомобильная покрышка, тягловая рама, рычаги управления. Преимущества машины были очевидны: трактор используется для широкого круга механизированных работ, обладает высокой манёвренностью на ограниченной площади и крутых склонах.
А прототипом для изобретателей послужила похожая модель из старенького номера журнала «Моделист-конструктор» за 1984 год. Идея трактора родилась, когда я, заядлый грибник, рыскал по Оренбургскому району. И вижу – на бахчах под солнцем орудуют тяпками местные школьники… Мы с Михаилом Петровичем и Рашидом Гильметдиновичем задумались и решили соорудить машину, которая бы упразднила эксплуатацию детского труда. А теперь представьте: чудо-машина способна за восемь часов обработать 20 гектаров бахчевых или овощных культур. Группа подростков, вооружённых тяпками, не управилась бы с таким заданием и за 20 дней! Наш мини-трактор в одиночку может прополоть весь Соль-Илецкий район за 15 дней. Он даст фору любому железному коню! Трактор и пашет, и пропалывает, и окучивает, и чистит снег в зимнее время, и возит тележку весом в полтонны, развивая скорость в 60 километров в час – по асфальту и 25 – 40 километров в час – по просёлочной дороге. Да и «есть» много не просит – всего литр бензина и 50 граммов масла на один гектар культивируемой почвы.
Да и по цене он вполне доступен и окупит себя за один сезон. Патент на изобретение трактора нам вручали в сельхозинституте. И всё равно качали головами: «Нет, это нереально…». К сожалению, изобретение было только в одном-единственном экземпляре. Пробную партию пока никто не захотел финансировать.
– Проблема с внедрением технических изобретений была во все времена, как сейчас обстоят дела?
– Если взять в качестве примера зарубежные страны – США, Японию, Южную Корею или Францию, то там внедрение технических изобретений составляет 50 процентов от всех запатентованных проектов. А в России эта цифра достигает 0,005 процента. Если говорить глобально, то мы отстаём от них на 90 лет.
Вот наша группа изобретателей, в состав которой, кроме меня, входят ещё Александр Владимирович Косарев, Евгений Михайлович Герасимов, изобрела несколько полезных и рациональных изобретений как для космической сферы, так и для бытовой жизни, но ни одно из них не можем внедрить. У нас в открытой печати порядка 30 запатентованных изобретений.
Даже в советское время 5 – 7 процентов изобретений внедряли, сейчас, к сожалению, и этого нет.
– Если следовать этой логике, получается, перед изобретателями непреодолимая стена, и их изобретения, которые могли быть полезными в хозяйстве или быту, никому не нужны. А до Ваших проектов межгалактических кораблей вообще может очередь не дойти. Тогда для чего Вы их изобретаете?
– У меня есть внуки, а у них в свою очередь тоже будут дети и внуки. Думаю, в будущем ситуация изменится и мои изобретения пригодятся.
Главное, чтобы люди, которые находятся наверху, понимали необходимость, важность и своевременность внедрения технических изобретений в жизнь.
Справка
В этом году у Валерия Петровича Искуснова были изданы два тома его книги «Чёрное золото СССР». Автор посвятил книгу реальным производственным событиям 35-летней давности – обустройству огромного Тенгизского месторождения нефти и газа, монтажу оборудования и нефтепроводов в Гурьевской области Казахстана. В книге Валерий Петрович рассказывает о людях труда – сварщиках, монтажниках и других рабочих специальностях.
Кроме этого, автор раскрывает значимые эпизоды своей биографии, которая начиналась от токаря до ведущего инженера производства.