Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Слово о следователе
Константин Копылов
День ото дня мы всё чаще встречаем на страницах газет и новостных порталов таинственные заглавные буквы «СК», от которых веет энергетикой справедливости. 15 января это ведомство отмечает свой праздник – День образования Следственного комитета Российской Федерации. О том, как люди становятся следователями и с чем им приходится работать, корреспондент «ВО» узнал от старшего инспектора отдела процессуального контроля следственного управления СК России по Оренбургской области Ирины Перушкиной.
Без контроля не обойтись
Свой жизненный и профессиональный путь наша собеседница начала в районном центре Асекеево. Там она окончила среднюю школу, поступила на юридический факультет ОГУ и после его окончания вернулась в родные места уже в качестве следователя. Ирина Юрьевна уже более 18 лет работает в правоохранительной системе. Начинала карьеру со следователя в отделении МВД России по Асекеевскому району. Затем перешла в качестве следователя в прокуратуру, а после образования Следственного комитета перевелась на работу в новое ведомство. Непосредственно следователем она отработала семь лет.
– Ирина Юрьевна, объясните, пожалуйста, нашим читателям, чем занимается старший инспектор отдела процессуального контроля?
– В этой должности я веду контроль за расследованием уголовных дел. Изучаю дела, которые находятся в производстве у наших следователей. Если что-то необходимо доделать, я подсказываю коллегам. Если необходимо внести исправления, то также указываю на эти факты.
– Вам больше нравилось, когда Вы сами занимались расследованием уголовных дел или, наоборот, как сейчас – осуществлять контроль за расследованием?
– Сам процесс расследования преступлений, конечно, интересный, увлекательный, и меня он очень привлекает. Больше всего мне нравится общаться с разными людьми, а этого в деятельности следователя достаточно. Хотя и сейчас в должности старшего инспектора имеются свои интересные нюансы. Здесь точно также много общения с коллегами.
– Следователь ведёт сразу несколько уголовных дел, к каждому из них они относятся как к своему творческому материалу. Когда Вы проводите контроль, это не вызывает у них недовольство?
– Я бы не сказала, что мы вмешиваемся в их процесс расследования. Скорее, больше подсказываем, в целях предотвращения нарушений УПК (Уголовно-процессуального кодекса).
– Вам проще работать со следователями, у которых за плечами большой опыт работы, или с теми, кто только пришёл после окончания вуза?
– Опыт – это всегда большой плюс для человека, тем более для следователя. Естественно, проще работать с профессионалом. Ему уже нет особой необходимости указывать на грубые нарушения или осуществлять пристальный контроль. Достаточно подсказать направление, остальное он доводит до ума сам. С молодыми ребятами тоже интересно заниматься, особенно если молодой человек пришёл к нам на работу целенаправленно и далее у него есть цель работать в нашем ведомстве. Среди них есть достаточно много перспективных следователей.
– Насколько хорошо подготовленными приходят к Вам молодые специалисты после окончания вуза?
– Если молодой человек стремится в нашу профессию, то, соответственно, он будет учиться хорошо, а попадая к нам, будет стараться добиться хороших результатов. Но выпускники вузов владеют в основном только теоретическими знаниями. Практику они постигают уже у нас. В последние годы была введена отличная идея – перед тем как устроиться на работу, молодые люди проходят стажировку в качестве помощника следователя. Это очень сильно помогает понять сущность профессии следователя.
Случаи из работы следователя
– Ирина Юрьевна, давайте вернёмся к началу Вашей карьеры. Вспомните первые уголовные дела, которые Вам приходилось расследовать. С какими преступлениями они были связаны?
– В период, когда я была следователем полиции, приходилось расследовать дела, связанные с экономическими преступлениями, – мошенничества, грабежи, разбои, кражи. Одно из таких дел было связано с бандой вымогателей. Преступная группа, можно сказать, держала в страхе население Асекеевского района. Преступники шантажировали предпринимателей, вымогали у них крупные суммы денег, имущество. Лично для меня само по себе дело было необычным тем, что вроде бы сельская местность, спокойная обстановка, а тут вдруг такие преступления совершаются. Сложность дела заключалась в том, что потерпевшие были настолько запуганы, что боялись давать показания. Несмотря на это, нам удалось доказать семь эпизодов преступления, все участники банды получили реальные сроки.
– Не приходила Вам мысль посчитать, сколько уголовных дел пришлось расследовать за семь лет работы следователем?
– В среднем за один год мы заканчивали по 24 дела. Но это не строгая цифра, дела могли быть многоэпизодные. Так, однажды расследовала дело, в котором было 80 эпизодов. Соответственно, вела только его на протяжении двух месяцев. А если в среднем считать по 24 дела, то за семь лет около 150 уголовных дел точно пришлось расследовать только мне.
– Расскажите о деле, которое Вы упомянули.
– Оно было связано с мошенничеством. Двое граждан Асекеевского района, они были супругами, занимались обманом населения. Брали у потерпевших граждан деньги в долг на закупку мяса, оставляли им вместо этого расписки. Обязались после продажи вернуть средства. Обманывали в основном пожилых граждан, всего было выявлено 80 эпизодов. Пока шло расследование, подозреваемые начали постепенно возвращать средства и большую часть вернули. В итоге их не лишили свободы, к тому же потерпевшие попросили суд не лишать их свободы, и они получили условный срок и далее продолжили возвращение занятых средств.
Все секреты в общении
– Как удавалось Вам найти общий язык с подозреваемыми?
– Обвиняемый обвиняемому рознь. Кто-то, понимая, что его ожидает в случае препирательств, идёт сразу на сотрудничество и даёт признательные показания. А были и те, кто упорствовал или отрицал вину. В последнем случае я тоже особо не настаивала. Моя задача была доказать суду, что он преступник. Соответственно, я собирала необходимые доказательства.
– Ирина Юрьевна, были в Вашей практике уголовные дела, которые Вас чем-то поразили?
– Меня в основном поражают преступления, которые совершают несовершеннолетние граждане. Все дела, где главными фигурантами выступали подростки, я, конечно, помню. Одним из таких было убийство в Асекеево, совершённое группой лиц: молодой человек
21 года и юноша 15 лет, находясь в алкогольном опьянении, жестоко убили взрослого мужчину, который также был пьяным. Издевались над ним в течение часа, потом просто перерезали горло осколком бутылки. Причём руководящая роль в этом преступлении была у подростка. Или другой случай, связанный с изнасилованием: подросток 16 лет совершил действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Ещё одно дело было связано с тем, что группа подростков в Бугуруслане по ночам нападала на молодых девушек, грабила и насиловала их. Для меня такие преступления необъяснимы.
– Общаясь с малолетними преступниками, Вы для себя, скорее всего, сделали определённые выводы. Как считаете, из этих подростков будет в будущем толк или они вряд ли исправимы?
– Как правило, никто из таких преступников не проявляет раскаяния, совершение правонарушений для них обыденное явление. Поэтому на их исправление рассчитывать не приходиться.
– Может, в таком случае следует ужесточить законодательство?
– Дело не в ужесточении законов. Всё ведь идёт из семьи, в основном все они из неблагополучных семей. Поэтому надо больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения. А тюрьма ещё никого не исправляла.
– Было у Вас такое, что Вы пожалели о своём выборе профессии следователя?
– Таких мыслей у меня точно не было. Я всегда знала, что работа следователя тяжёлая. Она отнимает много времени, в том числе и личное. Следователь – это значит быть начеку днём и ночью и можно сутками не спать, работать в самых неприятных погодных условиях. Но я всегда была готова к этому морально, поэтому не замечала трудности.
– Что тогда больше всего нравится Вам в работе следователя, а что, наоборот, вызывает неприятие?
– Техническая сторона – составить обвинительное заключение, опись, всё это сформировать и т.д. Одним словом, работа, связанная с оформлением большого количества документов, всегда не очень нравилась. Но это часть нашей работы, и со временем я стала спокойнее относиться к этой стороне работы следователя. А больше всего мне нравится проводить следственные действия – общаться с людьми. Понять психологию человека. Мне всегда было интересно разговорить его и тем самым привести его к откровению. Чтобы это в итоге помогло расследованию дела.
Справка
Официальный праздник 15 января – День образования Следственного комитета Российской Федерации, чествующий сотрудников Следственного комитета, появился 28 декабря 2010 года благодаря подписанию Федерального закона «О С‑ледственном комитете Российской Федерации». Силу он обрёл буквально спустя чуть более двух недель – 15 января 2011 года.