Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Присяге и долгу остались верны

-----
Присяге и долгу остались верны Присяге и долгу остались верны Присяге и долгу остались верны

Приближается 76-я годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы помним о той огромной цене, которую заплатили советские люди за возможность жить свободно и счастливо.

Те, кто воевал с фашистами, для нас герои. Все, от генералов и маршалов до рядовых, – герои, и те, кто волею судьбы оказался в немецких концлагерях, – тоже герои.
Мне хочется рассказать о судьбе моего отца Ишутина Александра Яковлевича.
Родился папа в апреле 1921 года в селе Шарлык Оренбургской области. Он был вторым из пяти сыновей в крестьянской семье. Годы были тяжёлые, голодные – закончилась Гражданская война. Учёбу в школе приходилось сочетать с повседневным тяжёлым сельским трудом.
В ряды Красной армии призвали в сентябре 1940 года Шарлыкским РВК. Воинскую службу проходил в 124-й стрелковой дивизии 341-го гаубичного артиллерийского полка рядовым – разведчиком. Дивизия базировалась во Львовской области, в 10 – 30 км от границы с Польшей.
Утро 22 июня 1941 года он встретил на наблюдательном пункте, увидев приближающиеся немецкие машины и мотоциклы. Вскоре завязался бой, солдаты ждали подкрепления, но оно так и не подошло. К вечеру немцы, прощупав обстановку, снова двинулись в наступление. В ход пошли танки. Сопротивление пограничной части было сломлено. Воинские части стали отходить.
Наши войска вели ожесточённые бои, но всё же сдавали свои позиции. В течение июля – августа 1941 года воинские части с постоянными боями отступали вдоль Житомирского шоссе до города Киева.
К сентябрю недалеко от Киева для обороны города собрали остатки воинских частей вместе с гражданскими ополченцами. Немцы подступали всё ближе. В середине сентября было принято решение переправиться на другой берег Днепра с помощью понтонных мостов, но это уже не спасло от окружения. Воинские части Юго-Западного фронта, более 600 тысяч человек, были окружены в киевском «котле» и попали в плен.
28 сентября в районе села Борщовка Киевской области мой отец попал в плен. Людей согнали на колхозный двор, где долго выясняли, кто есть кто. Изредка фашисты выпускали пленных на картофельное поле, чтобы те смогли добыть себе пищу. Кто не успевал вернуться через пять минут – расстреливали. Это было только начало долгого невольного пути.

В плену
Тяжёлые боевые будни сменились мытарствами в неволе, с голодом, унижениями, издевательствами. Спустя время его в числе молодых и крепких мужчин со станции Житомир погрузили в товарные вагоны и через Польшу повезли в Германию. На одной из остановок, воспользовавшись минутным отвлечением охраны, А.Я. Ишутин сбежал, однако вскоре был обнаружен полицейскими, схвачен, жестоко избит и водворён в Потсдамскую тюрьму под Берлином. Почти без пищи здесь продержали десять дней, затем перевели в концлагерь для военнопленных Заксенхаузен, где папа пробыл с декабря 1941 года по май 1944 года.
Им выдали спецодежду, надели на ноги деревянные колодки, на голове выстригли так называемую фюрерскую дорожку и присвоили номер. Началась длинная лагерная жизнь, изнурительная работа. Истощённые, грязные, больные – таков стал облик людей, превращённых в рабов. Рыли рвы, носили камни, не оставалось сил просто передвигаться, не говоря уже о работе. Но не выполнить приказ фашистов – значит быть убитым или подвергнуть себя дополнительным мучениям. Людей обуял животный страх перед физической болью, мозг отказывался работать: все мысли были только о еде. Действовал инстинкт самосохранения. Кто-то не выдерживал и переходил на сторону врага.
«Нашу команду вывозили на заводы Даймер-Бенце, долгое время работали на железной дороге, укладывали рельсы и шпалы, рельсы носили на себе. Охрана нас могла застрелить в любую минуту, и таких случаев было сотни. Слабых забивали до смерти, чтобы запугать остальных, заставить работать, а главное – показать, что немцы – хозяева положения, а пленные – рабы.
Кормили в концлагере так: утром – пол-литра горячей воды с бурдой; в обед – суп из брюквы или шпината и три картошки; ужин – 250 граммов хлеба и «Кнорр» из отходов.
Каждое утро пленных выстраивали на плацу для пересчёта, умерших за ночь верёвками перетаскивали в крематорий. Вид мёртвых стал привычным. Из концлагеря выход был только один – через печную трубу.
Это нам папа рассказал, когда прошло уже много лет после Победы. Эти воспоминания всегда связаны с большими переживаниями, поэтому он нам – своим детям, мне – дочери Татьяне и сыну Виктору, рассказал, когда мы уже учились в старших классах школы.
Но продолжим воспоминания отца. В мае 1944 года его перевели в другой концлагерь – Бухенвальд.
«Каждому – своё» – гласила надпись на воротах Бухенвальда. Одни узники становились материалом для бесчеловечных опытов, наиболее ослабленных помещали в барак смертников. Но и здесь отец не упал духом, он устанавливает связь с участниками антифашистского комитета, возглавлял который подполковник Смирнов. Вскоре отец стал членом этого комитета. Задача состояла в том, чтобы вести антифашистскую агитацию среди пленных, заниматься саботажем, добывать и распространять информацию об обстановке с фронтов и готовиться к вооружённому восстанию. Комитет был связан с немецкими антифашистами. Папа рассказывал, что в этом комитете с ними действовали: Биквалов – уроженец Абхазии, Левченко из Днепропетровска, Пётр Торопченко и Иван Чуйков – уроженец села Зеркло Шарлыкского района.
Вера в победу, которая приближалась с каждым днём, придавала сил, укрепляла моральный дух, помогала превозмочь постоянные страдания от голода и чрезмерного физического труда. «Как остался жив, до сих пор удивляюсь, – говорил отец, – не верится, что человек может вынести такие муки ада».

Второе рождение
Освобождение пришло, когда 11 апреля 1945 года в город Веймар вступили американские войска. Было по-весеннему тепло и радостно на душе. Остался жив!
11 апреля считается Международным днём освобождения узников фашистских концлагерей. 9 апреля 2021 года папе исполнилось бы 100 лет, а 11 апреля он всю жизнь считал своим вторым днём рождения.
После государственной проверки, которую он прошёл в марте 1946 года, в городе Шпренберг (Германия), комиссия постановила: «передать в промышленность». И отец после многочисленных проверок попал в «Ворошиловоградуголь», на работы по восстановлению разрушенных немцами шахт Донбасса.
На свою малую родину, в Шарлык, он вернулся в 1949 году, где трудился в различных сферах: сельском хозяйстве, в учреждении культуры, был очень творческим человеком, любил петь, особенно романсы, был хорошим организатором. Односельчане его уважали за его весёлый нрав, за оптимизм, жизненную энергию. Пройдя через муки ада, он не озлобился и очень ценил и любил жизнь, и это он смог передать нам, детям и четверым внукам.
Я очень хорошо запомнила папины слова, которые стали девизом и для меня, и для моих детей: «Жизнь прекрасна в любом возрасте, только надо ею правильно распорядиться». Уже почти 17 лет нет с нами нашего дорогого папы и дедушки, но мы помним его наказы нам: быть порядочными людьми, добрыми, честными, справедливыми, любить свою Родину и помнить о тех, кто её защитил.
И пусть колокольный звон Бухенвальда остаётся грозным предупреждением для любителей развязывания новых войн, а это сейчас очень актуально в связи со сложившейся обстановкой в мире.
Мы очень гордимся своим отцом и дедом, будем достойны его памяти!

Татьяна Петрова (Ишутина)

Фото с wikidata.org, kprf.social, smi24.mirtesen.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.