Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Мир душе твоей!»
Татьяна Судоргина
130 лет назад ушёл в мир иной А.А. Белов, чьё имя увековечено в неофициальном названии набережной Урала.
«Стал временно оренбургским купцом»
Современник печального события в начале 1894 года свидетельствовал: «Под утро 5 января (17 января по новому стилю. – Т.С.) скончался всем известный здесь бывший подрядчик и купец Александр Афонасьевич Белов на 66-м году жизни после непродолжительной (заболел 27 декабря), но тяжкой болезни (мозговой удар) и похоронен на христианском кладбище при громадном стечении близких, знакомых и друзей...
Популярность симпатичного, сначала богатого, а под конец жизни разорённого подрядчика вполне заслуженна. Безграмотный крестьянин-собственник (родился во Владимирской губернии) Александр Афонасьевич 30 лет от роду прибыл в Оренбург пешком в плотничьей артели с тремя братьями своими.
Здоровый, неутомимо трудолюбивый и ловкий по искусству владимирец-плотник Александр (младший из братьев) оказался мастером «первой руки». Александр Афонасьевич был здесь самым маленьким подрядчиком, стал временно оренбургским купцом и мало-помалу обнаружил такую опытность и добросовестность в строительном деле, что мимо него редко проходили самые крупные работы казны как по военно-инженерному, так и по гражданскому ведомствам».
«Вёл чисто русское хлебосольство»
О плодах предпринимательской деятельности купца сохранились такие строки: «У А.А. Белова появился свой дом, свои заводы (кирпичный, изразцовый, алебастро-известковый), свои каменоломни (цоколь, карнизы, ступени), своя водокачка и паровая алебастровая мельница, свои кузницы, столярные, малярные, тележные и т.п. мастерские, свои перевозочные средства (до 70 упряжек), свои лесные склады, свои хлебопекарни, квасоварни и тому подобные хозяйственные статьи, так как бывали годы, когда в артелях Белова кормилось рабочих до 400 человек.
Подрядчинская слава росла с каждым годом и выросла особенно в 70-х годах. Попасть в артель беловскую рабочие считали уже за честь, тем более что кормёжка рабочей братии была всегда сытная, образцовая.
Наибольшую массу подрядов А.А. Белов имел в 1877 и 1878 годах. В это время, женившись во второй раз на женщине из привилегированного класса, дом и семью свою держал уже в некотором комфорте, вёл чисто русское хлебосольство, выучился даже читать и писать, хотя сам жил по-прежнему – простак-простаком, если не считать неизбежной купеческой лисьей шубы и сюртука при карманных часах».
«Нет здания, равного семинарии по прочности и красоте»
Сотрудник «Оренбургского листка» в начале 1883 года радовался: «Здание оренбургской духовной семинарии готово и особой комиссией из техников освидетельствовано во всех частях, причём оказалось, что постройки согласно смете произведены правильно, прочно и доброкачественно.
По этому поводу один из членов строительной комиссии при торжественном случае выразился, что «честь превосходной отделки семинарского дома всецело будет принадлежать подрядчику оренбургскому купцу Александру Афонасьевичу Белову, который, начав постройку до пожара 1879 года, истребившего также и его имущество, не уклонился от обязательств и, несмотря на поднявшиеся после пожара цены на строительные материалы и на всё прочее, кончил здание безукоризненно, так что и без преувеличения можно сказать, что в Оренбурге нет здания, равного семинарии по прочности и красоте».
«Для устройства вокзала и гуляний»
На основании постановления Оренбургской городской думы от 9 июня 1883 года по заключённому позднее контракту «оренбургскому 1-й гильдии купцу Александру Афонасьевичу Белову сданы в арендное содержание две местности городской земли из коих одна, огороженная решёткой, расположенная на горном правом берегу реки Урал (бульвар) от памятника Александру I (теперь на этом месте памятник В.П. Чкалову. – Т.С.) до Введенского собора, а другая на левом берегу реки Урал.
Всего 5 тысяч квадратных сажен для устройства вокзала и гуляний для публики сроком с 19 февраля 1883 года по 19 февраля 1913 года без платежа в доход города арендных денег».
Поздней осенью 1884 года Александр Афонасьевич через периодическую печать известил горожан, что «зимний вокзал на берегу р. Урал для народных гуляний открыт. Вокзал обставлен всеми удобствами...
При вокзале имеется обширнейший в городе зал, очень удобный для балов, свадебных вечеров, концертов, публичных лекций и тому подобных общественных собраний. При вокзале имеется каток».
«Самый благонадёжный из подрядчиков»
Историк П. Столпянский в книге «Город Оренбург», изданной в 1908 году писал: «Николаевский женский институт занимает почти целый квартал по трём улицам: Орской (сейчас ул. Пушкинская. – Т.С.), Преображенской (ныне ул. 8 Марта. – Т.С.) и Неплюевской (теперь ул. Ленинская. – Т.С.)». Здания этого учебного заведения сохранились до наших дней.
Архивные данные поведали о том, что «публичные торги на сдачу постройки с подряда первого левого пристроя возводимого Николаевского института произведены 17 июля 1884 года. Вторые торги на первый пристрой произведены 22 февраля 1885 года, приглашены были самые благонадёжные из подрядчиков, 27 февраля подряд утверждён за купцом А.А. Беловым»…
И ещё одна цитата из книги П. Столпянского: «Напротив общественного собрания (сейчас ул. Советская, д. 17, – корпус Оренбургского института искусств. – Т.С.) помещается одноэтажное здание – квартира полицеймейстера (теперь ул. Советская, д. 16. – Т.С.), а позади возвышается каланча первой пожарной части города Оренбурга.
Фасадом на Перовскую (современная нам ул. Пролетарская. – Т.С.) выходит первая пожарная часть, перестроенная в каменную 25 февраля 1888 года, когда постройка была сдана с торгов купцу Белову». Крепкие стены этого здания до 2022 года были заняты Оренбургским областным архивом.
«За гробом шло много простого народу»
После смерти Александра Афонасьевича житель губернского центра сетовал: «Злополучный 1879 год, разоривший Оренбург бедствиями общего пожара, падежей и неурожая, подсчитал богатство и Белова.
Потеряв дома, лавки, мастерские и склады строительных материалов, А.А. Белов не потерял, однако, энергии и храбро продолжал окончание взятых с подряда казённых работ, благо министерства военное и внутренних дел сделали к торговым ценам надбавки; но покойный нарвался на одной работе – на постройке зданий духовной семинарии. Оставлено было без уважения ходатайство епископа о возврате подрядчику 43 тысяч рублей уступки, сделанной им на торгах с синодальной сметы.
Семья «богача» очутилась в положительной нищете. Богатый подрядчик на старости лет вдруг очутился в доме своей жены (тоже заложенном), помогая ей торговать печёным хлебом в развес.
Невозможно было без сердечной боли глядеть, как этот старик, весь запачканный в муке (и без того белый), отвешивал беднякам-чернорабочим – кому фунт, кому полтора калачика с таким добродушным весёлым видом, как будто сам получал сотню-другую тысяч рублей за подряды.
Да, вот каковы бывают удары судьбы в человеческой жизни, и вот почему за гробом покойного шло так много простого народу! Это были те, кто кормились около подрядчика сотнями и помнят его хлеб…»
«Имел на редкость доброе сердце»
Очень огорчили слова очень уважаемого мной историка, которая написала об Александре Афонасьевиче: «В оренбургском архиве не сохранилось информации о том, что Белов занимался в городе общественной деятельностью, никаких благотворительных акций документы не зафиксировали».
Поэтому вновь цитирую опубликованные мной в 1999 году слова 140-летней давности одного из оренбуржцев, знавшего А.А. Белова: «Александр Афонасьевич имел на редкость доброе русское сердце. Доброте его обязаны многие из местных благотворительных учреждений, например, отдел Красного Креста (по дому неимущих), приют Святой Ольги и другие – даровыми постройками и ремонтами. Не жалел жертвовать и деньгами…»
Подтверждением этому могут послужить многочисленные архивные данные. Например, в 1885 году опубликован отчёт комитета общества вспомоществования бедным г. Оренбурга за ноябрь 1883 года – декабрь 1884 года. Среди почётных членов общества, внёсших взносы, значится Александр Афонасьевич Белов. Сумма, сданная им, превышает лепту губернатора М.И. Астафьева, богатейших купцов А.Ф. Клюмпа, Н.А. Дюкова, В.Х. Юрова, С.П. Мошкова в два раза.
Нередко, информируя оренбуржцев о различных торжествах, организуемых им на бульваре, А.А. Белов приглашал: «Вход бесплатный».
В конце 1888 года «Государь Император по ходатайству Главноуправляющего Канцелярией по учреждениям Императрицы Марии (ведомство по управлению благотворительностью в Российской Империи. – Т.С.) Всемилостивейше соизволил пожаловать за усердие и особые труды временному оренбургскому 1-й гильдии купцу Александру Белову – золотую медаль для ношения на шее на Александровской ленте». Первым эту радостную весть получил председатель Оренбургского губернского попечительства детских приютов.
Завершая своё скорбное повествование об Александре Афонасьевиче, наш земляк в конце ХIХ столетия подчеркнул: «Не только за благотворительность, но и за добросовестное строительство он почтён был несколькими знаками Всемилостивейших монарших отличий: А.А. Белов имел одну большую серебряную и две большие золотые медали, знак «Общества Красного Креста». Мир душе твоей, честный и добродушный труженик! Да будет память о тебе честна между нами вовек!»