Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Народные гулянья прошли весело»
Татьяна Судоргина
Благодаря архивным подшивкам оренбургских периодических изданий у нас есть возможность вернуться в пасхальные дни минувших веков.
Год 1887. «Встречали великий праздник среди моря воды»
На страницах «Оренбургского листка» 135-летней давности читаем о том, как перед Пасхой случилось наводнение: «Прибывшая враз вода застала жителей в самый разгар пасхальных приготовлений. Однако некоторые смельчаки оставались в своих затопленных жилищах, встречали великий праздник среди моря воды на потолках своих хат; там разговлялись, выпивали, закусывали, а подвыпивши, затягивали песни.
Праздники сверх ожидания оказались сухими, сопровождались хорошей погодой, располагающей к гулянью, так что приехавшие на Святую неделю штукмейстеры, цирки и балаганы по всей вероятности в убытке не остались».
«Ввиду несчастья» начальник губернии Н.А. Маслаковец созвал «на третий день Пасхи в Общественное собрание (ныне корпус института искусств имени Л. и М. Ростроповичей на ул. Советской, 17. – Т.С.) местных благотворителей и всех, сочувственно относящихся к общественному бедствию, на совещание для изыскания способов первоначальной помощи пострадавшим. Заседание открыто речью преосвященнейшего владыки Макария, который после слова любви к нуждающимся беднякам первый положил свою посильную лепту». Вскоре «образовалась» сумма свыше 1000 рублей (немалые по тем временам деньги, за обед из трёх блюд в ресторане оренбургской Европейской гостиницы нужно было заплатить 40 копеек. – Т.С.). Распределением пособий занимался местный комитет о бедных под председательством супруги губернатора Ю.Е. Маслаковец.
Подводя итоги пасхальных праздников, местный журналист извещал: «Народ, не пострадавший от наводнения, веселился на качелях и в балаганах, но любимейшим метом гулянья был бульвар. Интеллигентная публика занята была визитами и провела время с удовольствием на детском вечере, данном с благотворительной целью. Народные гулянья прошли весело. Цирки и фокусники взяли свою мзду, а качели с каруселями работали не переставая. В городском театре маг и волшебник-чародей исполняет удивительные фокусы по части исчезновений и превращений. Храмы Божии были также полны».
Год 1897. «Приготовлена крупчатка для куличей особой выработки»
Номера газеты «Оренбургские губернские ведомости» 125 лет назад пестрели пасхальными объявлениями: «Контора первой вальцевой мельницы В.Х. Юрова в г. Оренбурге сим имеет честь довести до сведения господ покупателей, что к предстоящему празднику Св. Пасхи нами приготовлена на своей мельнице крупчатка для куличей особой выработки под названием «пасхальная». Цена за пуд от 1 р. до 1 р. 30 коп.».
Знаменитый оренбургский предприниматель удивлял разнообразием блюд, расшифровка названий некоторых нам, живущим в ХХ веке, не подвластна: «В булочной и кондитерской А.Д. Фокеродт началась приёмка заказов к празднику Св. Пасхи на куличи, бабы, рельгельаш, барашки, мазурки, кекс, зандторты, полешки и пирамиды; венские пироги, рог изобилия. Большой выбор фруктовых конфект, марципаны – ежедневно свежие. Все товары прекрасного достоинства и вкуса по цене умеренной».
Год 1907. «Густой набат торжественно гудит»
Пасхальный номер газеты «Оренбургский край», полученный жителями степного края весной 1907 года, является ярким свидетельством того, как события первой русской революции сказались на настроениях россиян. Наряду с публикацией репертуара Пасхальной недели городского театра и сообщением о благотворительном концерте пианиста Цеслинского (сбор пошёл в пользу голодающих) на первой странице размещена статья, автор которой заявлял: «Торжественно-радостный звон гудит и несётся по многострадальной родине, и в его рокочущих волнах слышится тяжёлый стон. Колокола стонут… В вибрирующих переливах чувствуется беспощадный, полный безъисходной скорби упрёк человечеству. И в убогие хижины, и в роскошные дворцы, и в тюремные решётки политических одиночек – мелодично несущийся звон врывается одинакового ко всем, но неодинаковые у всех мысли, чувства будит он!...»
Некто Е. Ленин предложил вниманию оренбуржцев несколько пасхальных стихотворений. Одно из них:
«Христос воскрес!
И с правдой и любовью,
И с гневом он опять сошёл с небес!
Не заглушить ни пытками,
ни кровью
Великих чудных слов: «Христос воскрес!»
Христос воскрес! Да есть-ли казематы,
В которых истину навек могли-б сокрыть?!
Он вновь средь нас! Вставайте же, собраты!
Густой набат торжественно гудит».
Год 1917. Русская революция, разве это не воскресение?
Между публикациями о событиях Первой мировой войны и последствиях февральской революции в России оренбургские периодические издания отводили место и приглашениям на пасхальные развлечения, прежде всего – в электротеатры. Их репертуар 105-летней давности не отличался особым разнообразием: «колоссальный боевик «Аферист Фукс», «кинодрама «Гришка Распутин и его ставленники», «сенсация последних дней «Позор дома Романовых» – драма в 4-х частях».
В первый день Пасхи на Конно-Сенной площади (сейчас территория вокруг торгового центра «Восход». – Т.С.) открылся «Большой первоклассный зверинец». Согласно афишам там же демонстрировалось «Чудо ХХ века – Живая голова морской сирены!».
Один из материалов Пасхального номера газеты «Оренбургская жизнь» весной 1917 года начинался с восклицания: «Христос Воскресе! Граждане свободной России!». Приветствуя читателей, его автор утверждал: «Какой это исключительный год! Ведь сегодня в этом году уже вторая Пасха. Русская революция, родившая свободную Россию, свергнувшая тиранию ужаснейшего насилия и произвола, тиранию царя и его холопов, разве это не воскресение, не одни и те же принципы положены в основу идеи Воскресения Христа и Воскресения нашего народа? До царства христова, до полного осуществления в мире идеи Христа – Великого социалиста ещё далеко. Во имя Величайшего из праздников человечества, а он наступит тогда, когда идеи социализма воцарятся во всём мире – будем крепки духом и едины! Будем верить, что настанет момент, когда все народы вправе будут ответить нам «Воистину Воскрес!».
Год 1927. «По всем клубам будут исполнены художественные номера»
Задолго до главного христианского праздника оренбургская губернская газета «Смычка» 95 лет назад начала публиковать статьи о «классовой сущности Пасхи», тезисы для «антипасхальных докладов». В «Уголке безбожника» обнародован скетч (одноактная пьеса комедийного содержания) под названием «С пасхальными визитами у господина Остина Чемберлена» (министр иностранных дел Великобритании. – Т.С.), авторы которого скрылись за подписями «Бритва» и «Эллан». Губернский совет безбожников СССР согласно информации из «Смычки» организовал в 26 клубах Оренбурга чтение антирелигиозных докладов, лекций на темы: «Происхождение пасхи», «Засуха – не есть наказание божье». После них «по всем клубам будут исполнены художественные номера: пение, декламация, выступление хоровых кружков, физкультурников и т.д. Игры и развлечения до утра».
Описывая «Ночь перед Пасхой», постоянный автор антирелигиозных статей К. Кенис информировал: «Старый мир поклоняется мертвецам, новый – слушает научные доклады инженеров, агрономов, врачей, проводя весело время, бодро смотря в будущее».
После Пасхи 1927 года сотрудник «Смычки» вынужден был констатировать: «Христианская пасха – старый, гниющий праздник ещё продолжает жить. Обидно становится, когда видишь, что наряду со старухами этот праздник справляют и наиболее ещё отсталые рабочие и крестьяне».
Хроникёр губернского периодического издания под псевдонимом «Веха» сообщил, что инженеру ташкентской железной дороги Сундукову «объявлено замечание за самовольный уход со службы» в день Пасхи.
Не пожелавший назвать своё имя корреспондент «Смычки» тогда же утверждал: «Ростки нового быта уже есть, и недалеко то время, когда вековые традиции станут достоянием историков».
К счастью, его предсказание не сбылось!