Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Под покровом оренбургской святыни
Михаил Кильдяшов
Каждый год в девятую пятницу по Пасхе (в этом году 5 июля) Православная церковь отмечает праздник Табынской иконы Божией Матери. Эта икона особо почитаема в нашей епархии и области. Кажется, что в потемневшем лике Богородицы живут многовековые чаяния земли русской, страдания, терзания и надежды русской души. Но через вековую мглу проступает непостижимый тихий свет Божественного заступничества, рассеивающий всякую тьму, утоляющий любые печали. И в этом вечное свидетельство того, что с нами Бог!
История Табынской иконы Божией Матери
Табынская икона Божией Матери — самая загадочная икона в России.
Табынскую икону можно назвать даже сверхчудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная, с тёмным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому и называется она Табынскою. А лик иногда всё же открывается, но только избранным Богородицею людям».
По легенде, имевшей хождение в Китае, «согласно старинному преданию, Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах–провидец рассказал своему другу монаху-иконописцу. И тем же летом икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской».
Ещё больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего, между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:
Иеродиакон Амвросий шёл вечером с сенокоса. И проходя мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день, проходя там же, он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками, один из которых был солёный, другой — пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню и там стали молиться ей.
Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание, «пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань, и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь». Это стало известно царю Фёдору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».
Второе явление Табынской иконы было в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: три пастуха-башкира пасли скотину у солёных ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить её топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдём, пока нас русский Бог не исцелит». Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвёл своих товарищей к солёному источнику. И они, каясь в содеянном, умывали глаза солёной водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине, и побежали к солёным ключам, и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и, проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в Челябинске.
Во время гражданской войны отступавшими войсками атамана Дутова икона была перевезена за границу. И долгое время находилась в Китае. Сейчас местонахождение святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Источник: Протоиерей Владимир Сергеев, «История Табынской иконы Божией Матери»,
Владыка Иоанн (Снычев) о Табынской иконе Божией Матери
История одного крестного хода
В 1948 году епископ Чкаловский и Бузулукский Мануил (Лемешевский) после долгого перерыва возобновил традицию крестного хода с местночтимой Табынской иконой Божией Матери. Впоследствии это событие стало одним из поводов для заведения уголовного дела и очередной ссылки владыки в лагеря. В крестном ходе принимал участие келейник владыки Мануила Иоанн Снычев – будущий митрополит Петербургский и Ладожский, оставивший воспоминания об этом событии.
В давние времена было известно о явлении иконы Божией Матери в местечке Табынь. Там существовал и целебоносный источник. Многие годы к этому «источнику живой воды» совершался крестный ход с иконой Табынской Божией Матери. Но со временем это паломничество было прекращено. Владыка Мануил давно мечтал возобновить этот благочестивый обычай. И вот наконец эта мечта смогла осуществиться. Вопрос о паломничестве согласовали с гражданской властью и, получив разрешение, решили идти пешком с иконой от Никольского собора Оренбурга. На третий день после праздника Св. Троицы после литургии вл. Мануил отслужил перед иконой Божией Матери напутственный молебен, окропил путешествующих святой водой. Духовенство подняло св. икону и с пением тропаря «Заступница усердная» двинулось к выходу. Впереди иконы шли свещеносцы со свечами, диаконы и владыка. Люди становились на колени и благоговейно поклонялись святыне. Иные проходили под икону, орошая горячими слезами землю. Вся ограда и площадь были заполнены народом. Икону вынесли за ограду и передали её благочестивым паломникам. Перед тем как тронуться в путь, святыню повернули ликом к храму. И о чудо! Тёмная икона внезапно просветлела, так что лик Божией Матери и Богомладенца засияли яркими красками. Моё сердце пронзил какой-то благодатный луч от иконы, и слёзы радости и восторга потекли обильным потоком из очей моих. Мне хотелось плакать и плакать этими слезами. Я чувствовал, что Сама Богоматерь благословила меня и весь народ.
Написание акафиста Табынской иконе Божией Матери
Владыке Мануилу давно хотелось иметь особый акафист почитаемой в Оренбурге иконе Божией Матери Табынской, но не находилось человека, которому бы можно было поручить это дело.
И вот однажды, когда Владыка Мануил поехал обозревать свою епархию, у меня появилось непреодолимое желание написать акафист Божией Матери. Я взял оставленную старую мне книгу описания истории Табынской иконы Божией Матери, внимательно прочитал её и, помолившись, приступил к составлению. Всё шло быстро и хорошо. К вечеру следующего дня акафист был написан и отпечатан на пишущей машинке. Я аккуратно обернул его белой бумагой и написал нежными тонами «Дар неба». Сердце ликовало от радости. Да и как было не радоваться, когда исполнилась давнишняя мечта моего старца. Однако возникал и вопрос: а примет ли Божия Матерь мой скромный дар?
Когда вернулся старец, я с восторгом преподнёс ему составленный мною акафист. Радость отобразилась на его лице. Он был удивлён, что за такой короткий срок я смог составить и отпечатать акафист.
Наступила девятая пятница после Пасхи — день празднования местночтимой иконы Божией Матери Табынской. В этот день душа моя ликовала... Пред образом Богоматери читали составленный мною акафист. Мой старец нашёл нужным объявить всенародно о составителе акафиста и провозгласить мне многолетие. Это для меня было выше всякой благодарности.