Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Ольга Мялова
В конце июня несколько жителей Оренбуржья были награждены за заслуги в различных областях деятельности Указом Президента РФ Владимира Путина. Среди обладателей государственной награды – оренбурженка Римма Уразова, лектор-музыковед Оренбургской областной филармонии. За заслуги в области искусства ей присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Для оренбургской интеллигенции имя нашей героини тесно связано с ансамблем старинной и современной музыки «Дивертисмент». Лектор-музыковед Римма Уразова уже почти 20 лет работает в этом коллективе вместе с художественным руководителем, лауреатом международных конкурсов Еленой Лавровой. «Дивертисмент» — участник и лауреат международных фестивалей в Испании, Италии, Болгарии, США и других городах и странах. А земляки могут услышать его на различных правительственных концертах и мероприятиях, на многих крупных сценических площадках нашего региона. Кроме того, ансамбль ведёт концертно-просветительскую деятельность в областном Музее изобразительных искусств, регулярно выступая с циклами концертов для школьной и взрослой аудитории «Классика на все времена».
Несмотря на сезон отпусков, мы застали Римму Мидхатовну за привычным делом – на репетиции.
— Сейчас у нас репетиционный период, мы готовимся к очередному концертному сезону, — поясняет она. – Новые программы, как обычно, будут основаны на классических произведениях. Вообще, у нас много программ и для детей младшего школьного возраста, и для старшеклассников, и для студентов, и для взрослых. Есть такие, которые включают в себя популярную классическую музыку. Многие программы посвящены серьёзным камерным произведениям.
— Римма Мидхатовна, а когда Вы сами для себя открыли классическую музыку? Наверное, ещё в дошкольном возрасте?
— Нет, я бы так не сказала. Я из простой рабочей семьи, в которой никто не уделял внимания классической музыке. Папа играл на гармони, мама пела — но это были народные песни. Классика в моей жизни появилась лишь тогда, когда я пошла в музыкальную школу.
Как я туда попала? Одна из наших родственниц училась в музыкальном педучилище, у неё было пианино. И я, как-то придя к ней в гости, начала что-то наигрывать. Она заинтересовалась: «Ну-ка, давай проверим слух!». Проверила, а потом посоветовала моей маме отдать меня учиться музыке. Так я попала в музыкальную школу №3.
Конечно, во время обучения было всякое. Случалось, что пропускала занятия, как делали многие. Порой было желание вообще всё бросить. Я жила в частном секторе, и на нашей улице постоянно собирались дети. Одни прыгали через скакалку, другие играли в волейбол. Бегали, кричали… А я должна была сидеть и заниматься. Но, наверное, однажды наступил переломный момент, когда я поняла: и правда интересно, надо учиться дальше. Поэтому после окончания музыкальной школы для меня не было других вариантов, кроме музучилища.
— Можно сказать, что Ваш выбор профессии был предопределён?
— Да, судьба сама вела меня по этому пути. Где-то со второго класса музыкальной школы я начала вести все концерты – и так до самого выпуска. К тому же на местном телевидении тогда выходила детская музыкальная передача «Нотка», которую вела Галина Порфирьевна Хавторина. Очень часто она поручала мне вести отдельную страничку, посвящённую либо биографии какого-либо композитора, либо какому-то юбилею, либо музыкальному произведению.
Затем, когда я уже училась на третьем курсе музучилища (теоретическое отделение), мне предложили после выпуска работу в филармонии. Так в 1979 году я попала в нашу оренбургскую филармонию и начала свою деятельность в качестве лектора-музыковеда. Проработав здесь два года, я поступила в Уфимский государственный институт искусств на музыковедческий факультет, и уже на первом курсе наш преподаватель истории музыки предложил мне написать дипломную работу по моей лекторской профессии. Так что в моей жизни всегда встречались люди, которые меня направляли по творческому пути.
— Римма Мидхатовна, в общей сложности Вы проработали в оренбургской филармонии больше 30 лет. Как появился «Дивертисмент»?
— Появился из идеи нашей замечательной пианистки Елены Лавровой. У неё была мечта – создать фортепианный квинтет и играть сложную, серьёзную классическую музыку. Так появился наш ансамбль, в который входят фортепиано, две скрипки, альт, виолончель и флейта. Первый наш крупный фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге — это был международный музыкальный фестиваль «Рождественские встречи в Северной Пальмире». Там мы исполнили квинтет Шумана в знаменитом малом зале Санкт-Петербургской филармонии. А затем последовали приглашения на различные международные фестивали.
— Можно сказать, что вам удаётся приблизить к классической музыке людей, которые от неё далеки?
— Надеюсь, что удаётся. Мы сами иногда этому поражаемся. Но ведь это и есть главная цель нашей работы – прививать слушателям вкус к хорошей музыке с малых лет. Одно время мы даже работали в детских садах и относились к этим концертам как к очень серьёзным. Малышей сложно обмануть, они никогда не будут притворяться. Но нашу музыкальную программу слушали с удовольствием.
Мы часто выступаем перед школьниками. И моя задача как музыковеда – заинтересовать детей, подготовить их к восприятию музыки. Вообще, музыковед должен найти подход к любому слушателю. С малышами ты выстраиваешь один разговор, со старшеклассниками – другой, со взрослыми – третий. Но главное, чтобы после твоего рассказа о каком-то композиторе или истории создания того или иного произведения у них появилось желание послушать эту музыку.
— Наверняка звание «Заслуженный артист Российской Федерации» – не первая и не единственная Ваша награда?
— Среди моих наград есть ещё значок «За достижения в культуре» от министра культуры РФ, почётная грамота Оренбургской области, две благодарности губернатора, благодарность Главы города Оренбурга, юбилейная медаль города Оренбурга. Но высшая награда для меня – это удовольствие от общения с публикой, тот момент, когда ты понимаешь, что зал откликается и дышит вместе с тобой. Ведь всегда чувствуется, принимают или не принимают тебя слушатели.
— А как Вы это чувствуете?
— Наш ансамбль — камерный, не для больших залов. Зрители сидят совсем рядом, и в этом главная прелесть камерного музицирования: зал является соучастником чудесного события – рождения музыки. Я вижу глаза слушателей, мимику. И вот когда ты чувствуешь себя на одной волне с залом или чувствуешь зал с собой на одной волне – это высшее признание!
Ещё очень приятно слушать искреннюю благодарность после концерта. Например, выступаем мы в сельском клубе зимой. Холодно. Люди сидят в верхней одежде. А мы им тут классическую музыку играем… Но после концерта к нам подходят и благодарят: «Спасибо вам! Это было восхитительно!». Эти слова особенно приятно услышать от сельских слушателей.
А когда выступаем в школе, самой сложной аудиторией являются мальчишки из средних и старших классов. Настолько далёкие от классики, поначалу им явно скучно... И у нас появляется азарт, думаешь: ну всё сделаем для того, чтобы их «зацепить». И представьте, многие после концерта подходят и искренне говорят: «Так классно! Когда вы ещё приедете?». Чем не награда?..