Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Мир для всех – один

-----
Мир для всех – один Мир для всех – один Мир для всех – один

Газета «Вечерний Оренбург» открывает новую рубрику для своих читателей, которая будет наполняться любопытным содержанием о национальной культуре и традициях народов, проживающих в областной столице, их яркости и самобытности. Сегодня познакомимся с особенностями этнического колорита мордвы.

В «Национальной деревне», что на проспекте Гагарина, всегда много народу: жители и гости города с удовольствием прогуливаются по её «улочкам». Возле фонтана Дружбы, переливающегося по вечерам всеми цветами радуги, – дети и их родители. Сюда приезжают молодожёны, здесь проводят праздники и назначают свидания. Среди десяти подворий и мордовский бревенчатый дом – с виду обычный, но такой притягательный. 

Гостям здесь рады. Это чувствуешь ещё на пороге. В летнюю жару после городской суеты тут особенно уютно. Чисто вымытый деревянный пол еще отдаёт влагой, берут в плен мягкий аромат лесных трав и прохлада. Экскурсовод и ангел-хранитель музея Надежда Жарикова хлопочет по хозяйству. Ей только что принесли пахучие зелёные снопы, и она старательно собирает из них красивые букеты, поглядывая на бревенчатые выпуклости стен, примеряет взглядом, куда приладить щедрый подарок природы.
Надежда Николаевна радушно приветствует очередного посетителя, ставит на стол янтарный мёд в сотах и заваривает чай – настоящий пьянящий и бодрящий сбор из зверобоя, мяты, шалфея и клевера. Ухаживает, то и дело подливает горячий напиток и гостю, и директору мордовского культурного центра Михаилу Кузьмину.
Находясь в окружении экспозиций и предметов этнографии, возникает ощущение обжитого мордовского дома прошлого столетия. Хозяева подворья так рассказывают о своём детище:
– Своё общество мы создали в 2002 году. В самом начале пути, обдумывая, каким будет подворье, решили: надо познакомить всех с самобытной культурой, обычаями и богатыми традициями наших предков, рассказать, чем дышит современная мордва, – начал разговор Михаил Дмитриевич. – В Оренбургской области много сёл и городов, где живёт этот замечательный народ, – в Северном, Бугурусланском и других районах. Здесь до сих пор поют старинные песни, заготавливают травы, мёд и не боятся тяжёлого физического труда. Исконно мордва занималась бортничеством, охотой и рыбалкой.
– Мордва – это лесные люди, – поддерживает беседу Надежда Николаевна. – Физически крепкие и выносливые, они были язычниками, но обрели православную веру. Национальные костюмы отличаются яркими вышивками и цветами. Особенно это выражено у женщин. Они всегда украшали себя необычными серьгами, сделанными собственными руками. Их было много – так, чтобы менять почти каждый день. Да и сейчас эта традиция сохранилась, только материалы другие, да и теперь всё можно купить в магазине.
Дом-музей украшен традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе. Экспонаты все подлинные – старинная утварь, орудия для сельскохозяйственных работ, традиционный текстиль и многое другое собиралось кропотливо и теперь бережно хранится. В музее находятся чучела животных: кабана, лося, медведя и лисы. Около 70 процентов всех предметов переданы в дар музею жителями Северного и Пономарёвского районов.
В центре не только собирают ценные экспонаты, но и ведут активную деятельность по сохранению фольклора. В музее хранится ценный по своему содержанию сборник «Художественное творчество мордвы Оренбуржья». Его составил Виктор Чернов по результатам двух экспедиций в Северный, Абдулинский и Бугурусланский районы. Кроме народных песен, положенных на ноты, в него вошли и стихи, написанные Екатериной Яковлевой. Приз её имени уже четвёртый год подряд вручают самым лучшим на национальных праздниках.
Праздники праздниками, но и про реальную жизнь в центре не забывают. Помогают всем обратившимся. Всякое бывает. Если человек попал в беду – выручат. За чашкой чая Михаил Кузьмин об этом особо не стал распространяться. Для него это вполне естественные вещи. Здесь принято решать проблемы, а не говорить о них.
– На 6-й съезд мордовского народа собираюсь, который пройдёт 28 октября. Один из главных вопросов, которые будем там рассматривать на «круглых столах», – демография, здоровье и экология. В качестве подготовки, для изучения, сначала еду в экспедицию по реке Волге, буду встречаться с населением. Раньше семьи у мордвы по тридцать-сорок человек составляли. А сегодня отмечается низкая рождаемость. Но и не только эти вопросы будем обсуждать на съезде. Мы – люди мирные, а мир – он на всех один, – подытожил разговор директор национального центра.
Что тут еще добавить?

Из истории
По книге Мельникова-Печерского «Очерки мордвы»
Дикие инородцы, подчинённые прежде Казани, старались было свергнуть власть московского государя. Последовал целый ряд возмущений, известных под именем черемисских бунтов, продолжавшихся при Грозном и при Феодоре Ивановиче. Но мордва не поднималась против русских, её крещение и обрусение шли с успехом.
Хотя в двадцатых годах XVII столетия вооружённые восстания инородцев и прекратились, однако долго ещё после того не водворилось между ними совершенного спокойствия. В дальних местах, за Волгой и за Камой, время от времени происходили черемисские и башкирские бунты, в областях ближних, населённых преимущественно мордвой, хотя открытых возмущений в больших размерах и не бывало, но упорство в неплатеже податей (ясака), хлебных, стрелецких и других денежных сборов вынуждало правительство к принятию мер строгих. К этому присоединились насилия воевод и других служилых людей, особенно тех, которые сбирали подати на государя.
Мордва, бегая из деревень, стала укрываться в лесах, стала уходить вниз по Волге и селиться там на пустых землях. После смутного времени народу было очень тяжело. Для усмирения внутренних мятежей и смуты, на войну со шведами и Польшей надо было много денег, а царская казна была истощена, накопленные же веками сокровища, которые бы можно было, в крайности, обратить в деньги, были расхищены в безгосударное время, когда поляки хозяйничали в московском Кремле.
Через все XVII столетие продолжаются стеснения мордвы, то и дело заставлявшие её бегать из мест своего жительства. Когда патриарх Никон принял в своё управление русскую церковь, он с известною, ничем не удержимою ревностью стал заботиться о церковных исправлениях. Никон сам был мордовского происхождения, сын обруселого мордвина Мины, крестьянина села Вельдеманова.

Интересно
«Мордва» восходит к понятию «человек», «мужчина». Это угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры – эрзя.
Мордва живёт по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети от общей численности её проживало в Мордовской АССР, широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии – 28,9 тыс.чел., в Чувашии – 18,7 тыс.чел., в Самарской обл. – 116,5 тыс.чел., в Пензенской обл. – 86,4 тыс.чел., в Оренбургской обл. – 68,9 тыс.чел., в Сибири и на Дальнем Востоке – более 80 тыс.чел.
Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые её памятники датируются 17-18 вв. Религия – православие. Крещение её началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.
Предки мордвы связываются с населением, оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в. до н.э. – 5 в. н.э. Мордии). В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 века.
Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Из ремёсел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение и смолокурение.
Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделяются мокшанский и эрзянский комплекты одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха с поясом, а у эрзи добавлялось сложное набедренное украшение, которое девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки.
Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе её. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом её из дома.
Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава – божество леса, Ведь-ава – воды, Тол-ава – огня, Кудо-ава – дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь – Вирь-атя, Ведь-атя и Тол-атя. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Во время молений приносились жертвы. Это происходило также в начале важных хозяйственных работ – выгона скота, пахоты и сева. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.

Материалы подготовила Елена Савельева

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.