Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Основное мерило – талант
В этом году нашему земляку, известному всей читающей России писателю Ивану Сергеевичу Уханову исполняется 75 лет. Он был одним из первых представителей литературного Оренбуржья современности, кто сумел успешно закрепиться в столичной творческой среде, стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Именно вслед за ним Москву успешно «штурмовали» Геннадий Хомутов, Надежда Кондакова, Геннадий Красников, Алексей Саморядов, Фарид Нагимов и другие.
И.С. Уханов – прозаик и очеркист, произведения которого переведены на несколько европейских и восточных языков. Его рассказы и повести полны психологизма, лиризма и метафизики, отражающей сложную природу русской души, русского бытия. Имея большой опыт журналистской работы, И.С. Уханов сумел добиться документальности и в прозе, но документальности особой, когда во главе угла оказывается не сухая власть факта, а живое, художественное осмысление действительности. Именно такой подход к творчеству помог автору создать увлекательную, подробную и глубокую истории жизни П.И. Рычкова, книга о котором вышла в серии ЖЗЛ. Благодаря этому труду в нашей области проснулся интерес к великому учёному XVIII века, была учреждена литературная премия в его честь.
Но книгой о Рычкове далеко не ограничивается вклад И.С. Уханова в культуру Оренбуржья. Он написал одну из лучших книг о пуховязальном промысле, вникнув в его технологию и эстетику, явив живые портреты пуховязальщиц, доказав, что пуховый платок – это не диковинка из прошлого века, а развивающееся ремесло, дышащее творчество. Также И.С. Ухановым были написаны интересные, с полным погружением в суть дела очерки о Бузулукском боре, Ириклинском рыболовецком промысле.
Сегодня И.С. Уханов активно поддерживает молодых поэтов и прозаиков Оренбуржья, способствует их публикации в центральных изданиях. Как член приёмной коллегии Союза писателей России он постоянно содействует вступлению в него наших талантливых авторов.
И.С. Уханов неизменно тревожится о состоянии писательских организаций в регионе. Одной из главных проблем, по его мнению, сегодня является единоличное правление руководителей, в результате чего им удаётся за годы руководства издать собственных книг больше, нежели всей писательской организации. В подобной ситуации оказалась и оренбургская писательская организация. Об этом и не только рассуждает в своём юбилейном интервью Иван Сергеевич Уханов.
— Иван Сергеевич, принято считать, что писатель и журналист тяжело сочетаются в одном человеке. На Ваш взгляд, это два разных рода словесной деятельности или Вам удавалось их удачно сочетать?
— Приходилось и приходиться сочетать. Подчас ситуация требует отложить работу над художественной вещью и, говоря языком военных, выставить орудие для стрельбы прямой наводкой – срочно выступить в газете по какой-либо горящей проблеме… Вообще, газетная журналистика — это инструмент быстрого реагирования. Писатель же мыслит образами, он не аргументирует, не доказывает, а показывает, художнически исследует факт.
— Некоторые писатели, я слышал, считают газетную журналистику второсортной в сравнении с художественным трудом.
— И я слышал, читал… Лев Толстой, к примеру, называл газетное дело умственным борделем, из которого возврата не бывает… Доля правды в этом есть, если видеть в газетном ремесле не творчество, а поденщину, выматывающую силы, знания, литературный потенциал. Но лично я с благодарностью вспоминаю время, когда меня, молодого человека, пристрастного к литературному творчеству, пригласили на службу в редакцию областной газеты «Южный Урал». Газета посылала меня в самые отдалённые уголки Оренбургского края, где я встречался с хлеборобами, сталеварами, шахтёрами, рыбаками, пуховязальщицами. Именно тогда рождались замыслы будущих моих повестей и рассказов. В газетах начинали многие известные писатели — это Андрей Платонов, Борис Полевой, Михаил Алексеев, Анатолий Иванов, Валентин Распутин, Александр Арцибашев, Николай Корсунов… Газета бросает в «кипяток жизни», приучает к самодисциплине. Кстати сказать, эта «журналистская закалка» пригодилась мне, когда из редакции газеты я ушёл на «вольные хлеба», то есть на профессиональную писательскую работу.
— А почему ушли? У Вас была престижная должность специального корреспондента, дававшая Вам немалые средства к безбедному существованию.
— Надо было решить, решиться… Быть или не быть? Либо и далее покладисто исполнять служебные задания редактора, которые не всегда совпадали с голосом моего сердца, либо вовремя уйти, вырваться из внешне благополучной, но гибельно засасывающей коловерти, не позволяющей душе сосредоточиться… дабы начать писать своё, выстраданное, желаемое, а не заданное, заказное… Вообще, я всегда стремился уйти, освободиться от должности, какой бы престижной она ни была. Пост, должность всегда вредоносны для художника, они отнимают у него самое ценное, невозвратное — время! Давая взамен вот эти самые пресловутые средства к существованию.
— Будучи членом приёмной коллегии Союза писателей России, Вы уделяете доброе внимание оренбургским авторам, вступающим в этот Союз…
— Не только оренбургским… Все приёмные дела надо рассматривать без проволочек. И по справедливости, то есть основным мерилом творчества кандидата нужно считать талант. Талант! А потом плюсуйте прочие заслуги. Говорят же, главное в женской одежде — женщина, которая её носит.
— Иван Сергеевич, что качественно нового появилось в жизнедеятельности писательских организаций России за годы рыночных реформ?
— Это огромный вопрос. Тема для специального разговора. Скажу лишь, что писателям России, не считая некоторых приспособленцев-временщиков, жить и работать стало намного сложнее. Государство отвернулось от художников и писателей, теперь их судьба в руках разного рода спонсоров, меценатов-благотворителей и региональных властей. Ради выживания писатели подчас вынуждены заниматься абы чем. Одни соглашаются исполнять непрофильные «литературные услуги», снижая при этом творческие требования к себе, другие, тоскуя по былой востребованности, идут служить в полиграфические и рекламные фирмы, третьи, верные своему таланту, продолжают, несмотря ни на что, творить, писать, живя очень скромно, но праведно… Из регионов в Союз писателей приходят письма, в них не раз отмечалось и такое явление: став во главе писательской организации, выборный секретарь этот борьбу за общие интересы скоро превращает в борьбу за личное благо — начинает энергично-самочинно издавать и переиздавать свои многотомники, забывая о рядовых коллегах своих, которые по нескольку лет не могут издать хотя бы одну книгу… Это явление не изжито и в оренбургской писательской семье. В целом же литературное Оренбуржье у российского читателя на слуху. Особенно радует творчество членов литературного объединения имени Владимира Даля.
— Иван Сергеевич, Вы не вполне соглашаетесь, когда Вас относят к писателям так называемой деревенской прозы. Почему?
— Я люблю сельский мир: живую землю, лоно матери-природы, деревенский труд. В молодости приходилось и косить, и сеять, и класть русские печки… До 18 лет, вплоть до призыва на армейскую службу, проживал в оренбургском посёлке в большой крестьянской семье, что не могло не отразиться на тематике и содержании моих произведений. Однако такие из них, как «Небо детства», «Вьюга в городе», «Побег», «Поживём-увидим» свидетельствуют, что я отнюдь не замкнулся, как некоторые ревнители патриархальных устоев, на одной теме. Мне не столь важно, в селе или в городе живёт человек, кем работает. Я стараюсь понять его, художнически исследовать такие категории нравственности, как Совесть, Честь, Долг, Любовь.
Беседовал Михаил Кильдяшов.