Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Призвание учить
Константин Копылов
Он свободно владеет тремя иностранными языками, в прошлом начинал профессиональную деятельность в экономической сфере, но сейчас он учитель истории, который, используя возможности информационных технологий, прививает знания подрастающему поколению. Всё это о победителе регионального этапа конкурса «Учитель Оренбуржья» – учителе истории и обществознания, заместителе директора по УВР школы №88 г. Оренбурга Марате Хажумарове.
Работа по душе
– Марат Ильдарович, традиционный вопрос: почему Вы выбрали профессию учителя?
– Для меня это был сложный путь, потому что изначально моим первым высшим образованием было экономическое, я окончил Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Немного работал в этой профессии, но параллельно в лицее №4, который я окончил, была традиция комиссарства. Она заключается в том, что выпускник лицея прикрепляется по своему желанию к определённому старшему классу и фактически становится помощником классного руководителя. И четыре года, пока я учился в РЭУ им. Г.В. Плеханова, я был комиссаром у старшего класса с 8-го по 11-й класс. Сам процесс взаимодействия с учениками натолкнул меня на мысль, что педагогика мне не просто нравится, а это и есть мой профессиональный путь. К тому же я всегда был убеждён – надо выбрать себе профессию по душе, и тогда не придётся работать вообще ни одного дня. Вот я себя так и ощущал в профессии учителя. Я осознаю всю ответственность, к которой обязывает меня роль учителя, но при этом я получаю удовольствие от работы.
– Насколько я понимаю, вторым Вашим образованием является педагогическое, и Вы окончили исторический факультет. В этом выборе чем руководствовались?
– Вы правы, я окончил исторический факультет Оренбургского педагогического университета. История как предмет мне всегда была ближе, чем остальные. Хотя у меня был выбор между историей и иностранными языками, которые я также люблю, и к тому же владею тремя языками – английским, немецким и шведским. Но так как мне параллельно с учёбой хотелось сразу работать, то пойти на факультет иностранных языков не получалась, там не было заочной формы обучения, а исторический факультет это позволял сделать. Кроме этого, по складу ума я считаю себя гуманитарием, а история и обществознание всегда были моими любимыми предметами, поэтому остановил свой выбор на этом направлении.
– В образовании Вы уже работаете десять лет, насколько данный опыт помогает Вам в работе?
– Опыт мне помогает в общении как с учениками, так и с моими коллегами. Но время не стоит на месте, технологии постоянно меняются, и, если говорить о преподавании и получении обратной связи от детей, то приходится больше руководствоваться современными приёмами и технологиями, нежели опытом. А вот в налаживании связей с коллегами, учениками неоспоримым подспорьем является опыт.
Как небо и земля
– Школа, когда Вы пришли работать десять лет назад, и та школа, которая существует сейчас, отличаются?
– Моим первым местом работы был лицей №4, там я отработал семь лет и могу отметить, что за эти годы российская школа очень сильно изменилась, и лицей №4 в том числе. А когда была открыта новая школа №88, нашего завуча назначили здесь директором, а она в свою очередь пригласила меня. Отмечу, что здесь была не просто новая школа, она была оснащена новым оборудованием, самым современным. И если сравнивать наши современные школы с теми, которые были десять лет назад, то в техническом плане – это небо и земля.
– А взаимоотношения между учителем и учениками, между учителем и родителями учеников изменилось за этот период?
– В этом отношении тоже кардинально поменялась ситуация. Если, к примеру, взять отношения между учителем и учениками десять лет назад, то они строились на уважении авторитета учителя со стороны учащихся. Сейчас учитель воспринимается как человек, который оказывает ребёнку определённую услугу. И если честно, то мне от этого грустно. И родители сегодня воспринимают учителя с такой же позиции. Поэтому считаю, что моя миссия на данный момент как победителя конкурса «Учитель Оренбуржья», как и любого современного учителя, – попытаться активнее популяризировать профессию учителя не только для коллег, но и для родителей и в целом для нашей общественности. Необходимо дать понять, что мы учителя по призванию, а не люди, которые оказывают образовательную услугу.
– В таком случае, Марат Ильдарович, как Вы считаете, в чём заключается главная миссия учителя в XXI веке?
– Уверен, что миссия учителя как профессионала – не бояться новшеств и попытаться донести информацию до ребёнка, при этом шагая в ногу со временем, отзываясь на все его вызовы. Ведь у детей сегодня с самого раннего детства не игрушки, а гаджеты. Поэтому почему бы учителю сегодня так же не использовать гаджеты, чтобы донести информацию по своему предмету. Таким образом, на мой взгляд, основной миссией учителя сейчас является следование в ногу со временем, чтобы оставаться интересным ребёнку.
Победа в конкурсе
– Как давно стали участвовать в конкурсном движении и что побудило Вас к этому?
– Можно сказать, участвую в различных конкурсах ещё с того периода, когда сам учился в школе, потом это продолжилось в студенческие годы. В лицее №4 я возглавлял детскую общественную организацию в период, когда работал педагогом-организатором, и стал участником всероссийского конкурса «Лидер XXI века». В этом конкурсе я победил на региональном этапе, представлял область на всероссийском уровне и занял второе место. Считаю это большим личным достижением. И сейчас участвовать в конкурсах мне не страшно, а наоборот, интересно и к тому же даёт возможность обменяться опытом с другими участниками. Уверен, что учителю надо участвовать в конкурсном движении, так как это полезно для собственного развития.
– Несколько слов о Вашем участии в конкурсе «Учитель Оренбуржья».
– Пару лет назад наша школа №88 впервые принимала участие в нём, и я входил в команду, которая готовила нашего представителя – учителя начальных классов Елену Секачеву на муниципальный этап этого конкурса. На этом конкурсе мне запомнился момент, когда приглашали на сцену победителя, и у меня возникла мысль: каково это – стать лучшим учителем города. В тот период мне казалось это невероятным и недостижимым. А сейчас уже в качестве победителя регионального этапа считаю, что всё возможно.
– Что Вы получили от этого конкурса, естественно, кроме победы?
– Прежде всего большой опыт в общении с коллегами со всей области. Кроме этого, в ходе конкурсных дней не только я поделился опытом с ними, но и сам перенял очень многие технологии у других коллег, которыми теперь обязательно буду пользоваться на своих уроках.
– Марат Ильдарович, какой этап конкурса для Вас был наиболее трудным?
– Наиболее сложным и волнительным моментом во время регионального этапа конкурса для меня стал открытый урок. Тема урока была связана с внутренней политикой императрицы Екатерины II, с темой, я считаю, мне повезло – я люблю эпоху дворцовых переворотов в отечественной истории. Но урок был на чужих детях, которых я видел впервые, я даже не имел возможности познакомиться с ними перед уроком. И этот этап для меня был сложным не потому, что я не знал, как давать урок, а скорее всего, из-за того, что не знал, получу ли я обратную реакцию от детей. Сам урок проходил в Саракташе, и дети попались мне смышлёные, активные и очень общительные. Поэтому в этом плане я благодарен судьбе.
– Теперь Вам предстоит защищать честь региона на всероссийском этапе данного конкурса. Чем будете удивлять профессиональное жюри?
– Наверное, повторюсь, но я человек, который шагает в ногу со временем, поэтому люблю современные технологии, применяю их в своей работе. Очень волновался из-за этого на муниципальным этапе, и поэтому многие приёмы, которые я использую на уроках, не показал. Поэтому заначка для всероссийского этапа у меня есть, и я уверен, что эти приёмы и методы возымеют эффект именно на всероссийском этапе, который пройдёт в сентябре в Ростове-на-Дону. К примеру, я считаю, что учитель вполне может использовать на своих уроках возможности, которые дают социальные сети, тот же Инстаграм или ТикТок, детям это интересно и востребовано у них.
– Как Вы отвлекаетесь от рабочих будней?
– Я очень люблю путешествовать и считаю себя активным путешественником, посетил уже 39 стран. Во время путешествий снимаю виртуальные экскурсии, которые потом использую в своей работе. И этим летом собираюсь список стран пополнить. К тому же такой отдых поможет мне набраться сил не только перед началом нового учебного года, но и перед всероссийским этапом конкурса.
– И в заключение нашей беседы. Скажите, каким Вы видите себя учителем в будущем?
– Надеюсь, я буду также идти в ногу со временем и останусь современным педагогом-наставником. Больше всего я боюсь остаться в прошлом, привыкнув к традиционным методикам ведения уроков.
Справка
Всего в этом году в конкурсе «Учитель Оренбуржья» приняли участие 15 учителей из 14 муниципалитетов региона. Второе место заняла Ольга Пятаева – учитель русского языка и литературы из СОШ №3, а третье – Мария Баловнева, учитель истории и обществознания из лицея №1 г. Новотроицка.