Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Будешь ли приходить ко мне?»
Наставления и добрые дела великих пастырей будут жить вечно. Через духовных чад и современников они придут к новым поколениям, осветят сердца и души потомков, которые воспримут как жизненный ориентир земной путь православных иерархов и уберегутся от искушений, зла и непоправимых ошибок.
Таким ориентиром, духовным светочем стал для оренбуржцев митрополит Леонтий (Бондарь), среди духовных чад которого были не только зрелые и пожилые, но и совсем молодые люди. Теперь это возмужавшее поколение единодушно признаёт, что духовно окрепли только благодаря мудрым наставлениям владыки и его святой молитве.
Одной из духовных дочерей этого поколения стала Ольга Михайловна Мокшенинова, ныне учитель начальных классов и церковно-славянского языка православной гимназии им. святого праведного Иоанна Кронштадтского. В пору общения с владыкой и в первые годы после его кончины она вела дневник, где с удивительной глубиной отразились радость встреч и скорбь утраты, молитвенный поиск Божественный истины и обретение владыки уже не как земного человека, а как небесного молитвенника о душах наших.
Сегодня мы печатаем фрагменты из дневниковых воспоминаний О.М. Мокшениновой.
15 марта 1999 года. Вчера была у владыки, у моего родного духовного Отца. Сколько любви, внимания к боли другого человека я видела в его добрых отеческих глазах! Сколько мудрых советов, наставлений! Я шла с вопросом о моих трудностях в школе с организованностью моей как учителя. Он – мудрый педагог – сказал о том, что с детей нужно спрашивать в начале четверти, даже ставить двойки, но в конце подбивать отметки, натягивая на «тройки», и т.д. Не разбрасываться «пятёрками» – дети быстро привыкают к послаблению, ставить их нужно тем, кто идёт всегда ровно.
Я верю владыке, его устами говорит Бог. Я виновата, что вновь и вновь иду к нему, но сердце ищет святости и находит, утешаясь встречами с этим великим человеком.
Владыка учил так отвечать указывающим на твои оплошности: «Если и есть недостатки, я постараюсь их исправить».
24 января 1999 года. Преставился ко Господу митрополит Оренбургский и Бузулукский, владыка Леонтий. Господи, упокой со святыми его праведную душу!
Богом дано было мне хоть на мгновение соприкоснуться с жизнью нашего владыки. Никогда не забыть мне первой нашей встречи в Епархии. Я тогда запомнила его тёплые ласковые руки, крепко сжавшие мои, когда я подала их для благословения. Владыка долго их держал, а я в тот момент поняла, что ничего лучшего в этой жизни быть не может. Он тогда сказал: «Мы ещё встретимся». Наверное, ощутив в тот момент то, чего до того никогда не было в моей жизни, я поняла, что это и есть тот источник, из которого пить и не напиться... Душа вновь и вновь жила ожиданием встречи с нашим владыкой.
Однажды мы с детьми на уроке читали стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Христос». Для меня ощущения поэта были загадкой, думалось: как мог он ощутить Христа в человеке? Когда в очередной раз, верю, дух Божественный привёл меня к владыке, вспомнилось то, что читала: «...И опять увидел то же лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые человеческие черты. И мне вдруг стало жутко – и я пришёл в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо - лицо, похожее на все человеческие лица, - оно и есть лицо Христа». Помню радость, охватившую моё сердце, слёзы – значит, и моей души коснулся в тот миг Господь.
В день крещения моего сына Павла мне посчастливилось приобрести книгу об о. Иоанне Кронштадтском. При чтении об этом удивительном Божьем светильнике перед моим мысленным взором всплывали картины служения нашего дивного владыки. То же горение сердца во время литургии, горящий взгляд, устремлённый в неведомый для нас мир, и огромная любовь, согревающая наши грешные сиротливые сердца своей отеческой любовью.
Как когда-то Николай Александрович Мотовилов желал запомнить минуты наития Святого Духа при беседе с батюшкой Серафимом Саровским, всю жизнь свою бережно сохраняя в памяти встречи с любимым старцем, так и я, грешная, прошу у Бога памяти на каждую минуту, проведённую рядом с владыкой.
Часто удручённая унынием, малодушием, но с горящим любовью к нему сердцем, я шла, влекомая зовом Ангела своего, к тому, в ком находила утешение, чьё прикосновение вновь вселяло уверенность, чьё слово укрепляло упавший дух. Помню, почувствовав однажды небесную радость и сладость общения с владыченькой, я сказала: «Вы мне, как отец». Он в ответ: «А ты мне – дочь». Только в тот миг я поняла, какой должна быть любовь Отца к детям. Эта любовь – благословляющая, утешающая, долготерпящая, укрепляющая, поддерживающая, эта любовь – Божья.
Бывает, сердце затомится в тоске, вновь охватит душу отчаяние, кажется, уже и молитву твою Бог не приемлет, и нет рядом владыки, как поёт иеромонах Роман:
Что нет звезды, она давно погасла.
И до меня доходит только свет...
Но призываю на помощь в молитве моего духовного Отца – и вновь оживает душа моя, согреваясь Его за нас молитвами и воспоминаниями о Нём.
Упокой, Господи, душу нашего владыченьки Леонтия и прости мои согрешения его тёплыми молитвами, не дай забыть мне, Господи, милость Твою, которую оказывал Ты и оказываешь через своего светильника!
27 января 1999 года. 24 января не стало в этой земной жизни владыки Леонтия. Я в душе всегда называла его «мой владыка», но, увидев множество людей, скорбящих о его смерти, поняла, что он народный, хотя в душе продолжаю называть его «мой». Потеряв его, я вдруг остро, всей душой ощутила, что детство кончилось, что уже никогда мне не жить возле этого чуда, которое утешало, в невзгодах помогало. Да, Господь явил его нам, и мы жили, не боясь коснуться этой святости.
Этот, казалось бы, недоступный великий человек, о знаниях и достижениях которого я узнала лишь после его праведной кончины, был так доступен в жизни. Его тёплые ласковые руки, твёрдое слово – вот что было моей опорой.
Еду в автобусе – смотрю: мир также продолжает свой суетный бег, не замечая потери. Мой разум не хочет понимать этого: владыки нет, а жизнь продолжается... Но любовь Божья успокаивает сердце. Как в калейдоскопе наша история, жизнь и смерть святых. Когда-то также неоценима была потеря Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского. Болью она отзывалась в сердцах людей, а мир жил и рождал новых святых. И Господь прошёл тот же земной путь – Его распяли, а жизнь продолжалась...
В день похорон в церкви прозвучали такие слова: «На небе зажглась ещё одна звезда, звезда нашего владыки Леонтия, а мир обрёл нового молитвенника».
Я благодарна Господу, что довелось мне столько раз видеть владыку, общаться с этим человеком, которого я называла духовным отцом не только в Епархии, но и дома. И теперь счастлива, что он будет с нами в храме Николая Чудотворца. Последние его слова мне были: «Оля, приходи ещё...». Я приду, даст Бог, владыка услышит мои грешные молитвы и не оставит...
24 января 2000 года. День памяти владыки. В этот день благодарная паства показала миру фильм «Владыка». Кадры, снятые в день похорон, перемежались со страницами жизни владыки: вот он величественный, в высоте небесной славы на портрете, а вот он такой, каким я видела его часто – на крыльце своего дома, простой, светлый, родной. Вот он дома, за своим рабочим столом... как будто и нет этого прожитого года, будто владыка рядом и можно вновь к нему так вот запросто прийти... припасть к его ладоням... и он утешит... и вновь отодвинется гроза, в сердце разольётся тепло и спокойствие от отеческого благословения и любви.
Владыка наш, уже будучи викарием, называл родителей «мама» и «папа» - не «отец» и «мать». Какое дивное послушание, какая нежность Христова к тем, кто дал жизнь и воспитание! Благослови, Господи, молитвами владыки, и нас с такой же заботой и любовью беречь своих родителей! Благослови и моих сыновей на послушание, помоги и нам правильно воспитывать своих детей.
Владыка говорил: «Я всегда учился... Нужно каждый день что-нибудь понемногу читать. Всю жизнь мы должны совершенствоваться... Нужно всех любить...». Какие простые слова, воистину Бог прост, и к простоте нужно восходить. Помоги нам, владыченька, внутренне совершенствоваться, стяжая мир душевный, помоги следовать твоим пастырским наставлениям, укрепи в нас веру православную!
11 февраля 2000 года. Владыка Леонтий любил говорить, что жизнь прекрасна. Я это не совсем понимала, думала, как же может быть она всегда прекрасна, если столько в жизни скорбей, которые ранят душу, и кажется, что вот-вот споткнёшься или погрязнешь в обидах. Но, верю, Дух Святый говорит душе моей, что и прелесть-то жизни этой не в безоблачности и покое, а в умении увидеть в ситуации, в которой тебя задело за живое, промысел Божий, в умении в этот момент не дать воли собственной гордыне.
23 декабря 2000 года. Вдруг вспомнился сон. Ко мне пришёл владыченька Леонтий, я уложила его отдыхать, служила ему. Разговаривал он, как отец родной. Я запомнила только свой последний вопрос: «Слышал ли он, как я обращалась к нему в молитвах?». Но вопрос так и остался без ответа.
Не нужно верить снам, я знаю. Но на сердце у меня сейчас светло. Мой владыченька, пусть на мгновение, побудет в сердце совсем рядом, как раньше, когда я к нему приходила, и он, провожая, с заботой спрашивал, не холодно ли мне, не мёрзнут ли ноги? Сам надевал на меня дублёнку. И на прощание спрашивал: «Будешь ли приходить ко мне, Оля?».
19 января 2001 года. В сочельник Богоявления болезнь застала меня врасплох. Но противления ей в душе не возникало. К вечеру состояние не улучшилось, и постепенно страх неизвестности начал прокрадываться в душу. Чтобы как-то успокоиться, я стала перечитывать православные газеты. Проповеди владыки Леонтия навеяли мне мысли о прошлом, о том, что было живое чудо рядом с нами – эта Вифлеемская звезда, светящая всем нам и указывающая путь к Господу нашим сердцам. Звезда не погасла, нет!
С сердцем, как только могла, я молитвенно обратилась к владыченьке, горько, судорожно рыдая, но в памяти оживились его слова: «Не плачь, не надо плакать!». Я жаждала исцеления, но не просила его, я только просила успокоить моё грешное сердце, дать ему твёрдость и возможность положиться на волю Божью, помня о том, что владыка знал нашу немощь, убеждал в том, что есть земные врачи, данные Богом, указывал на свою полочку с лекарствами. Было поздно, я очень боялась «скорой» и больниц, только бы дожить до утра.
Через некоторое время слёзы мои иссякли, на сердце стало тихо, я начала с вниманием вчитываться в «Епархиальные ведомости». Потом спала температура, а через некоторое время я уже могла передвигаться. Совершив краткое моление, я уснула, а утром уже не было таких болей, в больницу я не пошла. Весь день в сердце царила тихая радость и благодарность владыченьке. Мне думалось: он жив, и, если бы он оказался сейчас рядом, я бы обняла и расцеловала его. А он, мой владыченька, и так рядом, я верю!
7 апреля 2001 года. Я купила фотографию владыки, а мне дали две. Я спросила: почему? На что был ответ: «Во славу Божию!». Так владыченька сам подарил мне от себя свой портрет. Слёзы благодарности грели мне душу. В эти минуты все казалось безмятежным: твоя душа в любящих, заботливых отеческих руках любимого старца.
Я стою и жду, когда приедет владыка Валентин, чтобы начать архиерейскую службу: расстелены дорожки, вот прошёл о. Василий, настоятель храма, весь в чёрном, и взору представился владыченька Леонтий, идущий по коврам и благословляющий людей... Зазвонили колокола, люди сосредоточились, вот и владыка Валентин. Помоги ему Господи так же достойно служить, как служил владыка Леонтий. Верю, что он с нами, в нашем храме совершает Божественные службы, молясь за наши грешные сердца.
Подготовил Михаил Кильдяшов.