Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Думе нашей за переустройство водопровода – большое спасибо»
Татьяна Судоргина
135 лет назад оренбуржцы радовались перспективам изменений в состоянии городской системы водоснабжения.
«По причинам несоответствия»
Перед тем как обсудить проблемы, связанные с водопроводом, летом 1887 года депутатов высшего органа городской власти проинформировали о том, что в 1870-х годах неоднократно поднимался вопрос о его улучшении и оренбургская дума «признала необходимым ввиду неудовлетворительного состояния по причинам несоответствия такового численности населения, значительно увеличившегося со времени открытия действия, и потому 27 сентября 1876 года назначила конкурс для выработки подробного проекта об улучшении городского водопровода, назначив за это премию.
Проект был составлен инженером-технологом Л.К. Кибиревым, и в 1879 году одобрен техническим комитетом министерства внутренних дел, утверждён министром к обязательному исполнению. По проекту назначено на преобразование водопровода 217.000 рублей».
Согласно проекту требовалось «возобновление и улучшение существующего машинного здания; постановка новых 70-сильных паровых машин с тремя паровыми котлами и с двумя насосами, способными каждый доставлять 10 тысяч вёдер воды в час; устройство водонапорной башни с дымовой трубой и двумя водонапорными трубами; устройство железного уравнительного водоёма; устройство резервуара в Новой слободке; перемена магистральных водопроводных труб и разветвление существующей сети труб. Автор проекта находил единственный путь к получению дешёвой воды в том, что город сам по мере возможности должен переустраивать водопровод».
Затем был сделан вывод: «Все эти предположения до сих пор не приведены в исполнение за неимением достаточных средств». Поэтому 19 мая 1887 года дума ассигновала «на улучшение водопровода 250.000 рублей».
В феврале 1888 года «переустройство водопровода сдано за 44.500 рублей гидротехнику М.И. Когану». Освящён реконструированный оренбургский водопровод (существовавший с 1864 года) в декабре 1888 года. На сохранившемся здании «Уральского водозабора» (являющемся объектом культурного наследия) на ул. Набережной, д. 28, запечатлены эти две важные даты в его истории.
«Полезно в пожарном отношении»
Весной 1889 года городская управа докладывала членам городской думы: «С переустройством городского водопровода является полная возможность получать от 400 до 600 тысяч вёдер воды в сутки.
Чтобы воду эту иметь возможность расходовать, доставляя в отдалённые кварталы, необходимо расширить сеть водопроводных труб. Трубы большего диаметра будут соединены со старыми ветвями, и тогда окажется полная возможность правильнее регулировать водоснабжение».
Особо было оговорено, что в слободках «Старой (её площадь того периода ныне ограничена улицами Актюбинской, Черепановых, Чичерина, переулком Заводским. – Т.С.) и Новой (территория от современной нам ул. Постниковой до ул. Невельской между Парковым проспектом и ул. Терешковой. –
Т.С.) слободках, состоящих большей частью из деревянных построек, предполагается поставить наибольшее число пожарных кранов, которые дадут возможность получать воду в изобилии, будут служить к прекращению пожара. При условиях же настоящей сети последнее представляется невозможным.
Кроме того, с расширением сети водопроводных труб многие домовладельцы проведут воду в свои дома, о чём неоднократно в управу поступали заявления. Проведение ветвей в дома желательно потому, что это полезно как в пожарном отношении, так и в отношении увеличения доходов города за пользование водой из городского водопровода».
Городская дума 22 марта (3 апреля по новому стилю) 1889 года решила: «продолжить устройство водопровода» и «позаимствовать на это из городского общественного банка 30 тысяч рублей».
«Конструкции прочны, вполне практичны»
Техник М.И. Коган на заседании специальной комиссии 29 марта (10 апреля по новому стилю) 1889 года представил смету стоимости и план расположения новой сети водопроводных труб.
Максим Исаевич дал разъяснения к «составленному проекту развития водопроводной сети Оренбурга» и представил «расчёт действия водоснабжения как для хозяйственных надобностей, так и для противопожарных случаев, общий план новой водоводной сети, с относящимися к ней приборами», продемонстрировал «чертежи пожарных кранов, вантузов, задвижек и будок с водоразборными кранами».
Ознакомившись со всеми этими материалами, члены комиссии «пришли к единогласному заключению, что как расчёт, так и расположение труб, приборов водоснабжения на плане составлены вполне правильно и целесообразно во всех частях, что все принадлежности водоснабжения по своей конструкции прочны, вполне практичны и несложны для обращения с ними, представляют собой улучшенные типы из всех доселе известных в гидротехнике приборов этого рода».
Среди архивных материалов сохранились данные «относительно стоимости» – «новая сеть со всеми сооружениями и приспособлениями обойдётся в 125.572 р.72 к.»
Обсудив всесторонне «настоящее дело, комиссия приняла в соображение, что цены, заявленные техником М.И. Коганом значительно ниже цен других лиц, изъявивших желание принять на себя работы, исключая инженера Эверта, но не имея от господина Эверта ни общего плана, ни чертежей к разным приспособлениям, комиссия полагала бы работы по устройству новой сети водопроводных труб утвердить за техником М.И. Коганом…»
«Была бы вода, а денег не жаль!»
На заседании городской думы 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1889 года за М.И. Коганом «как опытным гидротехником, хорошо выполнившим в 1888 году принятые на себя работы» утверждён подряд по устройству новой сети оренбургского водопровода.
Приветствуя это решение городских властей, один из оренбуржцев писал: «Дума надумала расширить водоносную сеть водопровода (на 9 вёрст 210 сажен) и подряд сдала за 125 тысяч рублей на три года. И так весь водопровод в своём переустройстве обойдётся Оренбургу в сумму около 200 тысяч рублей. Была бы вода, а денег не жаль!»
Местный журналист утверждал: «В нашем городском хозяйстве первым номером следует считать реставрацию водопровода. Дума наша разорилась и дала городу воды до 300 тысяч вёдер воды в сутки. Но машины, поставленные Коганом так сильны, что способны удвоить суточную подачу воды. Мешала этому старая сеть водоводных труб. Теперь можно порадоваться. Решено устроить новую водоводную сеть по сомкнутой системе с проводимостью в полмиллиона вёдер воды в сутки.
Новая сеть будет состоять из труб больших диаметров от 6 до 10 дюймов. Водовод будет приспособлен как для хозяйственного расходования воды под напором из резервуаров, так и для тушения пожаров под непосредственным напором из насосов, для каковой цели будут устроены 53 пожарных крана (каждый кран на два рукава диаметром 2,5 дюйма и длиной по 30 сажен). Вода во время пожаров будет достигать высоты 10 сажен при одновременном действии от 4 до 5 струй.
Будут также устроены 10 водоразборных тёплых будок красивой архитектуры для одновременного разбора воды у каждой будки тремя бочками и двумя вёдрами. По линиям труб будут расположены запорные задвижки (клинкеты), благодаря которым на случай надобности можно исключать часть линии (не длиннее 100 – 150 сажен), во все остальные места вода будет доставляться безостановочно.
Имена полезных, умных и доброжелательных представителей города, добивавшихся давно жданной реставрации водопровода, заслуживают увековечения…»
«Разве это порядки?!»
В заключение своего повествования представитель оренбургской прессы 135 лет назад сетовал: «В деле этом жаль одного: не уговорилась дума с инженером относительно платы или цены за прокладку труб в частные дома.
А следовало это сделать, и тому же подрядчику сдать концессию на эти работы, которые Когану стоили бы дешевле, чем отдельным техникам (из которых иные брали с нас по 7 рублей с сажени и дороже, иные портили магистральные трубы и были прогоняемы, иные же, бывало, выстроят водопровод в частном доме и отказываются ответствовать, когда их водопровод промочит потолки, стены и зальёт нижний этаж).
Нам сообщено, что инженер Коган не прочь взять на себя концессию по прокладке труб в частные дома с платой ему 4 рубля с сажени (с земляными работами, кранами, за исключением спускных колодцев, которые хозяева могут устроить сами из чего угодно: камень, дерево, кирпич).
Замечаем об этом потому, что наш городской водопровод до сих пор составляет благотворительную статью для обывателей вместо того, чтобы давать городу доход. Не знаем, как теперь, а прежде водопровод стоил в год 25 тысяч рублей, давал же дохода до 9 тысяч рублей. Разве это порядки?!
При всём том обывательская бочка платит за воду до 10 рублей, а водовозная бочка даже 20 рублей в год! Разве это справедливость в городском хозяйстве, которое за домовую ветвь в то же время берёт в год лишь 25 рублей!
Так или иначе, а думе нашей за переустройство водопровода – большое спасибо за современников и за потомков».
«Чтобы город остался вполне доволен»
После этого в редакцию газеты «Оренбургский листок» поступило письмо от инженера Эверта по поводу «прокладки труб в частные дома», которое завершалось выводом: «Во многих случаях стоимость проведения труб непременно обойдётся дешевле указанной цены и, если городской техник, как он обязан – только смотрит за тем, чтобы соединения частных труб с городской сетью были сделаны по правилам, для того установленным, то нет препятствий остальную прокладку исполнить по усмотрению заказчика.
Людей же для чистого и аккуратного исполнения таких работ в Оренбурге много».
М. Коган чуть позже в свом послании редактору «Оренбургского листка» сообщал: «Очень рад, что водопроводные работы мои в Оренбурге приняты благосклонно. Постараюсь, чтобы и в этот раз моими новыми работами город остался вполне доволен».