Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Из глубинки на большую сцену
Константин Копылов
В этом году в номинации «Лучшая актёрская работа года» премии губернатора Оренбургской области награду получила актриса татарского драматического театра имени М. Файзи Алия Салпикова. Корреспондент «ВО» встретился с актрисой и узнал о её творческом пути.
Объявление в газете
– Алия Мирановна, расскажите, почему Вы для себя выбрали театральную сцену?
– Родом я из небольшого татарского села Шишма Саракташского района. Будучи ребёнком, наверное, как и все дети, любила танцевать, петь. Была активной участницей разных творческих конкурсов художественной самодеятельности, на которых занимала призовые места.
В селе я окончила среднюю школу. И как-то к нам пришла наша соседка, она была учителем родного языка, и принесла газету «Новое время», в которой было опубликовано объявление о том, что в Оренбурге набирается татарская подгруппа в институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей с последующим трудоустройством в татарский драматический театр. Она стала говорить: «Алия, это твоя судьба, надо обязательно попробовать поступить, я в тебя верю». Потом и мама тоже стала советовать. А я тогда в город ездила раз в год, поэтому для меня это было что-то заоблачное. Но на следующий день приехала сестра из Оренбурга, узнав про это объявление, она также стала уговаривать меня поехать. Учась в школе, я посещала кружок по шитью и сшила себе из красного атласа татарское национальное платье. Мои родные посоветовали надеть это платье, сделать соответствующий макияж. В общем, в итоге они меня уговорили! Я надела это платье, заплела себе косички, на голову повязала платок. И из родного села в этом наряде приехала на маршрутке в Оренбург. Этот момент до сих пор хорошо помню, правда, сейчас так бы, наверное, уже не сделала. А тогда никакого стеснения у меня не было! Сразу после приезда пошла в татарский театр. Здесь в то время, а было это в 2004 году, шёл капитальный ремонт здания. Я зашла, узнала, где находится кабинет руководителя театра, надо заметить я тогда была довольно шустрой девочкой! Вошла в кабинет, за столом сидел Растам Абдрашитович Абдуллаев, я его тогда впервые увидела. Учтиво поздоровалась с ним, он стал меня расспрашивать, откуда я, что умею. В ответ я спела татарскую народную песню, потом он достал гармонь и попросил меня станцевать, я станцевала. А затем он говорит: «Садись, теперь будем разговаривать». Он говорил мне о наборе татарской подгруппы в Оренбургский институт искусств. Далее рассказал, что мне следует подготовить для творческих испытаний. В итоге я уехала к себе в село и начала усиленно заниматься, готовить творческие номера. В конце июня приехала снова в Оренбург, прошла все три тура испытаний и оказалась в татарской подгруппе из семи человек. В сентябре я стала студенткой театрального факультета Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. А с 2005 года молодых актёров взяли в качестве массовки в татарский драматический театр, мы, правда, также в качестве массовки работали и в драматическом театре им. М. Горького.
– Вспомните, когда Вы сыграли уже не просто в массовке, а полноценную роль. Что это была за роль?
– Четвёртый курс в институте искусств был выпускным, и нам надо было поставить дипломный спектакль. Наша группа ставила спектакль под руководством Рифката Вакиловича Исрафилова «Звёзды на утреннем небе» по пьесе А. Галина. Мне досталась роль Валентины – это была достаточно жёсткая по характеру женщина. С этим спектаклем в 2006-м году мы были на гастролях в Словакии на Международном театральном студенческом фестивале «Istropolitana-2006». А в нашем театре первым спектаклем для меня стала комедия, которую ставил мой педагог Булат Батырович Хайбуллин «Жених для шести невест». В этой пьесе я играла роль бухгалтерши Гульчиры. Это и были мои первые полноценные роли в нашем театре. Сейчас у меня, конечно, за плечами огромное количество самых разных ролей.
Роли и герои
– Какие Вам чаще всего достаются роли?
– Роли у меня самого разного плана. При этом я всегда стараюсь принести в каждую из них обязательно что-то своё. Не должно быть такого, чтобы зрители, приходя в театр, видели твой одинаковый образ. Ведь это отбивает желание у наших зрителей приходить в театр. Поэтому стараюсь искать новые образы, а для этого в актёрской профессии важно такое качество, как наблюдательность.
– Вам проще воплотить на сцене похожую на Вас героиню или совершенно противоположный образ?
– Конечно, легче играть похожего человека. Но в актёрской работе, если режиссёр даёт тебе роль, то моя задача – воплотить этот образ на сцене таким, каким я его вижу. Обычно начинаю с того, что ищу этот образ, анализирую. Если говорить обо мне, то я очень эмоциональный человек. Могу быстро вспылить, но и тут же быстро успокаиваюсь, и когда у меня бывают роли такого плана, то здесь, конечно, проще. В целом же задача актёра ещё и в том, чтобы пережить свою роль, пронести её через себя и воплотить на сцене. И когда после окончания спектакля слышишь аплодисменты и восторженные отзывы зрителей – это и есть оценка уровня актёрского мастерства.
– В татарском драматическом театре Вы работаете более 17 лет. Что всё это время Вас стимулирует быть на его сцене?
– Есть люди, которые на вопрос о работе отвечают, что они устали и она им уже надоела. В моём случае совершенно всё наоборот – для меня театр является вдохновением. И это ощущение я не утратила до сегодняшнего дня. Поэтому на работу я всегда прихожу с удовольствием. И даже если устаю, то для меня эта усталость в радость.
– Алия Мирановна, есть у Вас роль, о которой Вы мечтаете?
– Подобный вопрос мне часто задают Ваши коллеги. При этом хотела бы заметить, что мне в жизни и в работе повезло. Если режиссёр доверяет и даёт играть главные роли, то это значит, что актёр способен воплотить его героя на сцене.
«Чётки любви»
– В одном из последних спектаклей «Чётки любви» Фарита Нагимова Вы также играете одну из ведущих ролей. Буквально несколько слов о Вашей героине.
– Я в этом спектакле играю роль прабабушки, которой 85 лет. Когда только начинали читать пьесу и мне досталась роль прабабушки, то поначалу мне было достаточно сложно. У моей героини за плечами большой жизненный опыт. В то же время, я считаю, эту роль предопределила мне сама судьба. Дело в том, что у меня у самой была прабабушка Рабига. Она, кстати, была довольно известной целительницей, к ней всегда приезжало много людей, а я в детстве помогала ей по дому. Она всегда мне говорила такие слова: «Внучка, никогда не забывай о том, что ты в первую очередь человек. Поэтому будь всегда общительной и учтивой с людьми, старайся не огорчать и не обижать других». Я хорошо помню её черты, рассказы, эмоции, и всё это помогло мне впоследствии в воплощении своей роли в спектакле «Чётки любви». Для меня роль прабабушки является одной из самых сильных и любимых.
– А были в Вашем репертуаре нелюбимые роли?
– Нет, таких у меня не было, каждая роль, сыгранная мной на сцене театра, по-своему мне дорога и любима. Ведь я постаралась в каждую из своих героинь вложить частичку себя, своих чувств и переживаний.
– Как Вы справляетесь с волнением на сцене или его у Вас уже нет?
– Для меня если нет волнения во время выхода на сцену, то спектакль будет неудачным, а роль не удастся воплотить так, как хотелось бы. К каждой роли и к каждому спектаклю я готовлюсь заранее. Ещё только выхожу из дома, уже настраиваю себя на ту роль, которую мне предстоит сыграть в этот день. Но это, конечно, всё индивидуально у каждого актёра. Возвращаясь к Вашему вопросу, однозначно могу сказать, что волнение у актёра всегда должно присутствовать, оно стимулирует его в работе.
– Алия Мирановна, есть у Вас в актёрской среде кумиры, на которых Вы равняетесь или восхищаетесь их творчеством?
– Для меня такой личностью является народная артистка Российской Федерации Чулпан Хаматова. Смотрю её работы – фильмы, спектакли, мастер-классы и всегда восхищаюсь её игрой как на сцене театра, так и в кино.
– В этом году Вы получили премию губернатора Оренбургской области в номинации «Лучшая актёрская работа года», какое значение имеет для Вас эта награда?
– Считаю её одной из ключевых в своей актёрской карьере. Если честно, о том, что меня номинировали, я была в курсе, но то, что меня признают лучшей в этой номинации, стало неожиданностью. А когда уже награду вручили, то почувствовала себя окрылённой, появилось ещё большее желание покорять новые вершины актёрского мастерства.
Фото Александра Чердинцева