Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Безграничный мир
Елена Шкатова
В Оренбурге в Центре детского творчества Промышленного района состоялась VI городская научно-практическая конференция «Мир особого ребёнка», которая посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования, вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, инновационным подходам в организации коррекционной работы с особыми детьми.
– В шестой раз Центр детского творчества является организатором городской конференции «Мир особого ребёнка». На неё мы приглашаем всех, кто так или иначе связан с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня наша аудитория – это преподаватели вузов, учителя коррекционных школ и школ- интернатов, педагоги дополнительного образования, которые очень тесно работают с такими детьми, – рассказала директор центра Татьяна Громакова. – Да, есть такая терминология – ограниченные возможности. Но на самом деле они безграничные. И если мы посмотрим на выставку, что делают дети своими руками, как выступают на сцене, станет понятно, что ограничений на самом деле нет, нужно просто искать такие формы работы, которые помогли бы раскрыться каждому ребёнку. Для этого мы и собираемся каждый год.
Татьяна Громакова отмечает, что мир особых детей действительно отличается, и это заметно с самых первых дней жизни такого ребёнка. В этот мир взрослому нужно хотеть заглянуть. И цель конференции – чтобы как можно больше людей заглянули в этот мир и чтобы дети пустили их в него.
– Но тем, у кого нет сопереживания, нет доброго сердца, доступ в этот мир закрыт. Много званых, да мало избранных. И мы бы хотели, чтобы избранных было как можно больше, – поделилась Татьяна Васильевна.
Дни конференции были расписаны по минутам: доклады в пленарном заседании и три секции. Одна секция была посвящена особенностям психологического сопровождения детей с ОВЗ, другая – дополнительному образованию, и на третьей обсудили педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ. Также прошли мастер-классы для педагогов дополнительного образования, учителей, учителей-дефектологов.
Инклюзивное образование
На конференции отметили, что с 1 сентября 2016 года система образования РФ на территории всех регионов реализует инклюзивное образование. Однако в процессе реализации возникает множество вопросов, которые направлены на приспособление определённого объекта инклюзивного процесса к условиям в конкретной ситуации, о вопросах кадрового состава, доступной обучающей среде, подготовки молодых специалистов.
В настоящий момент написано много пособий по инклюзии, проводятся конференции, семинары. Но сам процесс осуществления перехода от состояния возможности к состоянию действенности снижен. Для образования молодёжи с ОВЗ в системе образования не всегда приемлем тот образовательный пакет услуг, который сейчас предоставляется в специализированных профессиональных учреждениях и в вузах. В системе и дошкольного образования существует множество вопросов в воспитании детей с ОВЗ. Одна из задач федеральной целевой программы развития образования –
ряд мероприятий, предусмотренных программой, направленных не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.
Сегодня очередная конференция, которая начиналась в стенах Оренбургского государственного педагогического университета, продолжается здесь, и это очень значимо. Потому что дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями, наверное, лучше их так называть, востребованы, их результаты наиболее видны, наиболее значимы. Эта система является наиболее открытой для развития таких детей, – рассказала профессор кафедры педагогики и социологии ОГПУ, руководитель магистратуры «Педагогика инклюзивного образования» Алла Москвина.
По её словам, инклюзивное образование – это одна из животрепещущих проблем, которая рассматривается в структуре специального образования. Это особая ситуация, очень тревожная с одной стороны, с другой – очень инновационная.
– Можно сказать о том, что постановка этой проблемы, риски и перспективы, о которых я хотела немного поговорить, связаны, конечно же, с одной стороны, с тем, что Россия стоит на переходном этапе к инклюзивному образованию в отличие от всего западного мира, который уже в 70-е годы перешёл, – отметила Алла Москвина. – Сейчас идёт подготовка к конференции, посвящённой 100-летию Василия Александровича Сухомлинского, и я, перечитывая его труды, вижу и ещё раз убеждаюсь в том, что инклюзия была всегда в России, просто она называлась раньше по-другому, просто массовая школа всегда принимала таких детей. Это было нормой, а в деревенских школах вообще не выделяли особенных ребят, они учились всегда вместе. И на высоте был учитель, российский учитель, советский учитель, как хотите его называйте, который умел работать с разными детьми, который отдельных не выделял, а работал с каждым индивидуально.
В Оренбургской области сегодня более 8000 детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые являются инвалидами. Создано 13 организаций для умственно отсталых детей, три для детей с нарушением слуха, две для детей с проблемами зрения, одна для детей с ДЦП. Сегодня более 3000 детей с ОВЗ получают образование, по закону с 2012 года каждая школа должна принимать таких ребят, а родители имеют право выбирать тип учреждения, где будет учиться их ребёнок.
– Есть проблемы, которые надо решить в ближайшем будущем. Сейчас нет ни специалистов, ни той команды, которая должна работать с особенными детьми, ни специальных психологов. Всё это требует финансирования, и пока не будет финансирования, мало что произойдёт, – подчеркнула Алла Москвина. – Следующий вопрос – для каких категорий обучающихся с ОВЗ инклюзия является целесообразной. Далеко не все учащиеся могут учиться в инклюзивной среде, и сегодня практика показывает, что, несмотря на принятый закон, есть группы учащихся, которым лучше по их показаниям оставаться в системе специального образования. Учёные России говорят, что нужно сохранить эти ветви образования, созданные в начале XX века, нужно создать такую систему, которая сохранила бы и специальное, и инклюзивное образование.
Также в рамках конференции прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню людей с синдромом Дауна. Завершил работу конференции концерт детей с ОВЗ из специальных (коррекционных) школ, учреждений дополнительного образования города.
Справка
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии – как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребёнка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:
– с расстройством поведения и общения;
– с нарушениями слуха;
– с нарушениями зрения;
– с речевыми дисфункциями;
– с изменениями опорно-двигательного аппарата;
– с отсталостью умственного развития;
– с задержкой психического развития;
– комплексные нарушения.
Виды ОВЗ предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребёнка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние.