Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
У истоков создания Счётной палаты
Константин Копылов
Двадцать лет назад в городе Оренбурге была создана Счётная палата. О том, как происходило её формирование, «ВО» рассказал первый председатель Счётной палаты Андрей Фёдоров.
Сейчас Андрей Владимирович продолжает работать и является главным инспектором, начальником отдела по экспертно-аналитической и правовой работе Счётной палаты города Оренбурга.
– Родом я из города Бузулука, в 1984 году окончил Бузулукский финансовый техникум и по распределению попал в КРУ Минфина России по Оренбургской области, – рассказывает Андрей Фёдоров. – В этой системе я проработал на различных должностях до 1995 года. Затем с 1995 по 1997 год работал в Федеральном казначействе РФ начальником ревизионного отдела. В марте 1997 года перешёл на работу в Счётную палату города Оренбурга.
В качестве руководителя Счётной палаты Андрей Владимирович работал до 2000 года.
Первые шаги
– Андрей Владимирович, Вы стояли у истоков формирования Счётной палаты, расскажите, как происходило формирование на тот момент нового органа?
– Надо отметить, что Счётная палата России была образована в 1995 году, а в муниципальных органах власти тогда не было органов внешнего финансового контроля. Но при этом были требования от депутатов городского Совета о необходимости проведения проверок расходования бюджетных средств города Оренбурга внешним органом контроля. Необходимо было осуществлять проверку правильности их формирования и производить контроль за расходованием бюджетных средств. Именно эта задача и стала основой для образования такого органа, как Счётная палата. В результате по предложению депутатов Оренбургского городского Совета был создан контрольно-счётный орган, который получил название Счётная палата. В должность руководителя я вступил в марте 1997 года. В первую очередь мне была поставлена задача набрать и сформировать коллектив Палаты.
Первоначально коллектив Палаты составлял всего три человека. В тот период мы в основном занимались аналитикой и контролем формирования городского бюджета. Другая часть работы заключалась в контроле расходной части городской казны. Точно так же, как и сейчас, Счётная палата в то время подчинялась Оренбургскому городскому Совету. Надо отметить, что процесс формирования городской Счётной палаты проходил в условиях, когда ещё не была создана Счётная палата Оренбургской области. Аналогичный орган на уровне региона появился только спустя год.
– В такой ситуации чей опыт Вы использовали при формировании Счётной палаты города Оренбурга?
– В организационной и правовой деятельности мы работали на основании Положения, утверждённого Оренбургским городским Советом. Основой настоящего Положения вплоть до 2011 года служил закон «О Счётной палате РФ». А что касается практической деятельности, то брал за основу опыт, накопленный мною в период работы в контрольно-ревизионном управлении. В бытность работы в этом управлении мне также приходилось проверять как формирование бюджета области, так и бюджетов районов.
– Наверняка в первые годы деятельности Счётной палаты возникали трудности. Если были, то какие и как Вы с ними справлялись?
– Для ответа на этот вопрос необходимо окунуться в атмосферу того времени. Тогда происходило становление финансовой системы страны в новых рыночных отношениях. Со стороны федерального центра были приняты глобальные мероприятия по созданию государственной налоговой службы, федерального казначейства, усиление контрольно-ревизионного управления Минфина России и его подразделений. В качестве руководителя я отработал три года, за это время самое главное, что нам удалось, так это сформировать трудоспособный коллектив. Как и в любой организации, сложности первоначально возникли с подбором профессиональных кадров. Несмотря на это, задача была, на мой взгляд, решена успешно. Основной костяк коллектива, сформированный в первые годы, работает до сих пор, за исключением одного специалиста, который вышел на пенсию. Это свидетельствует о том, что нам удалось подобрать именно те кадры, которые отвечали всем требованиям, которые необходимы для работы в Счётной палате. Что очень важно, их профессиональные качества остаются востребованными до сегодняшнего дня. Среди первых работников, которые так же, как и я, стояли у истоков создания Счётной палаты, хотелось бы отметить Татьяну Анатольевну Гальчанскую и Галину Александровну Карецкую.
Громкие дела
– Какие были финансовые нарушения при формировании и расходовании бюджета города, которые приходилось Вам выявлять в середине 90-х годов, когда происходило создание Счётной палаты?
– Хотелось бы заметить, что масштаб городского бюджета в тот период существенно отличался от современного, он был в несколько раз меньше. Финансовые нарушения в тот период, конечно, тоже были другими. В качестве примера можно привести такой момент, как в тот период финансовые средства и имущество выделялись коммерческим структурам, поэтому этот процесс тоже приходилось нам контролировать. В то время была распространена такая форма финансовых взаимоотношений, как взаимозачёты, что также было под нашим бдительным взором. Одно из самых больших финансовых нарушений в то время – невыплаты заработной платы в бюджетной сфере. Школы, медицинские учреждения, объекты культуры по несколько месяцев не получали положенные им средства на выплату заработной платы своим сотрудникам. Да и сами работники администрации города не получали зарплату по полгода. На своём примере могу сказать, что я пришёл на работу в марте, а первую зарплату получил только в сентябре.
Также приходилось не только проверять бюджет города, но и осуществлять несвойственные функции, такие как участие в рейдах по рынкам города с целью выявления причин низкой собираемости выручки за предоставленные места. Предъявляемые к бюджету иски коммерческих структур по выплате астрономических сумм за благоустройство территории, переданной им в аренду муниципалитетом. Проверять их Счётная палата не имела права, но с помощью налоговой инспекции запрашивались документы на камеральную проверку в налоговый орган. Затем по ним уже работали наши специалисты, и, как правило, предъявляемые иски уменьшались в разы.
Кроме этого, среди выявляемых нами финансовых нарушений были нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, а также невозврат финансовых средств коммерческим структурам.
– Андрей Владимирович, поясните, что такое нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств?
– Нецелевым использованием бюджетных средств у нас принято называть те финансы, которые, к примеру, были выделены на выплату заработной платы, а расходовались на нужды учреждения, но уже на другие цели – приобретение каких-либо предметов или материалов. К неэффективному использованию относили такие нарушения, когда у коммерческих структур приобретались те же строительные материалы или продукты по завышенным ценам. А самое главное нарушение, которое тогда встречалось часто, проявлялось в том, что подрядчики на выполнение тех или иных работ получали материалы и после этого исчезали. А нам приходилось заниматься их розыском. Хотя это и не было функцией Счётной палаты, но нас всё равно привлекали к этой работе. Поиском таких подрядчиков мы занимались через налоговую инспекцию, правоохранительные органы.
– Приведите примеры выявленных Вами крупных финансовых нарушений в первые годы деятельности Счётной палаты?
– Одним из таких громких случаев стала проверка рынка на улице Пролетарской. Данный рынок был тогда отдан в аренду обществу с ограниченной ответственностью. Вскоре эта площадка понадобилась для муниципальных нужд, там намечалось строительство объекта. Когда администрация выставила требование коммерческой структуре о возврате этого участка, то представители организации предъявили документы о выполнении благоустроительных работ на сумму более 2 млн рублей. Горсовет нам поручил проверить эти данные. По приезде на место руководство сначала нас просто не пустило. Нам пришлось обратиться в налоговую инспекцию Центрального района. Налоговая взяла документы этой организации на камеральную проверку, мы точно так же с ними ознакомились и провели встречные проверки тех организаций, которые якобы там проводили благоустройство. Сразу же нам часть организаций заявили, что такие работы они выполняли. В итоге в ходе наших проверок из предъявленных
2 млн рублей удалось подтвердить около 200 тысяч рублей, остальным суммам подтверждений найти не удалось. На основании данных, полученных Счётной палатой, администрация города подала иск в суд и выиграла процесс.
Перемены
– На каком этапе истории Счётной палаты города Оренбурга произошли коренные изменения?
– Состав Палаты претерпел определённые перемены в 2005 году – увеличился состав сотрудников. Связано это было с тем, что произошло увеличение городского бюджета: если ранее он составлял около 2 млрд рублей, то затем вырос до 5 – 6 млрд рублей. Основные изменения в нашей работе произошли в 2011 году, они также были связаны с увеличением бюджета и с вступлением в силу ФЗ-6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Для выполнения закона депутатами Оренбургского городского Совета штат Счётной палаты был увеличен до 12 единиц. Утверждено новое Положение о деятельности Счётной палаты, в соответствии с которым мы сейчас и работаем. Полномочия Палаты значительно расширены, и выполнение их – задача непростая, так как нагрузка возросла, но нас это не пугает.
– Андрей Владимирович, как Вы считаете, в какой момент сложнее работать – сейчас или в тот период, когда шло формирование Счётной палаты?
– Я думаю, что сейчас труднее. Несмотря на то что перед нами поставлены чёткие задачи, они требуют от нас большой ответственности. Сейчас мы занимаемся анализом всего бюджетного процесса в городе, а также проверками бюджетополучателей (бюджетные организации). Сейчас произошло увеличение объёма городского бюджета и, соответственно, проверок и обязанностей. Вся работа наша строится в строгом соответствии с нашим законодательством. Что касается моих обязанностей сейчас, то я занимаюсь анализом и экспертизой доходной и расходной частей бюджета города Оренбурга.
– Что больше всего Вы ценили в своих подчинённых, когда были руководителем Счётной палаты, и что сейчас цените в своих коллегах?
– Как тогда, так и сейчас ценю естественное поведение человека в любой ситуации – будь это исполнение своих должностных обязанностей или обычное человеческое общение.