Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




«Чтобы доставить удовольствие своим искусством»

-----
«Чтобы доставить удовольствие своим искусством»

Татьяна Судоргина

Местные периодические издания во все времена много внимания уделяли различным театральным проблемам.

«Играют чуть ли не по пяти ролей»

Довольно часто в дореволюционных оренбургских газетах встречаются приглашения на бенефисы, и не только исполнителей ведущих ролей, но и смотрителя театра, кассира, суфлёра…

Литературно-политическая и экономическая газета «Оренбургский край» 23 февраля 1894 года писала: «Сегодня в городском театре будет дан спектакль в пользу, так называемых, «маленьких выходных актёров и актрис».

Спектакль этот следует посетить нашей публике ввиду того, что он даётся в пользу таких актёров и актрис, которые менее всего обеспечены, но за весь сезон несут на себе немалый труд. Их, конечно, публика наша не замечает, они только докладывают, изображают народ и, вообще, обстановку для премьеров труппы, но они всегда заняты, весь спектакль на ногах и нередко в один и тот же вечер играют чуть ли не по пяти ролей».

Автор этой публикации 130 лет назад утверждал: «Нет сомнения, что эти маленькие, невидимые труженики достойны того, чтобы публика поддержала их и дала им возможность хоть немного заработать, тем более что они получают очень и очень скудное содержание, да ещё считаемое на марки. А нынешний сезон марка вряд ли обойдётся в 40 копеек: что же актёры получат в месяц на 40 – 50 марок?»

Красноречив отчёт о бале-маскараде, устроенном зимой 1902 года в Общественном собрании (теперь в этом здании на ул. Советской, д. 17, разместился один из корпусов Оренбургского института искусств) «в пользу благотворительных учреждений состоящего под Августейшим покровительством Государя Императора Русского театрального общества»: из вырученной суммы (560 рублей) – 410 руб. высланы в С.-Петербург в совет русского театрального общества (по ценам того времени лошадь стоила от 20 до 60 рублей, баран – от 3 до 6 рублей).

Традиционный «День русского актёра»

Согласно свидетельствам, сохранившимся среди архивных материалов, русские артисты отмечали свой профессиональный праздник поздней осенью.

Газета «Оренбургское слово» в первые зимние дни 1916 года опубликовала краткую заметку: «Как известно из столичных газет, день русского актёра прошёл с громадным художественным и материальным успехом. Таковой день состоится и у нас 17 декабря. Отступление от установленного для всей России дня сделано вследствие болезни уполномоченного Императорского Русского театрального общества по г. Оренбургу Н.А. Быбина».

В разделе «Театр и музыка» газеты «Южный Урал» за 1917 год посчастливилось обнаружить более подробные данные об этих торжествах: «22 ноября (5 декабря по новому стилю. – Т.С.) в городском театре состоится традиционный «День русского актёра». В этот день все находящиеся в Оренбурге артисты, объединившись, устраивают в городском и свободном театрах грандиозный спектакль-кабаре, сбор с которого поступает в пользу Русского театрального общества на устройство приютов для детей артистов-воинов, погибших в мировом пожаре войны, санатория для туберкулёзных жрецов Мельпомены и других учреждений, необходимых для необеспеченных артистов, по воле злого рока очутившихся в ужасном положении.

Один день! Только один день! Но в этот день по всей необъятной России, во всех её уголках, как бы готовясь к светлому празднику, артисты готовятся к великому «Дню русского актёра», стараясь поставить лучшие пьесы, придумать что-нибудь новое, интересное, чтобы больше заработать для своих попавших в несчастье товарищей и их семей.

Артисты Оренбурга приложат все усилия, чтобы доставить свободным гражданам большое удовольствие провести вечер в театре, и ждут, что такая благая цель вечера найдёт отклик в сердцах всех граждан, сочувствующих искусству».

«Артисты – птицы небесные…»

Чуть позже на страницах «Южного Урала» появилось письмо некоего Ст. Бирюкова. Сначала он цитирует высказывание А. Островского: «… артисты народ необеспеченный, по-европейски сказать – пролетарии, а по-нашему, по-русски – птицы небесные: где посыпано крупки, там и клюют, а где нет, там голодают».

Затем автор письма обращается к современникам: «Кто не знает, как всюду и везде зовут артиста петь, декламировать, играть с благотворительной целью и как на всякий призыв он охотно отзывается, широко разбрасывая крупицы своего дарования?

Если бы можно было подсчитать миллионы, созданные трудом артистов на образование неимущей учащейся молодёжи, на поддержание различных организаций! Артисты ждут, они также предлагают прийти к ним и помочь устроить приюты для их детей, организовать инвалидный дом для увечных воинов-артистов, санаторий для больных».

«Приспособить под музей, библиотеку, магазины»

До революционных событий 1917 года артисты труппы местного театра перед началом нового сезона традиционно присутствовали на молебне в Вознесенской церкви, находящейся в Гостином дворе. В здании бывшего оренбургского Гостиного двора располагается замечательный Театр кукол. С ним мог бы соседствовать и драматический…

Приветствуя открытие очередного театрального сезона, один из жителей губернского центра со страниц «Оренбургской газеты» на рубеже ХIХ и ХХ веков сетовал: «Театральный сезон начался в старом, ветхом, неуклюжем и тесном здании, переделанном из манежа. Между тем в 1897 году городская дума, сдавая театр антрепренёру Булгакову (по сцене Грубину) на три года, постановила непременно выстроить новый театр... Нынешнее же здание театра предполагалось приспособить под музей, библиотеку, магазины.

Со времени думского постановления прошло четыре года. В течение этого времени театральная комиссия выработала условия конкурса на составление проекта театра, которые и были отправлены в Санкт-Петербургское общество архитекторов. Из этого общества прислано в городскую думу несколько превосходных планов театрального здания. Оставалось только выбрать один из них, найти подходящее место под устройство театра и начать его постройку».

«Непременно выстроить новый театр!»

Оренбургский театрал возмущался: «В театральное здание, вопреки думскому постановлению, проведено электрическое освещение, а само здание сурмится и подмалёвывается, как увядшая красавица. О постройке же нового городского театра мы не слышали ни одного слова, ни даже намёка.

Никто, конечно, не станет оспаривать, что наш Оренбург заметно растёт и улучшается, в особенности со времени постройки оренбургско-ташкентской железной дороги, благодаря которой в городе значительно прибавилось интеллигенции в лице инженеров, контролёров, бухгалтеров и других должностных лиц, состоящих при управлении постройки. Словом, наш город растёт и в количественном, и в качественном отношениях. Поэтому устройство нового театрального здания более или менее порядочного вызывается прямой необходимостью».

 В виде доказательства сделанного вывода следовало описание храма Мельпомены: «Сцена чрезвычайно мала, коридоры у лож узки и тесны, потолки низки, неуклюжие железные печи устроены ужасно плохо. Вентиляции почти никакой. Так называемая «галёрка» прямо невозможна: тесна, узка, низка, темна и грязна. В ней нет даже необходимого клозета, почему публика принуждена бывает выходить зимой раздетой прямо на мороз, на улицу, что чрезвычайно неудобно, в особенности женщинам, девушкам и детям. Нам кажется, что приведённых данных совершенно достаточно, чтобы вопрос о постройке нового театрального здания был поднят вновь нашей думой».

«Для наибольшего удобства зрителя»

В заключение речь шла о выборе места под театр: «Некоторые предлагают устроить новый театр в Тополёвом саду, для чего пришлось бы вырубить часть этого сада, что вовсе не желательно. Другие указывают на Александровский сад (ныне Ленинский сквер. – Т.С.), для чего сквер этот пришлось бы также вырубить. Наконец, третьи находят возможным построить театр в южной стороне гостиного двора по Орской улице (сейчас ул. Пушкинская. – Т.С.).

Лучше места нельзя и придумать. С устройством прекрасных двухэтажных магазинов на северной (т.е. по теперешней ул. Кирова. – Т.С.) и восточной (по ул. Советской. – Т.С.) сторонах гостиного двора, осталась незанятой одна только неуклюжая длинная жёлтая стена, именно южная, напоминающая собой ограду острога».

Бурные события первой четверти минувшего столетия помешали реализации этих планов. В 1929 – 1930 гг. вновь рассматривался вариант постройки нового театрального здания «в районе Тополёвого сада и Караван-Сарая, с расчётом постройки единой сцены для зимнего театра и летнего».

Критикуя решение облисполкома о строительстве театра на месте бывшей Соборной площади, архитектор И. Авакумов в 1935 году предлагал: «Театр по своему объёмному решению будет наиболее компактным зданием. Целесообразнее строить театр либо по оси Дома советов, либо совсем вынести с площади на другой участок».

Но только в 1945 году началась глобальная реконструкция помещения областного драмтеатра, завершившаяся 75 лет назад. В феврале 1949 года заместитель председателя Оренбургского облисполкома А. Бочагов радовался: «Здесь всё тщательно продумано для наибольшего удобства зрителя. Всё сделано для того, чтобы посещение театра носило характер большого праздника…»

Фото history.wikireading.ru

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.