Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
На сцене – как в жизни
Константин Копылов
Накануне Всемирного дня театра корреспондент «ВО» поговорил с актёром Оренбургского драматического театра им. М. Горького Дмитрием Гладковым – о творчестве, выборе профессии, о ролях и учениках.
Запредельный мир
– Дмитрий, в детстве мечтали быть актёром?
– Мне кажется, подсознательно я этого хотел всегда. В детстве, когда играл в футбол, мне очень нравилось выходить на поле и получать внимание со стороны зрителей. Но вот о театре, конечно, в детстве я мечтать не мог, для меня этот мир в то время казался каким-то запредельным.
После окончания школы я приехал в Оренбург из Ферганы (Узбекистан) в 17 лет. Здесь окончил железнодорожный техникум и даже успел поработать помощником машиниста в депо, затем на заводе «Металлист» трудился слесарем. Как-то услышал о работе театрального кружка, попробовал себя там, затянуло. Поступил в колледж культуры, мне тогда был 21 год. Работу оставил и снова стал студентом. А когда в Оренбурге открылся институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, то сразу поступил на актёрское отделение, несмотря на большой конкурс. Попал в первый набор, инициаторами которого тогда были Рифкат Вакилович Исрафилов и Борис Порфирьевич Хавторин. Получил красный диплом под номером «один», а с 2003 года служу в драматическом театре им. М. Горького.
– И всё-таки что было для Вас мотивом в выборе актёрской стези?
– В детстве я очень любил ходить в кино и практически все деньги, которые мне давали родители на обеды, тратил на походы в кинотеатр. И для меня кино казалось совершенно другим миром. Потом, конечно, жизнь закрутилась и пошли годы учёбы в колледже, работа. И как-то я посмотрел фильм о Шекспире, который меня тогда тронул до глубины души. Я осознал, что о Шекспире я толком ничего не знаю. Это сподвигло меня пойти в библиотеку, взять его произведения – «Гамлет», «Отелло», и помню, что прочитал их залпом. И, наверное, неделю после этого ходил и говорил стихами. Вот как раз потом я и узнал о театральном кружке, в котором и были мои первые шаги в качестве актёра.
– Окончив институт, почему свой выбор остановили на Оренбурге и на драматическом театре, а не выбрали, к примеру, столичные города?
– Кружок вёл Александр Иванович Папыкин, я считаю, что именно он приобщил меня к театру. В том числе и к нашему драматическому, который я также посещал в то время благодаря ему. И вот то ощущение новизны и жажда насладиться тем действом на сцене, которое зародилось тогда во мне, сохраняется до сих пор. И для меня честь – служить нашему театру. Поэтому, как говорят, от добра добра не ищут.
Быть или не быть
– В начале беседы Вы упомянули Шекспира. А в его пьесах довелось играть? Гамлета не играли?
– Играл в исторической пьесе Шекспира «Ричард III» – у меня была небольшая роль. А вот Гамлета не довелось сыграть, но у меня все роли, если проанализировать, проходят через гамлетовское «быть или не быть». Это можно подобрать практически к каждой моей роли, в которой присутствует момент принятия решения, так же, как Гамлет, – оставить в покое несправедливость или с этим бороться. И если в роли есть такой момент, я стараюсь его развивать в силу своего понимания и собственного жизненного опыта. Могу сказать, что иногда сама жизнь помогает мне воплотить роль на сцене. К примеру, недавно делал роль кролика Эдварда в спектакле «Удивительное путешествие Эдварда» К. ДиКамилло. Отмечу, что совершенно потрясающая для меня роль.
– Если можно, несколько слов об этой роли, что Вы вложили в неё как актёр?
– История вроде простой фарфоровой игрушки, но при этом протекает целая жизнь. Обыкновенный кролик, который постепенно проходит через множество испытаний и в итоге приходит к пониманию любви и терпению. Для меня в этом спектакле воплотились, можно сказать, вера, надежда и любовь в чистом виде. И чтобы это воплотить в своей роли, естественно, мне приходилось всё это искать. Хотя, конечно, в моей жизни были разные периоды, в том числе и такие, как у моего героя. По-этому я, ещё когда мы только начинали ставить этот спектакль, сказал, что он про меня.
– Вам проще играть роли, в которых есть такие же моменты, как и в Вашей жизни, или, наоборот, играть тех, кто совершенно не похож на Вас?
– Знаете, у меня такая невероятная фантазия, которую я считаю подарком судьбы, результатом воспитания своих родителей. Она во многом помогает мне в творчестве. При этом я себя не считаю талантливым, скорее, много работаю. Потому, чтобы что-то понять, мне приходится много делать. Есть такое слово, которое вполне могу применить к себе, – парадокс. Я одновременно хорош в чём-то и в то же время я и не очень хорош. Что я плохой человек и что я хороший человек. Я хорошо играю и в то же время не очень хорошо. Подобные противоречия сочетаются во мне, в моей работе. К примеру, сейчас я работаю над ролью Карандышева в пьесе «Бесприданница» А. Островского и поначалу считал, что всё понимаю, но потом появилось чувство того, что не могу до конца схватить, роль не пускает меня к себе. Причина – в моей самоуверенности: когда она выходит на первый план, начинает стопориться работа. А так я, конечно, всегда стараюсь в те роли, которые я играю, добавлять что-то своё, пережитое. А бывает, привношу что-то такое, чего не было в моей жизни, но я это нафантазировал в результате прожитого. Я остро ощущаю добро и зло в других людях и могу предугадывать действия человека – мне это очень хорошо помогает на сцене. А вот в жизни это создаёт некоторые неудобства.
– Учитывая, что за многолетнюю службу в театре Вы сыграли много ролей, какая из них больше всего Вас захватила и позволила выразить себя?
– Таких ролей было много, и каждая из них для меня была определённым этапом в жизни и творчестве. Наверное, выделить какую-либо из них будет неправильно. Сейчас та же роль кролика Эдварда является такой же захватывающей, в которой работы для меня непочатый край. Это такой кладезь, где можно искать и искать.
– Дмитрий, вопрос об отношении к зрителям. Играя на сцене, Вы играете для тех, кто сидит в зале, или всё же в большей степени реализуете своё творчество?
– Я до этого говорил, что я ощущаю людей. Допустим, сидит студент, что-то мне говорит, и я за его словами вижу его же проблемы. И тогда этот вопрос, о котором он говорит, я решаю через его проблемы. То же самое и со зрителями, я чувствую их, когда они смотрят, и знаю, что они испытывают эмоции, конечно, если я в это время не фальшивлю на сцене. Со зрителями у меня есть определённая связь, которая, на мой взгляд, является чем-то невероятным. Недавно знакомая была с ребёнком на спектакле «Удивительное путешествие Эдварда» и потом написала отзыв, что ребёнок до сих пор не может успокоиться, рыдает – такое впечатление произвёл на него кролик Эдвард. Хотел бы ещё отметить, что я никогда не могу играть, как говорят, вполноги. Даже если есть определённые сложные моменты в жизни, приходя в театр, я отключаюсь от всего и полностью погружаю себя в то, что происходит на сцене, чтобы не нарушить ту самую связь со своими зрителями.
Отдавать, получая взамен
– Кроме работы в театре Вы также занимаетесь преподавательской деятельностью в институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Как пришли к этому?
– Я думаю, что в преподаватели я пошёл, чтобы изучать профессию. В большей степени профессию познаёшь, конечно, в работе. А со студентами, когда работаешь, то ты, хочешь или нет, можешь взрастить что-то индивидуальное. Научить их что-то говорить в этой жизни – о плохом, о хорошем, о каких-то человеческих страстях. Объясняя это им, я сам нахожу ответы на свои вопросы, которых у меня, поверьте, очень много. Отдавая им что-то своё, я получаю и взамен, таким образом, происходит своеобразное перетекание творческой энергетики.
– Легко ли человека обучить актёрскому мастерству?
– Думаю, что всё зависит от конкретного студента. И однозначно сказать, что просто или сложно обучить актёрскому мастерству, нельзя. Важно чтобы у них возникали вопросы – что такое хорошо, что такое плохо, зачем я живу. Чтобы было у них умение сочувствовать, сопереживать, и для меня важно, чтобы они понимали, что это такое. Стараюсь с самого первого курса учить своих студентов юмору, умению относиться ко всем событиям с иронией. Ведь в нашей профессии без юмора, иронии и ощущения детства быть невозможно.
– Следите за творческой судьбой своих выпускников?
– Да, конечно, стараюсь наблюдать за ними, не за всеми, конечно. С некоторыми поддерживаю общение, даже если они работают в других городах. Панибратских отношений у меня нет, держу дистанцию, зачастую многие из них спрашивают какие-либо советы по их же работе.
– Дмитрий, Вы недавно стали лауреатом премии губернатора Оренбургской области «Лучшая актёрская работа года-2021», что значит для Вас эта награда?
– Для меня это некий знак, что я всё делаю правильно в своей профессии, в своём творческом пути, что я не зря играю на сцене, получая ответ от своих зрителей, в том числе и через такие знаки, как эта премия.
Фото Александра Чердинцева