Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Благовещение и Вербное воскресенье
Константин Копылов
О некоторых главных событиях православного церковного календаря, которые ожидают верующих в апреле, в постоянной рубрике «ВО» рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Благовещение Пресвятой Богородицы
Это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на девять месяцев от даты празднования Рождества Христова.
– Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.
Пресвятая Богородица была воспитана при храме, куда была приведена родителями в трёхлетнем возрасте. По достижении 14 лет она не могла уже жить при храме, ей следовало выйти замуж, так как родители её к тому времени скончались. Предание говорит, что первосвященник знал о данном Пресвятой Девой обете сохранить девство. Поэтому он решил обручить Её благочестивому человеку, который будет Её хранителем. Посохи 12 благочестивых старцев из рода Давыда были оставлены на ночь в храме. Наутро первосвященник увидел, что расцвёл жезл Иосифа, плотника из Назарета. Он был вдовцом, имел взрослых детей, четырёх сыновей и двух дочерей. Повинуясь Божией воле, Иосиф стал Обручником Пресвятой Девы. О Благовещении мы узнаём в Евангелии от Луки: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давыдова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давыда, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Неё Ангел. (Лк. 1, 24-38)».
В церковном предании говорится, что непосредственно перед Благовещением Пресвятая Дева читала книгу пророка Исаии, в которой говорится:
«Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14)».
Настолько велико было смирение Пресвятой Девы, что пожелала быть хотя бы последней служанкой для Той, которая будет избрана Богом. В этот момент, когда Она всем сердцем была готова послужить тайне Боговоплощения, к ней явился Архангел Гавриил с благой вестью, – рассказывает отец Алексей (Колыванов).
Из истории праздника
В росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы (II – III вв.), поэтому установление празднования приписывается апостолам.
– Возникновение особого праздника произошло не ранее IV века. Этому способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Есть сведения, что праздник установил святитель Кирилл Иерусалимский. Уже к концу VII века этот праздник был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.
Дата 25 марта была выбрана неслучайно. Одно из первых упоминаний об этом содержится в творениях Ипполита, папы Римского (III век), как день распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Существует также и связь с праздником Рождества Христова – между ними ровно 9 месяцев. В византийской традиции считается, что 25 марта – день сотворения мира. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рождество Христово было в 5500 году от сотворения мира.
Праздник Благовещения всегда выпадает в период между четвергом третьей седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода постной или цветной Триоди, – продолжает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии.
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста (17 апреля) и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – последняя и самая важная часть Великого поста.
– Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришёл в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!» – сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошёл к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!». И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.
Господь и раньше воскрешал умерших вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребён и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа. Когда на следующий день Спаситель вошёл в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Иисуса Христа, хотели умертвить и воскрешённого. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил ещё 30 лет. Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали: «Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Ослица и молодой осёл, ещё не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Иисус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом. Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шёл в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шёл на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдёт всего несколько дней, и вновь соберётся множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!», – поясняет отец Алексей (Колыванов).
Из истории
Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своём поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название – Недели ваий, или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые серёжки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.
Фото с joinfo.com