Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Святыни Оренбуржья
Из книги Владимира Баклыкова «Святые оренбургские места»
(Продолжение. Начало в №21 от 21 мая)
Первым епископом Оренбургским и Уфимским стал владыка Амвросий (Келембет), правивший кафедрой шесть с половиной лет, с 13 ноября 1799-го по 24 мая 1806 года. По воспоминаниям современников, это был добрейший человек, хотя и вспыльчивый. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним.
Амвросий был общителен и разговорчив, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный приём. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря.
Владыка Августин (Сахаров) правил епархией 12 лет, с 1806-го до 1819 года. Как личность он казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался в простую шерстяную и даже крашенинную рясу и такой же подрясник. Подпоясывался простым мужицким кушаком. Ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола.
Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.
В характере епископа Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нём сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако оно (духовенство) не питало к владыке Августину какой-либо неприязни.
Наоборот, видя в нём человека необыкновенной жизни – в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением. У Преосвященного Августина был дар провидения. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия. В память таких видений Августин заказывал небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати.
В 1812 году, 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, владыка Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления Отечества от неприятеля. Все сочли поступок епископа, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.
Преобладающей склонностью у Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением «Хрестоматии из латинских языков». Начиная с 1818 года, по предложению Святейшего Синода, Августин начал работать над составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений». Для выполнения этого колоссального труда он ушёл на покой со скудной пенсией. Сборник этот был рассмотрен и одобрен в Синоде Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), который признал его весьма значительным и достойным уважения по стремлению его к общей пользе.
После кончины владыки Августина, по его завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение – бедным родственникам. Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. «Поелику душа моя, – говорится в завещании, – при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать моё тело погребению».
В 1817 году к Оренбургской епархии присоединена была область уральских казаков, увеличившая территорию Оренбургской епархии на 62000 квадратных вёрст.
С 1819-го по 1823 год епархией правил епископ Феофил (Татарский). Обладал большим умом, в распоряжениях и действиях был решителен и требователен. Он был врагом канцелярской волокиты, всегда торопил делопроизводство. Особенно настаивал, чтобы дела о постройке церквей не задерживались.
В течение пяти лет (1823-1828) кафедру возглавлял Амвросий (Морев). Во время пребывания в Уфе Амвросий построил каменные здания для Консистории, архиепископского дома и семинарии. За постройкой следил он сам. При нём было открыто Попечительство о бедных духовного звания. В 1826 году в селе Ветьки Мензелинского уезда была организована первая в Уфимской епархии женская община. В 1832 году она была переведена в Уфу и послужила основанием Благовещенского монастыря.
При епископе Амвросии началась усиленная борьба с расколом и была открыта первая единоверческая церковь в Оренбургской губернии. Большое внимание Владыка уделял образованию духовенства. Он усиленно привлекал детей уральского духовенства к получению образования, дал указание священникам, имеющим образование, обязательно произносить проповеди в воскресные и праздничные дни.
Амвросий по характеру был благодушный, приветливый, миролюбивый и общительный человек, располагал к себе людей откровенной прямотой. Он постоянно улыбался, лицо его выражало добродушие. Всегда был всем доволен и желал всем добра. Он не любил лукавства и наушничества и говорил: «У меня одно ухо для доносчика, а другое для обвиняемого».
Архиепископ Аркадий (Фёдоров) на Оренбургской кафедре был около трёх лет (1828 – 1831). Впоследствии на Пермской и Оловецкой кафедре он стал знаменитым иерархом-миссионером Русской Церкви. По выражению профессора Троицкого, это был «прирождённый миссионер, какие родятся только веками». Он развил необыкновенно плодотворную деятельность против раскола и язычества. Ревность его создала целое миссионерское движение в Пермской и Оловецкой епархии и сопровождалась такими блестящими результатами, что число раскольников в Пермской епархии к концу пребывания его в Перми сократилось наполовину (со 150000 человек до 75000 человек).
Кипучая энергия и жажда деятельности были отличительными чертами архипастыря. Он построил много церквей и часовен. Вёл большую литературную деятельность, которая выразилась главным образом в бесчисленных письмах, наставлениях и увещаниях против раскола. Большое внимание уделял образованию духовенства. Погребён в Александро-Свирском монастыре.
Преосвященный Иоанникий (Образцов) правил епархией 14 лет (1835-1849), но не имел большого влияния на успешный ход развития епархии по отсутствию инициативы и слабости характера. Вместе с тем, во время своей педагогической деятельности Иоанникий был искренне любим своими учениками как за свою необыкновенную доброту, так и за необыкновенный педагогический такт, чем достигал отличных успехов.
Следующие два иерарха заметно отличались от предыдущего. Владыка Иосиф (Богословский) был на оренбургской кафедре около четырёх лет (1849-1853). Преосвященный обладал замечательным проповедническим талантом, его проповеди отличались назидательностью. Он вёл строгую аскетическую жизнь и постоянно упражнялся в богомыслии.
Владыка Антоний I (Шокотов) – человек глубоко просвещённый и благороднейший, а также отличный проповедник, на оренбургской кафедре состоял пять лет (1853-1858). Он принимал живое участие в борьбе с расколом, убеждал пастырей действовать на раскольников увещанием и проповедями и не применять крутых мер. Во время своих поездок по епархии Преосвященный Антоний часто совершал богослужения в единоверческих церквах, говорил назидательные и просто изложенные поучения, беседовал с раскольниками и сектантами. Архиепископ был большой почитатель Богоматери. В 1856 году при нём установлен ежегодный внос в Оренбург чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Ему также приписывают составление обширной рукописи по исследованию истории Оренбургского края, которая, к сожалению, была утеряна.
Последний из епископов с титулами Оренбургско-Уфимских был владыка Антоний II (Радонежский), его пребывание здесь было ознаменовано присоединением к единоверию значительного числа уральских раскольников, в чём главная заслуга принадлежала наказному атаману Уральского войска А. Столыпину.
С начала 1851 года от Оренбургской епархии отошли три уезда – Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский, вошедшие в состав вновь открытой Самарской губернии и одноимённой епархии (учреждённой 19 декабря 1850 года). Отошедшая часть принадлежала к одной из густонаселённых местностей Оренбургского края, и епархия благодаря этому потерпела существенный ущерб, лишившись около 175 церквей из общего числа 455.
Те же причины, которые обусловили в 1799 году учреждение Оренбургско-Уфимской епархии, вызвали и разделение её на две – собственно Оренбургскую и Уфимскую. Как и тогда, главною причиною была обширность епархии, немало затруднявшая нормальное управление церковной жизнью.
21 марта 1859 года доклад Святейшего Синода об учреждении в Оренбургском крае новой епархии был высочайше утверждён, о чём было объявлено в синодальном указе от 3 апреля: «Архиерейскую кафедру новой епархии решено основать в городе Оренбурге с наименованием епископа её Оренбургским и Уральским, а Оренбургскому и Уфимскому архиерею предоставить наименование Уфимского и Мензелинского».
При учреждении епархии во всей первоначально вошедшей в состав её части Оренбургского края не оказалось ни одного рассадника духовного просвещения. По представлению епископа Антония и определению Святейшего Синода от 4 марта 1860 года в том же году 2 сентября открыто было Оренбургское духовное училище. Вопрос об учреждении Духовной семинарии в Оренбурге поднимался при владыке Антонии в 1860 году и вновь через пять лет при владыке Варлааме (Денисове), но по разным причинам безуспешно, и только с конца 1869 года дело это получило движение после представления генерал-губернатора Крыжановского в Синод. Постройка Духовной семинарии началась в 1881 году, самое же её открытие последовало 26 августа 1884 года. Для образования девиц духовного звания открыто было 3 сентября 1889 года в городе Оренбурге Епархиальное женское училище, мысль об устройстве его высказывалась ещё при епископе Антонии.
(Продолжение в следующем номере)