Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Чем одарил нас фестиваль?
Евгения Павлова
Пожалуй, уже пора писать биографию Международного театрального фестиваля «Гостиный двор». И первое, с чего мы не без гордости начнём, — Он родился в Оренбурге! Этой весной фестиваль собрался в пятый раз. Афиша его богата, программа обширна. Конечно, главное – спектакли. Они привезены из Москвы и Самары, Ростова-на-Дону и Башкортостана, Орска и Бугуруслана. Показаны и две работы театров Оренбурга.
Не приходится сомневаться, что фестиваль популярен у зрителей, – этого не позволят аншлаги каждого вечера и внушительные группы жаждущих лишнего билетика у театральных подъездов.
Театры-участники держали экзамен не только перед зрителями. Коллеги критиков детально обсуждали каждый спектакль вместе с его создателями, представителями прессы и гостями. Судьями были признанные и авторитетные в театральном мире доктор искусствоведения, профессор РАТИ (ГИТИС) А.В. Барштошевич; заместитель председателя Конфедерации Союзов кинематографистов К.А. Щербаков; заведующий кафедрой ГУТИ (ГИТИС) А.Л. Ястребов; академик РАЕН, историк театра М.Г. Ваняшова; ответственный секретарь Совета республик СТД России М.М. Корчак, а также театральные критики Н.Н. Карпова и Н.Р. Игламов.
Для актёров, играющих в фестивальных спектаклях, оренбургская встреча была ещё и отличной школой профессии. Ею стали содержательные, яркие мастер-классы, которые дали педагоги РАТИ Ирина Автушенко и наш гость из Германии профессор Юрий Альшиц. Вечера же были отданы спектаклям.
Достойно открыл фестивальную программу спектакль Оренбургского театра драмы им. М. Горького «Ричард III» в постановке народного артиста России Рифката Исрафилова. Выйдя за рамки – временные и пространственные – исторической личности, действует и рассыпается в прах механизм власти узурпатора. Крупным актёрским достижением была названа работа Олега Ханова, исполнившего заглавную роль. Успешно выступил и другой оренбургский театр – Татарский драматический имени М. Файзи. Его первая постановка Мольера – «Плутни Скапена» (режиссёр Растам Абдуллаев, заслуженный деятель искусств РФ и РТ) оказалась умной, искромётно озорной и демократичной.
Разумеется, не в последнюю очередь потому, что в труппе нашёлся замечательный Скапен – не мошенник, не пройдоха, но главным образом артист, получающий удовольствие от игры, поднимающий личность над знатностью рода и тугим кошельком. Браво, Алмаз Мустафин! На этой же сцене довелось увидеть одну из серьёзнейших работ фестиваля – «Царя Эдипа» Сафокла. Его привёз Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури. Режиссёр И. Сакаев вместе с Эдипом (народный артист РФ Х. Утяшев), Иокастой (А. Юмогулова) и, как подобает, хором бьётся над неразрешимой загадкой человеческого бытия: кто распоряжается судьбой человека – Бог или он сам?
Напряжённо-эмоциональная игра актёров (нельзя не назвать здесь и И. Фазлаесу в роли сфинкса), пластическая выразительность мизансцен захватывают зал, заставляют зрителя размышлять над проблемой бытия и после спектакля.
Судя по репертуару, Ростовский академический театр драмы им. М. Горького (прошу заметить, наш одноклубник) любит А. Чехова. А уж как любит его зритель, наш и зарубежный!.. В день спектакля к театральному входу трудно было пробиться. «Невидимые миру слёзы» (водевили и несколько ранних рассказов Антона Павловича) оренбуржцев не разочаровали. Они сыграли с тонким пониманием чеховского юмора, темпераментно и легко.
Чтобы не без сожаления, но распроститься с классикой на фестивальной сцене, коротко скажем о программе, составленной двумя дипломными спектаклями студентов Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, это инсценировка «Шинели» Н. Гоголя и «Пышки» Ги де Мопассана. Коллегия критиков, признав эти работы серьёзной заявкой на самостоятельное творчество, подвергла их критическому, но доброжелательному разбору.
Очевидно, без ностальгической нотки нельзя… И Самарский академический театр драмы им. М. Горького (ещё один одноклубник) привёз «Нашу кухню» А. Коровкина – музыкальную фантазию в стиле ретро. И хотя не все ностальгируют по шестнадцати керосинкам на общей кухне, очереди к ржавым раковинам, чтобы умыться, и другим прелестям коммуналки, песни 60-х любят все! Спектакль публика приняла с умилением и благодарностью.
…И вот в соревнование включаются москвичи. Первым показывается Центральный академический театр Российской армии, 60-е годы сменяются 90-ми. По ним не ностальгируют (хотя отдельные отчаянные есть). К сожалению, пьесе Юрия Полякова «Одноклассники» не суждено принадлежать к вечной драматургии, её типы и конфликты, её карикатуры в реальности давно уступили место другим… карикатурам. Но мастеровитая режиссёрская рука народного артиста России Бориса Морозова и профессиональная высота столичных актёров сделали своё дело – спектакль имел шумный успех у переполненного зала. Правда, не в качестве заявленного жанра – мелодрамы. Мелодрама в общепринятом смысле слова пришла, пожалуй, с «Юстиной» Бугурусланского городского театра драмы им. Н. Гоголя, пропитанной грустью и нежностью, согретой добрым юмором.
Неожиданно сильный эмоциональный удар ждал зрителей в самом конце фестивальной программы. Она завершилась спектаклем Московского академического театра им. В. Маяковского «Любовь людей» (режиссёр Никита Кобелев) по пьесе Дмитрия Богословского. «Картины из жизни людей в преддверии зимы и ожидания лета» — так необычно определён жанр этой подлинной, столь редкой на нашей сцене современной трагедии. Спектакль тяжело смотреть – правда о его героях, людях, не наученных жить по-человечески, вызывает боль. Но боль исцеляющую — этим сильно искусство. Создатели спектакля имеют право на такую «операцию». Оно обеспечено их человеческим стремлением постичь и помочь, их богатейшими творческими возможностями. В безупречном актёрском ансамбле соло Юлии Силаевой в роли Люськи особенно пронзительно — такое помнится годами. Не все принимают и откликаются на горькую правду «Любви людей», но где же ей быть, как не в театре?..
…Для финала этих заметок, пронизанных признательностью воспоминаний, мы сохраним сценическую версию романа А.С. Пушкина «Евгений…» Орского городского театра драмы им. А.С. Пушкина. Тихий, камерный спектакль сделан с почтительной нежностью к автору и при минимуме видимых зрителю, а скорее слушателю, усилий добивается полного душевного контакта с ним. И это позволяет назвать поэтический вечер орчан самой светлой нотой фестиваля.
Прощание с гостями театрального форума было скрашено надеждой на новую встречу. А мы ещё раз убедились, что Международный фестиваль «Гостиный двор» значительно повышает статус нашего города.