Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Наедине с опасностью
Дина Елманова
27 марта – День пятилетия войск национальной гвардии России. В этом году исполняется 210 лет с момента создания войск правопорядка. В преддверии этого события Управление Росгвардии по Оренбургской области провело традиционную акцию «Испытано на себе». На этот раз блогеры и журналисты региональных СМИ узнали, как работают взрывотехники спецназа. Им довелось примерить на себя экипировку сапёра и попытаться пройти невредимыми по «минному полю».
Наверное, нет ни одного фильма о войне или сложнейших спецоперациях, в которых бы не показывали сапёров. Такие кадры почти всегда тянут время и проходят под тревожную музыку, чтобы зритель ощутил всю эмоциональную напряжённость момента. Ну и для того, чтобы намекнуть, насколько сложна и опасна эта служба, от успеха которой порой зависит благополучие целого отряда. А каково это – самому быть на таком поле в двух шагах от мины, готовой взорваться в любую минуту? Как вычислить взрывное устройство и – не менее важно – обезвредить его? Это журналисты и блогеры смогли узнать сами, поучаствовав в акции «Испытано на себе», которую провели бойцы отряда ОМОН Росгвардии.
Специально для этого случая отвели участок на полигоне возле посёлка Нижнесакмарского. Обычно сапёры тренируются на более обширной местности, однако для журналистов было решено выбрать упрощённый вариант. И выбор оказался оправданным – поиск шести макетов, спрятанных на небольшом участке, стал для блогеров серьёзным испытанием.
– Для испытаний мы взяли макеты противопехотных мин ПМН-2. Самым опасным её элементом является верхняя часть, которая реагирует на давление. Если человек наступит на неё, не заметив, – произойдёт взрыв. Настоящая мина имеет мощность 100 граммов в тротиловом эквиваленте, чего вполне достаточно, чтобы нанести человеку тяжёлый урон вплоть до инвалидности. Поэтому при поиске следует быть внимательным, особенно если учитывать, что обезвредить её обычным способом – открутив крышку или провод – не получится, так как у неё нет этих элементов. Единственный способ избавиться от неё – прикрепить к ней взрывчатку, отойти на безопасное расстояние и привести в действие, – рассказал сапёр майор Дмитрий П., сотрудник ОМОН Росгвардии.
Но так как в распоряжении блогеров были макеты мин, им было достаточно определить её местоположение и пометить её специальным флажком, который хорошо виден на расстоянии.
Как определить, что на пути отряда может быть заложено взрывное устройство? Сапёры Росгвардии говорят, что признаками мины могут быть провода, фрагменты которых оставлены на земле. Указывать на близкое расположение взрывчатки могут и остатки изоляционной ленты, сильно примятая трава, неестественный вид почвы и сугроба (словно в этом месте была выкопана яма, а затем наспех присыпана землёй или снегом) и просто наличие следов, если речь идёт о зимнем периоде.
Главными помощниками сапёра при поиске являются подвижный радиолокатор и так называемый щуп. Первый определяет размеры территории и приблизительное расположение объекта. Однако в наше время условные противники тоже научились «обманывать» приборы, изготавливая корпус взрывчатки из материалов, которые локатор не в состоянии засечь. Потому до сих пор обычный щуп является незаменимым средством.
– Щуп отдалённо напоминает обычную удочку, только вместо лески с крючком на конце у него длинный металлический стержень. Этим стержнем сапёр и зондирует почву и сугробы, проверяя наличие мин. Наткнулся на что-то твёрдое – уже подозрение. Следует проверить щупом весь участок вокруг этого места, чтобы определить точные размеры, а затем предельно осторожно освободить бок взрывного устройства. В данном случае, если мы говорим о противопехотной мине, ни в коем случае нельзя касаться её верхней поверхности, – говорит сапёр Дмитрий.
Сегодня сапёры не всегда используют только металлические щупы. Наконечники для них стали делать из более лёгких материалов. Эта практика стала активно внедряться во время афганской войны, так как моджахеды, перед тем как закопать бомбы, опутывали их тонкими сетями. Металлические щупы запутывались в них, а не обламывались, из-за чего погибло немало сапёров.
– Самые сложные как в обнаружении, так и в обезвреживании – самодельные взрывные устройства. Заводские изучены сапёрами во всех подробностях, а вот с теми, которые изготовлены не по инструкциям, всё гораздо сложнее, а потому взрывотехнику нужно быть предельно внимательным и осторожным. Главное для сапёра – это максимальная, почти запредельная концентрация на объекте и, что немаловажно, полное спокойствие, – объясняет сапёр Дмитрий.
Перед тем как выйти на «работу», сапёр всегда облачается в особый защитный костюм с каской, которая стороннему обывателю может показаться отдалённо схожей с рыцарским шлемом. Ткань достаточно плотная и тяжёлая, да и сама экипировка весит почти восемь килограммов. А потому сапёра буквально облачают в неё, как в доспехи, помогая отрегулировать и застегнуть. Потому при каждом воинском подразделении всегда присутствует не менее двух специалистов-взрывотехников, которые помогают друг другу надеть амуницию. Но, пожалуй, самой тяжёлой деталью такого гардероба является бронированный жилет, поверх которого крепится радиолокатор. Работать в таком костюме достаточно сложно, особенно если учитывать, что полный сапёрный комплект со всем снаряжением весит ни много ни мало 50 килограммов. То есть у взрывотехников существует ещё и ограничение по весовой категории…
Конечно, для блогеров выбрали облегчённый вариант такого доспеха, чья масса не превышала 20 килограммов. Однако и он позволил журналистам почувствовать, как работают полностью «вооружённые» сапёры в полевых условиях. Одной из первых искать мины отправилась журналист Анастасия Кубатко. Она уверенно прошла свою часть пути, используя радиолокатор и щуп, и смогла найти три взрывных устройства, спрятанных под снегом.
– Впечатления очень смешанные. С одной стороны, я прекрасно понимала, что это лишь испытание, что вместо мин – муляжи, однако я так прониклась происходящим, что, когда обнаружила первый «подарок», почти поверила. Когда на меня надевали экипировку, я очень удивилась: конечно, я слышала, что костюм достаточно тяжёлый, но одно дело – слышать, а другое – прочувствовать. Не могу сказать, что он мне сильно мешал, однако бронежилет причинял небольшой дискомфорт. Передвигаться в нём неудобно, но мне немало сил придавала уверенность в том, что в данный момент я спасаю своих товарищей-журналистов, которые болели за меня! – рассказывает Анастасия.
Воодушевлённые её примером, на поле отправились и остальные блогеры. Примерить на себя костюм и почувствовать себя сапёром смог каждый.
– Многие слышали фразу «Сапёр ошибается один раз». На самом деле в этом громком афоризме есть фактологическая ошибка, о которой знают только в спецназе. Сапёр ошибается дважды… Причём в первый раз – когда выбирает эту профессию. На поле взрывотехник не должен испытывать страха или сомнений. Он обязан существовать здесь и сейчас и помнить о своей задаче – найти и обезвредить, – рассказывает сапёр Дмитрий.
К слову, взрывотехники работают не только в пору боевых действий. У Росгвардии много работы и в мирное время. В Оренбургской области осталось немало неразорвавшихся снарядов времён Второй мировой войны. Новостей о том, что найдена очередная граната или ракета, становится особенно много в весенний и летний период.
– Такие известия поступают к нам в пору начала приусадебных работ. Многие оренбуржцы порой и не подозревают, что под слоем почвы на их огородах может скрываться такой опасный артефакт. К счастью, обнаружив такие снаряды, жители проявляют бдительность и сразу вызывают сапёров, – рассказал сапёр Дмитрий.
Не раз подобные находки случались и в Оренбурге. Причём однажды это произошло практически в самом центре города, на улице Пролетарской. Местный житель, обладатель приусадебного хозяйства, перекапывал грядки, на которых много лет росла малина, и обнаружил старую гранату. Она была полностью покрыта ржавчиной, однако всё равно представляла опасность. Вызванным на место сапёрам даже пришлось использовать специальные щипцы и перенести её в контейнер, так как взрывать такие агрегаты на территории частного сектора нельзя. На этой же улице не раз обнаруживались и более древние находки, к примеру, винтовки, изготовленные во время Гражданской войны.
Ещё одним местом нахождения боеприпасов являются территории близ нового посёлка Ростошинские Пруды. Известно, что в годы Великой Отечественной войны неподалёку от него находился военный полигон. А потому сапёрам время от времени поступают вызовы от обеспокоенных горожан, обнаруживших во время полевых работ очередную гранату.
Сапёры отметили, что в последние годы горожане стали проявлять бдительность в общественном транспорте и на улице. Не раз поступали сообщения о подозрительных пакетах, оставленных в салоне автобуса или возле оживлённых торговых комплексов.
– Нередко оказывается так, что человек по растерянности оставляет сумку или пакет в автобусе или на скамейке в поликлинике. А бывает и такое, что оренбуржцы покупают новые вещи, а старые заворачивают в пакет и легкомысленно кладут прямо у торгового центра, что может вызвать переполох. Но нужно отметить осознанность тех, кто не трогает подобные подозрительные находки, не пытается сам их куда-то перенести или обезвредить, а вызывает специалистов. Такое ответственное поведение – залог безопасности, – говорит сапёр Дмитрий.