Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
австречу Светлому Христову Воскресению
Константин Копылов
Об истории некоторых праздников, а также о традициях, связанных с их празднованием, «ВО» узнал у проректора по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отца Алексея (Колыванова).
Благовещение
Благовещение Пресвятой Богородицы – светлый христианский праздник, который православная церковь отмечает 7 апреля (по новому стилю), и в православии он входит в число двунадесятых праздников. В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю).
– Название праздника – Благовещение – передаёт главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Бого-младенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, – поясняет проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов). – Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублёва: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей благую весть. Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью. Церковное предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», – думала она.
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – христианский праздник, отмечаемый в воскресенье за неделю до Пасхи. Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.
– Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста – Марк, Матфей, Лука и Иоанн. У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания спасителя были вольными, – рассказал отец Алексей (Колыванов).
На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресеньем. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с давних времён стали использовать её ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресеньем. Но подлинное его название – Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресенье.
– В этот день соблюдающие Великий пост могут позволить себе более разнообразную пищу – можно есть рыбу, использовать растительное масло и даже разрешается выпить немного красного вина. Порадуйте близких рыбкой – например, имбирно-медовым лососем и другими вкусными постными блюдами, – продолжает отец Алексей (Колыванов).
Пасха Христова
Воскресение Христово (Пасха) – это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мёртвых. В этом году Пасха отмечается 16 апреля. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье), и многие другие православные праздники. Даже для людей, далёких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чём же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции?
– Пасха Христова – это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днём покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека, – рассказал отец Алексей (Колыванов).
От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели – воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье ещё называют «малой Пасхой».
Перед Воскресением Господним идёт Страстная неделя, во время которой Великий пост становится самым строгим, а христиане вспоминают все события Страстей Христовых. Великий пост завершается в воскресенье, которое приходится в этот год на Пасху. В этот день христиане отмечают праздник согласно традициям – пекут куличи, делают творожную пасху, красят яйца.
Также один из самых главных обычаев Пасхи – при встрече верующие приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!». Традиции этого праздника придерживаются православные со всего мира, ведь этот светлый праздник вселяет в сердца любовь и веру.
Антипасха – Фомино воскресенье
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» – но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
– С древних времён окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи, – поясняет отец Алексей (Колыванов). – Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками всё время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нём ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в его Божество.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.
Радоница
Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV век), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
– Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причём особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели –
как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную, – поясняет проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
– Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью, – подчеркнул отец Алексей (Колыванов).