Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Небо – это любовь
Иван Елманов
С Александром Согоконь я познакомился случайно. Но как-то так получилось, что сразу же разговорились. Этому человеку интересен дельтапланеризм. И он не понаслышке знает, как управлять хитрыми крыльями, способными поднять пилота высоко-высоко над землёй. Всегда было интересно, что за люди – дельтапланеристы? Есть ли в них что-то особенное… именно то, что и сподвигло на рискованный и такой захватывающий вид отдыха? Разговор получился интересный и немного грустный, но об этом чуть позже.
Поверь в мечту
– Александр Григорьевич, чем для Вас является дельтапланеризм?
– Конечно, хобби. В детстве мой дом был рядом с аэродромом ПВО в Челябинской области. Мама там работала в гостинице для лётчиков. Мне было лет пять, и я постоянно играл на территории авиагородка. Могу похвастаться, что вживую видел Героя Советского Союза лётчика Речкалова. С интересом наблюдал солдат-срочников. Помню, некоторые ребята вытачивали из плексигласа фигурки истребителей для настольных макетов. Я там катался на лопинге, на колесе. Это такой тренажёр, где человек стоит внутри врастопырку и крутится. Излазил все вертикальные трубы, флагштоки, турники, брусья. А когда ходили на речку с друзьями, прыгал с автодорожного моста метров с десяти. На высоту тянуло всегда. Помню, наблюдал акробатический пилотаж на «МиГе-17», бегал на точку приземления парашютистов, смотрел, как они потом складывают купола. Как-то наблюдал ввод «запаски». Устройство парашюта я сам понял, никого не спрашивая. Авиация была в душе всегда.
– Когда Вы открыли для себя это направление?
– Жизнь закрутила, и мечта вернулась только в 96-м. Случайно узнал, что есть дельтаклуб в ДЮТ «Прогресс», бросил дачу и стал его посещать. В 45 лет идти в лётчики поздно. Здоровье, как мне казалось, слабое, так что это был единственный вариант. Надо сказать, реальность совпала с ожиданиями. Когда увидел собранный дельтаплан, понял, что он летает, и он мой. Было интересно и азартно. Когда руководитель полётов Евгений Шлунёв показал, как и что, и на небольшом склоне в Кувандыке дал команду пробежаться с этой конструкцией на плечах, я рванул, удерживая угол наклона килевой трубы, надеясь просто пробежать и не упасть. Вдруг оторвался от земли и на высоте 30 сантиметров пролетел несколько метров. Не поверил самому себе – свершилось! Потом я полюбил это мгновение отрыва и всегда мечтал о нём. И даже сбегая налегке по склону вниз, я подпрыгивал и смаковал эти пару секунд полёта. Но заниматься регулярно не получалось – то погоды нет, то ответственного за полёты, то кворума… Потом в разные годы разбились два пилота, и нам в эти месяцы вообще запретили летать. Парень погиб в Гребенях – Марат Юмакаев и девушка в Кувандыке – Ольга Голубничая. Им установили небольшие памятники с табличками на вершинах этих гор. Но учебный аппарат я освоил и потом удалось купить свой, уже спортивный. Машины не было, приходилось таскать на себе и ездить на электричке. Пакет труб весит 25 кг, ещё
8 кг парус, запасной парашют 2 – 3 кг, шлем, подвеска. Плюс палатка со спальником, продукты и т.д. Пытался приспособить тележку, но и так было тяжело.
Красота высоты
– Первые эмоции от полёта – какие они?
– Первые подлёты длились по 15 – 20 секунд и сразу же вызвали огромный восторг. Хотелось ещё и ещё. Больше, дольше, выше! Получаешь порцию адреналина и потом млеешь несколько дней. Когда смотришь на полёты со стороны, как-то по-другому воспринимаешь происходящее, больше виртуально и неточно. Как в нирване – летаешь одним усилием мысли, всё просто и безопасно. В реальности же висишь в пустоте, внизу далеко земля… но мир как был, так и остался вокруг тебя таким же, словно поднялся на высокий мост. И никакой нирваны нет. Адреналин есть от страха высоты. Чувствуешь турбулентность, как мощные волны толкают и бросают во все стороны, а ты как по проволоке идёшь и балансируешь шестом. Кажется, что чуть больше тряхнёт – и всё, улетишь в бездну. Но аппарат отвечает на управляющие движения, значит, всё нормально. Помню, рассказывали, как один новичок после короткого подлёта постоянно не мог отдышаться. Потом поняли, в чём дело: сколько летел – столько и не дышал. Потом-то привыкаешь к страху, и полёт превращается в спокойную вдумчивую работу. Сначала нужно дождаться лётной погоды, выбрать место и время, найти друзей-пилотов – одному летать не рекомендуется. Выезд с палатками на выходные или праздники. Еда на костре, общение. Поднявшись на вершину, нужно произвести анализ – как и куда летать, определить направление ветра. Приметить опасные зоны, выбрать точку приземления и откуда начинать глиссаду. Далее сборка дельтаплана, проверка, правильно ли собрал, – ошибаться нельзя. Как прицепился, надел ли шлем. Не забыть про приборы. Дальше выбор момента для старта – поднимаешь крыло, а оно тяжёлое –
35 килограммов. Бежишь по склону изо всех сил (надо скорость набрать 25 км/ч), и тут помогает ветер. Даёшь отрыв и… можно физически расслабиться. Разгон, прижимая ручку к себе. И тут должен быть кайф – лечу! Высота, как красиво... но некогда, надо думать, куда лететь, чтоб не просадило, чтоб хоть на несколько секунд дольше остаться в небе. Направление обычно выбирается вдоль горы, где подталкивает снизу поток обтекания. Если высота падает, идёт расчёт точки начала глиссады для приземления в намеченном месте. Иногда ветер «держит» и можно сделать несколько галсов. Час полёта и на посадку – руки-то устают. Хотя некоторые так и парят по 3 – 4 часа. Приземлился без кувырка – отлично! Собрал аппарат, полёт закончен. Всё как всегда... но потом, лёжа в палатке или дома, вспоминаешь полёт и кайфуешь, мысленно улыбаясь и восхищаясь тем, что сделано.
– Где, по Вашему мнению, лучше всего летать? Есть любимое место?
– Самые классные полёты удаются в Чегеме. Это ущелье со стороны Нальчика к Эльбрусу. Там лётная погода бывает чаще, так как место окружено высокими хребтами, которые останавливают равнинные циклоны. Постоянный горный бриз – можно от лагеря на высоте 1440 метров от уровня моря парить до высоты двух километров, не напрягаясь. Я был там уже три раза.
Сначала учатся падать, потом летать
– Сколько учились, перед тем как впервые взмыть в небо?
– Долго, считай, что до сих пор учусь. Сначала пробежки на пологом склоне с небольшим возвышением. Нужно научиться удерживать правильный угол атаки крыла. Это шесть градусов, и его я чувствую и вижу на глаз до сих пор. Сначала я его находил, давая крылу лететь самостоятельно, потом фиксировал в этом положении. Пробежал метров десять без кренов и с правильным углом, значит, научился. После трёх пробежек уже надо отдохнуть. Потом можно подняться повыше, скажем, 20 метров, и делать небольшие подлёты, постепенно закрепляя навыки. Полёты по прямой, потом отработка поворотов. Тут получается дилемма – только что летал, устраняя крены, как вдруг в этот крен нужно вой-
ти самому. Психологически страшновато. И в это время нужно научиться правильно делать посадку, поскольку высота полёта может достигать 15 метров. Так что пока пилот не научится понимать все эти нюансы, летать не получится. Проходить обучение нужно поэтапно, не перепрыгивая через ступеньки. Ну а потом – полёт с самого верха и тортик за первую вершину. Это уже традиция.
– В Интернете есть много роликов с падающими дельтапланеристами... Приходилось падать? И что нужно делать, чтобы этого не допустить, раз уж это происходит, как себя вести?
– Падать – да, даже руку ломал. Кстати, я этим ещё и гордился. Когда слегка научился, появилась уверенность, азарт, и я попросился на высоту побольше. Мне разрешили, и у меня произошла какая-то
ошибка. То ли я неточно собрал, то ли аппарат ненадёжный был. Но только разогнался, ручку ввёл в крутое снижение, а выйти не хватило сил… Сел на брюхо. Удар – я вылетел вперёд, а рука осталась за трапецией. Дельтаплан – он строгий и ошибаться нельзя. Когда пилот опытный – всё нормально. Важен навык. Ни в коем случае не паниковать. В любом случае есть парашют.
– Аппарат и всё необходимое к нему стоят недёшево… На свои деньги покупаете?
– Да. Поддержка должна быть от ДОСААФ, но где она? Сейчас сплошная коммерция. Мотодельтапланы опрыскивают поля химикатами и тем самым могут частично зарабатывать. Тандемы-парапланы катают желающих за деньги. Но это люди другого склада, они деловые. В клубе я больше общался с молодыми ребятами, студентами, для которых полёты – это удовольствие. Многие, немного позанимавшись, бросают летать совсем, и очень редкие продолжают. К примеру, уже упомянутый Евгений Шлунёв. Он любит скорость и от параплана отказывается. Парень умный, ошибок не совершает и, тьфу-тьфу, не падает. Летает до сих пор. Выезжает за свой счёт на соревнования. На Алтай, в Магнитогорск. Дельтапланеристы – люди обычные, просто любят небо.