Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Оренбургского героя помнят Россия и Франция
Павел Авинов
Оренбургский казак, участник Гражданской и Великой Отечественной в составе 25-й Чапаевской дивизии защищал Одессу и Севастополь, а погиб в 1944-м партизанским командиром французского Сопротивления.
В самый канун Дня Победы в Оренбурге открыта мемориальная доска в честь Степана Сапожникова – человека удивительной судьбы.
Памятная доска установлена на фасаде школы №61, общественная организация которой носит имя героя-земляка. К микрорайону школы относится и улица, более полувека назад ставшая улицей Сапожникова.
А помнят ли нынешние жители улицы, кем был тот, чьё имя на уличных табличках?
Казак и воин
Степан Евгеньевич Сапожников родился в знаменитой в Оренбуржье станице Нижнеозёрной в 1901 году, в казачьей семье, в которой было восемь детей. Рос ладным и справным, любил лошадей, а ещё любил читать, хорошо играл на гитаре и пел.
В 1920 году добровольно вступил в Красную армию, воевал на Туркестанском фронте, потом учился в артиллерийской школе и был направлен на службу в Оренбург командиром батареи конно-артиллерийского дивизиона. Армия, воинская служба были его призванием, делом жизни. Волевого, умелого красного командира постоянно отмечали на учениях за успехи в боевой подготовке. В тридцатые годы он командовал артдивизионами в разных частях, попал в полосу необоснованных репрессий. Был осуждён, потом оправдан, но уволен из армии. В 1939 году стал преподавателем военного дела в Оренбургском (тогда Чкаловском) педагогическом институте. Он построил тир на чердаке института. Тогда же заинтересовался французским языком. Этот интерес потом сыграл неожиданную роль в его судьбе.
Чувствуя приближение войны и стремясь вернуться в армейский строй, капитан запаса пишет письма в ЦК ВКП(б), в наркомат обороны. В разгар финской войны он добивается возвращения на воинскую службу.
Получает назначение на Юго-западную границу, в 69-й артполк 25-й Чапаевской дивизии на должность начальника боевого снабжения. Утром 22 июня 1941 года Степан Сапожников вступает в бой с наступающими фашистами, потом командует батареями, подменяя выбывших из строя командиров.
За мужество и умелые действия в неравных боях с танками врага Сапожникова представляют к награждению орденом Красного Знамени, он получает звание майора. Опытный артиллерист, Степан Евгеньевич Сапожников умело управлял огнём, выполнял ответственные фортификационные работы при обороне Одессы, а с октября 1941 года до июля 1942 участвовал в обороне Крыма и Севастополя. Из Севастополя он прислал жене и детям, эвакуированным в наш край, свою фотографию и вырезку из газеты «Правда» с указом о его награждении.
Тяжелораненый подполковник Сапожников пропал без вести в последние трагические дни обороны Севастополя.
Помнит благодарная Франция
Уже после войны, в 1945 году, из документа на французском языке жена Лида и дети узнали, что их муж и отец попал в немецкий плен, бежал, вступил в ряды Французского антифашистского сопротивления и погиб в городке Нуврон-Венгре в предгорьях Альп.
В 60-е годы известный оренбургский журналист Моисей Моисеевич Вайнштейн, заинтересовавшись необычной судьбой земляка, провёл журналистское расследование жизненного пути казака из Нижнеозёрной и вернул Степану Сапожникову доброе имя и посмертную славу.
По рассказам боевого товарища Сапожникова, старшего сержанта морской пехоты, а после войны – помощника бурового мастера в Бугуруслане Анатолия Плахотнюка, оба они попали в плен в Севастополе. Немцы переправляли их из одного лагеря в другой. Так они попали во Францию на шахты, откуда бежали с помощью французов-патриотов. Три месяца бродили в лесах голодные, оборванные, пока не вышли к местечку Нуврон–Венгре. Там они примкнули к отряду партизан. Отряд участвовал во многих операциях, пускали под откос поезда, взрывали мосты и заводы, которые работали на врага. Французы оценили смелость и отвагу Степана Сапожникова и сделали командиром партизанского отряда. В отряде были одни французы, кроме Сапожникова и Плахотнюка, но настолько был ценен боевой опыт советского офицера, что Степану Евгеньевичу достали франко-русский словарь, и скоро он стал говорить по-французски. Немало смелых боевых действий совершил отряд Сапожникова.
27 августа 1944 года, отряд захватил большой склад с оружием, были взяты в плен немецкие солдаты. 30 августа 1944 года, когда фашисты пытались отбить склад, командир подорвал гранатой немецкую машину и погиб при взрыве второй гранаты. Вот строчки из письма Анатолия Плахотнюка: «Похоронен он был со всеми почестями. Десять дней стоял почётный караул у гроба командира отряда. Фронт в это время был уже близко, и партизаны решили похоронить его тогда, когда придут союзники. А когда понесли гроб на кладбище, многие жители с цветами шли за ним. После сделали мраморный памятник, на котором написали по-русски и по-французски фамилию, имя, год рождения, год гибели и военное звание «подполковник», командир французского партизанского отряда. И годы жизни – 1901-1944».
Весной 1945 года, когда Анатолий Плахотнюк уезжал на Родину, французские партизаны просили передать семье Степана Евгеньевича, что память о герое будет вечной в их сердцах и в сердцах их детей…
9 мая 1964 года одна из улиц в Оренбурге получила имя Сапожникова. По местному телевидению несколько дней показывали телеповесть о его жизни и подвиге «Твой сын, Россия». Улица Сапожникова появилась и в селе Нижнеозёрном. Имя земляка-героя было присвоено нескольким пионерским дружинам.
Второе возвращение
В Москве в Музее Вооруженных Сил есть стенд, посвящённый Степану Сапожникову, советскому офицеру, участнику французского Сопротивления. Внучка героя Татьяна Семёнова в 2013 году в Минске издала книгу документов и воспоминаний родных и боевых друзей Степана Евгеньевича. Старшая внучка Сапожникова Валентина Ивановна Панасюк многое делает для сохранения памяти о земляке-герое в Оренбурге.
В год юбилея Победы коллектив Оренбургского педагогического университета, где до войны работал Степан Сапожников, городское казачье общество «Славянское» и Совет ветеранов обратились с ходатайством об открытии памятной доски в честь казака, воина, партизана–антифашиста. Это как бы второе возвращение к оренбуржцам их героического земляка. Но на мемориальной доске – лишь несколько фраз. Понятно, что многим горожанам хотелось бы знать больше о тех, чьи имена носят наши улицы, чья память увековечена на фасадах зданий. По словам главного архитектора города Сергея Бренёва, памятные доски будут снабжены специальным штрих-кодом. Его можно будет сканировать, например с помощью сотового телефона, и по этой ссылке получить через Интернет подробную информацию. Хорошо, если бы такую информацию можно было легко найти о каждом известном оренбуржце.
Письмо Лидии Семёновой, дочери Степана Сапожникова
Мэрия Нуврон-Венгре
Мадам, Ваш отец похоронен на кладбище нашей коммуны рядом с солдатом из нашего села, погибшим во время войны 1914-1918 гг. Могилы всегда хорошо ухожены, на них всегда цветы, которые приносят жители села.
На могиле Вашего отца мраморная плита с его именем, установленная его друзьями по борьбе района Нуврон-Венгре, и на которой можно прочесть: «Нашему товарищу по Сопротивлению и бойцу». Имя Вашего отца выгравировано в граните монумента погибшим вместе с именами павших в войну 1914-1918 гг. и 1939-1945 годов французских товарищей. Каждый год 8 мая и 11 ноября у этого монумента зачитываются имена погибших бойцов и гражданских жертв, павших за Францию, перед ветеранами, муниципалитетом, жителями, школьниками нашей коммуны.
Видите, мадам, память о Вашем отце осталась, так как его имя выгравировано в граните, и поколения смогут прочесть его.
Я передаю Вам, мадам, привет от господина Бурже и его старых товарищей по борьбе.
Примите, мадам, от имени жителей Нуврон-Венгре и от меня лично наилучшие пожелания.
Морис Дюпре, фермер Нуврон-Венгре.