Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Солистка, педагог, наставник
Дина Елманова
Голос – это характер человека. Даже не видя собеседника, вы по одному тембру звучания и излучаемой энергетике можете представить, как он выглядит и что думает на самом деле. Без преувеличения можно сказать, что у человека ещё не было (да и никогда не будет) другого такого инструмента, который мог бы сравниться с голосом и его возможностями. Именно поэтому почти каждый в определённый момент времени мечтает научиться если не пению, то ораторскому мастерству.
Одним из самых известных педагогов, чьи ученики мастерски владеют своими голосами, является доцент ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, председатель ПЦК «Музыкальное искусство эстрады» (Эстрадное пение) Оренбургского музыкального колледжа ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей, солистка муниципального эстрадно-духового оркестра «Оренбург», руководитель школы-студии Multi-star, лауреат международных и всероссийских конкурсов, три раза лауреат губернаторской премии «Преподаватель года», «Человек года», «Женщина Оренбуржья» в номинации «Открытие года», победитель конкурса «Женщина года-2020» в номинации «Щедрость души» Ольга Тушева.
Говорить о музыке и искусстве в целом можно бесконечно. Однако времени всегда мало, а потому в этой беседе с Ольгой Евгеньевной мы решили обсудить лишь одну сторону – эстрадно-джазовый вокал. Ольга Тушева поделилась своим видением этого вопроса, а кроме того, рассказала, кого считает своим наставником и почему студенты ездят участвовать в телешоу.
– Ольга Евгеньевна, представим, что к Вам впервые приводят нового ученика. Легко ли найти к нему подход?
– Смотря какой ученик, какой у него уровень подготовки, возраст. Успех этого дела зависит от очень многого. Все люди разные: кто-то более открыт для общения, другой импульсивный, третий, наоборот, держит себя чрезвычайно замкнуто… Поэтому сначала всегда идёт беседа. Кому-то, наверное, кажется, что взял микрофон в руки – и ты уже ВОКАЛИСТ! Но это не совсем так. Путь к успеху тернист. Исходя из общения, вокальных упражнений за инструментом, становится ясно и предлагается что-то исполнить из приготовленного ранее материала. Исполнять песню целиком вовсе необязательно, даже небольшого фрагмента вполне достаточно, чтобы сформулировать представление об уровне вокальных данных, подготовки человека.
– Сегодня всё чаще и чаще учителя музыки говорят, что научить петь можно любого. Так ли это?
– Да, действительно, подход к выбору учеников значительно изменился. И мне кажется, что в лучшую сторону. Ранее ребёнку могли дать от ворот поворот, если он на прослушиваниях в музыкальной школе допускал ошибки. Что поделать, далеко не все могут грамотно попасть в ноты, особенно если никогда раньше музыке не обучались! Однако первое такое «знакомство», как сейчас считается, не всегда оказывается знаковым. Человек может разволноваться, испугаться звучания собственного голоса – и потому не в полной мере показать все свои возможности. Зато как ученики развиваются со временем, как меняются их голоса! Появляется и уверенность в собственных силах. Конечно, у каждого бывают и взлёты, и падения, но они неизменно берут себя в руки и пробуют ещё раз. Замечу, что среди многих артистов, добившихся значительного успеха, большая часть пробилась не потому, что обладала уникальным природным даром, а благодаря упорным многочасовым занятиям вокалом и сопутствующими предметами.
– Для трудолюбивого ученика, быть может, мотивации больше?
– Возможно. То, что талантливому музыканту удаётся легко, будто играючи, они порой осваивают месяцами. Но их результат, как правило, более яркий и стабильный. Я ни в коем случае не хочу обидеть одарённых ребят, но упорные и трудолюбивые ребята лучше понимают цену достигнутого успеха.
– Не могу не спросить о вкусах. Бывает так, что педагог выбрал для ученика песню Магомаева, а студенту хочется петь Крида или Лорак, как прийти к соглашению?
– Задача преподавателя – научить студента петь в разных жанрах и стилях на профессиональном уровне. Репертуар достаточно разно-
образен, и никто не запрещает студентам исполнять различные композиции. Как у любого человека, так и у наших выпускников есть право выбора, в каком направлении им работать на сцене. Просто есть репертуар конкурсный, тематический, концертный.
Ну, Муслим Магомаев и Егор Крид – это слишком разные категории! Хотя бы потому, что песни Магомаева принято исполнять в классической эстрадной манере. Это разные эпохи. Современный репертуар тоже надо уметь исполнять и доносить до зрителя. Конечно, всегда стараешься подобрать для ребят то, что им было бы интересно и что помогало бы им представить себя в самом выгодном свете. Но не стоит впадать в крайности и быть слишком категоричными. Мы исходим из представления, что абсолютно любая песня может стать хорошей тренировкой для голоса. Даже если это песни из репертуара Егора Крида. Несомненно, это новые навыки для певца или закрепление уже имеющихся. Правда, не стоит забывать об этической стороне и внимательнее читать тексты песен, которые собираешься исполнять. Не все они приемлемы. Всё-таки мы – музыкальный колледж института искусств, а значит, должны нести культуру в массы!
– От студентов и учеников школ часто слышишь, что им сложнее не столько овладеть техникой вокала, сколько передать нужные эмоции. Действительно ли это труднее?
– Трудно и то, и другое. Ученику следует развивать свои вокальные возможности, но одновременно с этим нужно начинать работать над актёрским мастерством. Ведь слушатель в первую очередь откликается именно на энергетику артиста и лишь затем обращает внимание на вокальные способности. Представьте себе, как бы звучали многие популярные песни, если бы исполнялись совершенно безжизненными, пусть и безукоризненно поставленными голосами! Поэтому студенты на занятиях всегда отрабатывают сценические навыки. После каждых наших выступлений на различных мероприятиях мы всегда проводим анализ выступлений. Сейчас эстрада это и вокал, и шоу. Следовательно, у нас учат быть не просто вокалистами, а артистами. Музыка не может существовать вне эмоций. Без них она была бы нема.
– К слову, о телешоу. В последнее время в сторону многих известных проектов раздаётся критика. Ваше мнение: что такие проекты, как «Голос» или «Песни на ТНТ», могут дать вокалистам? Кроме сценического опыта, разумеется.
– Критика была и будет всегда, без неё мир немыслим. Участие в любом конкурсе – это опыт. Но тот опыт, который даёт участие в телешоу, всегда будет стоять особняком. Чтобы туда попасть, надо пройти большой конкурсный отбор, «угадать» репертуар, ведь это на сегодняшний день в первую очередь – шоу. Выступление перед видеокамерами и трансляция для многомиллионной аудитории – это и драйв, и очень тяжёлая работа. Съёмки разительно отличаются от выступления в концертном зале, времени на подготовку заданий на конкурсе очень мало, не всегда участникам дают раскрыться в репертуарном плане полностью. Это – шоу! Работа с федеральными постановщиками, общение с участниками из других городов, знакомства со многими медийными личностями, каким бы ни было личное отношение участника к ним. Иногда есть вероятность, что конкурсанта заметят продюсеры, пусть даже не данного шоу, но других телеканалов. Ильдар Абдуллин, Борис Шешера, Екатерина Викторова, Юлия Яхина тоже участвовали в таких шоу, как «Звезда» и «Голос». И пусть не все дошли до финала, но зрители до сих пор помнят их выступления. А потому однозначный ответ таков – да, эти шоу, какими бы они ни были, очень важны для творческого становления исполнителей.
– Несмотря на большое количество институтов искусств, эстрада в нашей стране особого восторга не вызывает. Куда уходят талантливые ребята, которые побеждают на конкурсах?
– Сложный вопрос… Когда ребята выпускаются, каждому всегда желаешь удачи. Ступив во взрослую жизнь, каждый проходит свой путь, кто-то продолжает совершенствовать своё мастерство, кто-то становится солистом филармонии, кто-то находит себя в актёрском мастерстве, кто-то – в композиции, в преподавательской деятельности, становятся нашими коллегами. Самое главное, что все они становятся достойными членами нашего общества. Молодые композиторы, например, Галина Фисенко – выпускница, а Даниэла Устинова, ещё студентка, уже пишет собственные песни, переводит хиты иностранных исполнителей на русский язык и публикует это на своих каналах в соцсетях и YouTube. Ей многое пришлось пережить, и хорошее, и не очень, но её усилия не были напрасными. Количество подписчиков у неё достигло нескольких сотен тысяч, а недавно она даже получила поощрительную серебряную кнопку от YouTube. О чём это говорит? Не стоит отчаиваться, даже если льётся шквал критики и хочется опустить руки. Если по-настоящему любишь своё дело – нужно добиваться своей цели, какие бы препятствия ни стояли на пути. Как говорится, даже если падаешь, сбиваешь колени в кровь –
иди выбранной дорогой, а не можешь идти – ползи.
– Вы стали наставницей для не одного десятка студентов. А есть ли у Вас собственный наставник и цензор?
– Конечно есть! Это мой супруг Владимир Шинкарёв, который одновременно и мой коллега, и преподаватель, звукорежиссёр. То есть у меня есть хороший тыл и человек, который всегда подскажет верное решение. Мы всегда вместе и в творчестве, и на любимой работе. Надо сказать, что он очень трепетно относится к выбору материала и его исполнению. Любимая его фраза: «Нет предела совершенству!». С этим сложно поспорить.
– Годы Вашей учёбы прошли в Санкт-Петербурге. Почему решили вернуться в Оренбург?
– Мой путь становления как эстрадной исполнительницы начался в Оренбургском музыкальном колледже, я его выпускница. Обучаясь в Санкт-Петербурге, я уже работала в коллективе, гастролировала по стране, одновременно пробовала себя как преподаватель, работая с детьми. Наверное, это и вправду трудно понять, ведь очень многие стремятся уехать в столицу. Однако я выбрала родной Оренбург и ни разу не пожалела о сделанном выборе. К тому же мне кажется, что для самореализации вовсе необязательно менять место жительства. Переворот должен происходить в сознании самого человека. Как я уже говорила, тот, кто по-настоящему хочет добиться успеха в своей профессии, кто ни дня не может прожить без любимого дела, тот всегда найдёт и средства для достижения цели, и нужную команду.