Новости

По информации городского управления пассажирского транспорта, автобусы начнут курсировать до дач и обратно со вторника, 30 апреля. Соответствующее постановление подписано Главой Оренбурга Сергеем Салминым.

27 апреля

27 апреля, по всей стране проводится Всероссийский субботник в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

27 апреля

В Оренбурге приступили к наведению санитарного порядка после прохождения паводка. Для удобства жителей организованы дополнительные площадки временного складирования мебели, предметов быта, пришедших в негодность в результате паводка, и мусора, в том числе крупногабаритного.

26 апреля

В работах задействованы сотрудники МЧС России. При помощи мобильных комплексов спецобработки они дезинфицируют улицы, детские площадки, придомовые и другие территории Оренбурга, попавшие в зону подтопления. Всего специалистами продезинфицировано более 70 домов и придомовых участков и более 752 тысяч квадратных метров площади (это придомовые площадки и скверы, дороги, тротуары и иные территории).

26 апреля

Массовая акция по наведению чистоты состоялась в областном центре сегодня, 26 апреля, в рамках весеннего месячника благоустройства и озеленения.

26 апреля




Великий пост

+++++
Великий пост

Константин Копылов

Даты Великого поста ежегодно меняются. Великий пост в 2022 году продлится с 7 марта до 23 апреля. Он будет длиться 48 дней, или семь недель. В нашей постоянной рубрике об истории и традициях поста рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).

Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику – дню Светлой Пасхи. В основе Великого поста – воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

Суть поста
Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения.
– Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – седмицами, постепенно вводящими верующих в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм. Начинается он с Чистого понедельника, следующего за Прощёным воскресеньем. Заканчивается пост Страстной седмицей. Сам пост состоит из двух периодов:
Святой четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста, Страстной седмицы – последняя неделя перед Пасхой.
Если во время четыредесятницы мы идём навстречу Богу, то во время Страстной седмицы Бог идёт к нам. Он идёт через великие мучения, арест, Голгофу, Тайную вечерю, сошествие в ад, и после этого уже к самой Пасхе. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник – Пасху, – поясняет проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов). – Если в Прощёное воскресенье и последующую седмицу Великого поста вспоминают о том, как Адам лишился райской пищи, то в первое воскресенье Великого поста радуются тому, как христиане восстановили своё единомыслие, преодолев период иконоборческой ереси. Радость общей веры, торжество православия. После строгой недели, когда человек хотя бы отчасти пережил лишения райских благ, принял образ покаяния во время чтения Великого канона прп. Андрея Критского, чтобы подбодрить его, церковь напоминает о своём торжестве любви и единомыслия.
Вторая неделя Великого поста посвящена свт. Григорию Паламе, который именуется в санаксаре «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». Эта седмица поста также наполнена радостью и торжеством. Богослужебные тексты этого периода рассказывают нам о Фаворском свете, наполняют надеждой на обожение. Показывают, что постнические труды – не напрасны.
Третья неделя Великого поста – середина поста, и здесь, считает церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть, и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос. У этого воскресения красивый образ. Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомлённых долгим и трудным путём на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ – царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии. И Христос «предпосылает» своё знамя победы – Крест.
Четвертая и пятая недели Великого поста более связаны скорее с постным подвигом, нежели с радостью и торжеством двух первых недель. Сначала вспоминаем о прп. Иоанне Лествичнике: «хоть плотью и живой, мертв был Иоанн, вечно живёт, и явился бездыханным». То есть, живя в теле, для этого мира он был мёртв, но, умерев телесно, обрёл вечную жизнь. Как такой вечной жизни достичь, преподобный рассказал в книге «Лествица». Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Иоанн. Пятое воскресенье поста и пятая седмица посвящены прп. Марии Египетской. Если прп. Иоанн зафиксировал опыт поста и аскетического подвига в тексте «Лествицы», то прп. Мария Египетская своим житием особенно явила суть постного подвига.
Шестое воскресенье Великого поста – его окончание и напоминание о том, что в этом мире торжество может перерасти в скорбь. Вербное воскресенье, когда народ торжественно встречал Христа, въезжающего в Иерусалим, перетекает в Страстную седмицу. Это уже память о предательстве, Кресте, страданиях, Смерти, без которых невозможна Пасха, – продолжает отец Алексей (Колыванов).

Из истории
Великий пост был установлен ещё в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24 до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи. Для очищения были выбраны среда и пятница. Шестидневный пост в некоторых поместных церквях появляется в середине III века как воспоминание о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Часть христиан при этом всё равно продолжала поститься примерно двое суток.
Уже в IV – V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Тот, кто не соблюдал Великий пост, мог быть на некоторое время отлучён от церкви — такие случаи упоминаются в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.
Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение, поскольку раньше крестили только несколько раз в год, в том числе и перед Пасхой.
Вначале 40 дней постились язычники, которые хотели креститься и стать христианами. После к ним в Страстную седмицу присоединились и члены церкви в знак солидарности к своим будущим братьям. Строгости в питании во время поста были связаны с основной идеей воздержания – питание должно быть дешёвым и быстрым в приготовлении, а сэкономленные деньги и время нужно использовать для милосердия, благотворительности и участия в богослужении. Денежную разницу в стоимости между обычным и постным обедом отдавали нищим. После стало понятно, что для большинства прихожан пост оказался слишком жёстким, и тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и рыбу.

Питание
– В Великий пост церковный устав предписывает отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко).
В понедельник, среду, пятницу – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Во вторник, четверг можно употреблять горячую пищу без масла.
В субботу, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников – Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, а в Великую пятницу – до выноса плащаницы.
Важно! Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи) по благословению своих духовников постятся мягче, руководствуясь своими жизненными обстоятельствами и состоянием здоровья, – объясняет отец Алексей (Колыванов).
Церковный устав содержит пять степеней строгости поста:
1. Полноценное пищевое воздержание.
2. Употребление в еду только сухой пищи.
3. Приём горячей еды без масла.
4. Приём горячей еды с растительным маслом.
5. Приём рыбы.
– Миряне чаще всего в Великий пост питаются по 3 – 5-й степени строгости, то есть обычно ими не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни. Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то всё же употребляет её в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами – кальмарами, креветками и т.п. Для беременных, кормящих, детей и тяжело болеющих пост значительно смягчается. Часто этим категориям людей достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чём вкусном, особо любимом, но не необходимом можно себя ограничить.Также в Великий пост супругам рекомендуется воздержание от интимной близости, – говорит отец Алексей (Колыванов).

Три смысла воздержания в Великий пост
1. Солидарность и послушание православной церкви, из чувства единства и соборности со всеми остальными членами церкви.
2. Подчинение плоти духу: сделать свою душу независимой от желаний плоти, погасить в ней соблазны.
3. Концентрация на молитве. Через пищевое воздержание достигается особый молитвенный настрой. Как сказал один умный старец, «есть нужно столько, чтобы, когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться».
– Пост помогает увидеть своё настоящее лицо. Во время его соблюдения человек может сам заметить, какие страсти в нём просыпаются. Это поможет ему далее бороться с ними. Приведу выражение святого Иоанна Златоуста:«Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим».
Смысл выражения заключается в том, чтобы не экономить деньги на еде, а отдавать лишнее бездомным, нищим и людям, которые нуждаются в твоей помощи, – делает вывод отец Алексей (Колыванов).

Фото с tatmitropolia.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.