Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Благородный романтик
Татьяна Судоргина
Исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося музыканта Леопольда Ростроповича, жизнь и творчество которого яркой страницей вошли в историю города Оренбурга.
«Окончил консерваторию с присуждением золотой медали»
Леопольд Витольдович Ростропович родился 9 марта (по старому стилю – 26 февраля) 1892 года в городе Воронеже, где его отец, уроженец Варшавы, поселился в 70-х годах ХIХ века.
Как ни странно, но в документах, выявленных оренбургскими архивистами в конце ХХ столетия, указан другой год рождения Л.В. Ростроповича. В списках граждан, во время Великой Отечественной войны эвакуированных в г. Чкалов (с 1938 по 1957 год город Оренбург носил имя знаменитого лётчика), сохранились данные о семье Ростропович, прибывшей из столицы Советского Союза, зафиксированные с их слов: «Ростропович Леопольд Витольдович, 1891 года рождения, поляк, профессор, педагог музыки по классу виолончели; Ростропович Софья Николаевна, 1891 года рождения, русская, педагог музыки по классу рояля; Ростропович Вероника Леопольдовна, 1925 года рождения, русская, учащаяся; Ростропович Мстислав Леопольдович, 1927 года рождения, русский, учащийся».
В «Краткой биографии», написанной Леопольдом Витольдовичем в декабре 1941 года в г. Чкалове, он указал: «Родился в 1891 году... Отец мой – педагог по классу рояля, автор педагогического сборника В.Г. Ростропович... Начал я музыкальное образование с 8-летнего возраста сначала по роялю у своего отца и по виолончели учился у лучшего ученика профессора Вигана и его ассистента А. Лукинича. С 1907 года меня принимают в класс к профессору А. Вержбиловичу в Петербургскую консерваторию. В 1910 году окончил консерваторию с присуждением звания свободного художника и лауреата и золотой медали, а также денежной премии Михайловского дворца в размере 1200 рублей» (не малая по тем временам сумма: дорожный экипаж стоил 60 рублей).
Именно в консерватории Леопольд познакомился с оренбуржцем Семёном Козолуповым – талантливым российским виолончелистом. Их судьбы причудливым образом переплелись не только по профессиональной линии, но и по семейной: они женятся на оренбурженках – сёстрах Федотовых, выпускницах Московской консерватории. Эти связи найдут своё отражение и в жизни их детей… Но об этом рассказ в другой публикации.
«Предрекали блестящую будущность»
В автобиографии Леопольд Витольдович не забыл упомянуть замечательных музыкантов (среди них всемирно известные композиторы Сергей Рахманинов, Александр Глазунов), оказавших ему материальную поддержку: «Кюи Ц.А. (Цезарь Антонович – композитор и музыкальный критик. Его творческое наследие довольно обширно: 14 опер, в их числе «Капитанская дочка» по А.С. Пушкину. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с композиторами Балакиревым, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Даргомыжским. В 1896 – 1904 годах Кюи – председатель Дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. – Т.С.), Рахманинов С.В., Глазунов А.К., Зилоти А.И. (российский пианист, дирижёр, общественный деятель. Среди его учеников – С. Рахманинов, А. Гольденвейзер, К. Игумнов. В 1903 году в Санкт-Петербурге организовал «Концерты А. Зилоти» – ежегодные циклы абонементных симфонических концертов (проводились до 1917 года), в которых регулярно пел Фёдор Шаляпин. – Т.С.), Э.Ф. Направник (Эдуард Францевич – композитор, дирижёр. В течение почти 50 лет до своей смерти в 1916 году являлся главным дирижёром Мариинского театра. – Т.С.) дают мне ещё 1000 рублей, и меня командирует консерватория во Францию для усовершенствования сроком на два года. В 1910 году я держу конкурс в Парижскую консерваторию и меня зачисляют бесплатно в класс профессора Лёба. Одновременно в Париже я занимаюсь у профессора Пабло Казальса и в 1913 году заканчиваю высшую студию виртуозов. Там же выступаю в конкурсе и удостаиваюсь 2-й премии международного конкурса».
Автор многочисленных музыкально-биографических работ Т.М. Грум-Гржимайло с восхищением писала о Л. Ростроповиче: «Вдохновлённый успехами выпускных экзаменов, выступив с несколькими концертами в Петербурге и Москве, Леопольд отправился в большое турне по Европе и начал своё путешествие на родине отца – в Польше. Его сольные концерты в Лодзи и Кракове, а затем и в Париже получили самый восторженный приём публики и похвалу прессы, не только французской, но и американской и английской. Его называли «благородным романтиком», «выдающимся музыкально-художественным явлением на концертном небосводе» и предрекали блестящую будущность».
Где тут правда и неправда?
О том, как дальше развивались события, Леопольд Витольдович написал кратко: «Ввиду болезни отца меня вызывают на Родину, и здесь начиная с 1913 года я работаю в качестве педагога и артиста-исполнителя. Сначала меня по конкурсу принимают солистом в Мариинский оперный театр; по истечении двух лет я переезжаю из Петербурга в г. Саратов преподавателем по классу виолончели в Саратовскую консерваторию и там же получаю профессуру. С 1915 по 1920 год я работаю в Саратове. С 1920 по 1922 год меня приглашают в концертную поездку по России». Увы, но с наступлением военно-революционных событий в России жизнь Л.В. Ростроповича круто изменилась. По мнению его биографов, в эти смутные времена произошли трагические события в жизни музыканта, бросившие мрачную тень на всю вторую половину его жизни. О них он в автобиографии, естественно, не упоминает. Поэтому воспользуемся сведениями, обнародованными его земляками.
Летом 1919 года Леопольд приехал к матери в Воронеж. Но возвратиться в Саратов не удалось: железная дорога оказалась перерезана наступающей белой армией, 1 октября 1919 года занявшей город. Газета «Воронежский телеграф» поместила объявление о предстоящем концерте «заслуженного профессора Саратовской Алексеевской консерватории, известного виолончелиста Леопольда Ростроповича». Состоялся ли концерт, не сообщалось. За сим последовала запутанная история реальных и мнимых ситуаций: отступление белой армии, с которой якобы ушёл из города Ростропович, и появление его год спустя в Воронеже с мандатом Наркомпроса для проверки деятельности музыкальных учреждений губернии. Словом, рисовалась странная картина: музыкант, активно поддержавший белых, быстренько перекрасился в красных и явился с властными полномочиями. Где тут правда и неправда? Разумеется, к делу подключились соответствующие органы.
Как свидетельствуют воронежские историки, 9 ноября 1920 года Л.В. Ростропович был арестован. Коллегией местной «чрезвычайки» 2 декабря его приговорили к двум годам заточения (по амнистии сокращённым до одного года) и 13 января 1921 года отправили в концлагерь, находившийся в Митрофановском монастыре. Только запрос из ЦИКа о его судьбе дал спасительный результат: 9 июня 1921 года Леопольда Ростроповича освободили, после чего он уехал в Саратов и продолжил концертную деятельность по стране.
«Редкий по содержанию и программе концерт»
На счастье музыканта в одном из многочисленных турне он встретил свою будущую жену, и в январе 1922 года в Оренбурге соединили свои судьбы «гражданин г. Варшавы, вдовец 29 лет, профессор, музыкант Ростропович Леопольд Витольдович и Федотова София Николаевна, девица 31 года, музыкантка» – так записано в книге регистрации браков оренбургского ЗАГСа. Там же адрес их проживания: переулок Успенский (ныне ул. Комсомольская), д. 27.
Периодические издания 100 лет назад в марте 1922 года приглашали оренбуржцев на «редкий по содержанию и программе концерт, которым известный виолончелист Ростропович желает отпраздновать 15-летний юбилей своей музыкальной деятельности. Он долго концертировал совместно с целым рядом знаменитостей, например, с Шаляпиным, Батистини, Жаном Тибо… В день своего юбилея профессор Ростропович выступает не только как виолончелист, пианист, но и как композитор. Первое отделение концерта состоит исключительно из его произведений, причём некоторые из них написаны в Оренбурге». При этом местный журналист выражал надежду, что выступление «пройдёт с успехом и явится до некоторой степени событием на тусклом фоне оренбургского музыкального мира».
Концерт состоялся 26 марта 1922 года в зале горсовета. За несколько часов до него здесь же прошло расширенное заседание городского совета рабочих и красноармейских депутатов, обсуждавшее вопрос о борьбе с бандитизмом. Оренбург был на военном положении, свирепствовали голод, тиф, холера. Но нашлись и почитатели таланта Л.В. Ростроповича, слушавшие пьесы Глиэра и «Рококо» Чайковского.
«Бесплатные билеты распределены детским домам»
Следующие концерты Леопольда Витольдовича вековой давности проводились и в здании оренбургского горсовета, и в кинотеатре «Люкс» (старожилы помнят его под названием «Молот», «Победа», он находился на улице Советской, д. 42, на месте торгового центра «Меридиан»), концерты духовной музыки – в лютеранской кирхе ( располагалась в начале ул.Советской, где теперь корпус медицинского университета), в саду им. Карла Либкнехта (сейчас – «Тополя»). Программы разнообразны: произведения немецких и французских композиторов, популярные «еврейские, грузинские, персидские, индусские, татарские, китайские, арабские мелодии».
Л. Ростропович принимал участие в вечерах памяти А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
Отзывы об этих выступлениях самые противоречивые: «С большим вниманием, с истинным наслаждением прослушан публикой серьёзный стильный концерт, который явился давно желательным базисом в том море бездарной пошлости, на которой спекулируют всевозможные «кабарных дел мастера»; «К сожалению, оренбургская публика не любит серьёзной и талантливой музыки, интересный по художественной ценности концерт прошёл при пустующем зале».
Несмотря ни на что, музыкант помнил о людях, его окружающих. Примером служат публикации в оренбургской газете «Степная правда»: «Дабы доставить возможность учащейся молодёжи и рабочим присутствовать на концерте, билеты для учащихся и рабочих уменьшены в цене до 50 рублей» (и это когда месячная подписка на «Степную правду» составляла 700 рублей. – Т.С.); «Сбор с концерта пойдёт для безработных членов союза работников искусств»; «Бесплатные билеты распределены детским домам».
Прощальное выступление перед отъездом в Саратов (их пригласили работать в консерваторию) супругов Ростропович состоялось в августе 1923 года. Покидая степной край, они вряд ли предполагали, что через 18 лет им как эвакуированным придётся вернуться в город, подаривший семейное счастье, в земле которого Л.В. Ростропович найдёт свой последний приют.