Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Работают криминалисты
Константин Копылов
О них слагают легенды, снимают кино и сериалы. Люди с замиранием сердца следят, как на экране группа отважных криминалистов распутывает, казалось бы, самые безнадёжные дела.
Но кто же они на самом деле? Фокусники? Талантливые учёные? Или жёсткие скептики? Корреспондент «ВО» накануне Дня эксперта-криминалиста и в преддверии Международного женского дня о секретах этой профессии поговорил со старшим экспертом пятого отделения ЭКО МУ УМВД России «Оренбургское» старшим лейтенантом полиции Жанной Гредасовой.
Только факты
– Жанна Васильевна, как Вы пришли в профессию эксперта-криминалиста?
– После окончания школы встал вопрос о выборе дальнейшего места учёбы и, соответственно, будущей профессии. Родители посоветовали выбрать работу, связанную с органами внутренних дел, хотя у нас в этой сфере никто не работал. Я поступила в Волгоградскую академию МВД, где выбрала профессию эксперта-криминалиста. Она меня привлекла тем, что больше подходит для девушки. И в этой работе больше остаётся свободного времени, нежели если сравнивать, к примеру, с работой оперативных сотрудников. После окончания вуза вернулась в Оренбург, так как я училась по целевому направлению, тут же трудоустроилась в экспертно-криминалистический отдел УМВД России «Оренбургское».
– Предлагаю вспомнить Вам первые рабочие дни. Как они проходили, к чему приходилось Вам привыкать?
– Как только я пришла в отдел, то, конечно, меня не сразу отправили на сутки и я стала проводить экспертизы. За мной был закреплён наставник, с которым я ездила на происшествия, как говорят, набиралась навыков «на земле». И только спустя два месяца начала самостоятельно проводить экспертизы. Отмечу, что коллектив меня сразу принял хорошо, все старались помочь, подсказать, если возникали затруднения.
– А когда Вам пришлось впервые столкнуться именно с таким случаем?
– Этот момент я хорошо помню, поступил вызов о том, что обнаружен труп мужчины без определённого места жительства. Выяснилось, что он замёрз, а тело находилось рядом с теплотрассой. Мы туда приехали, стоял ужасный запах, который чувствовался за несколько метров. Мне повезло в этом первом моём случае, помощь оказал следователь из СК по Оренбургской области. Благодаря ему я всё сделала как надо. Сейчас в таких ситуациях я, конечно, действую исходя из того, какую задачу ставит следователь, и такого волнения, которое было в первый раз, нет. Но, повторюсь, на таких происшествиях работать неприятно. В мою задачу входит фото- и видеофиксация на месте происшествия, а также изъятие вещественных доказательств, которые будут способствовать раскрытию преступления.
– Был ли в Вашей практике случай, который Вас поразил?
– Каждый раз удивляет жестокость со стороны людей, с которой они совершают преступления. Многие из которых направлены на их же близких. Был один выезд два года назад, который надолго врезался в память. Сотрудники ППС проезжали мимо одного из домов и заметили следы волочения, потом кровь. Немного проехав, они обнаружили труп мужчины, который был завёрнут в ковёр и лежал рядом с теплотрассой. Мы выехали группой на место обнаружения трупа. Уже впоследствии выяснилось, что трое мужчин сидели выпивали, в процессе разговора кто-то из них вспомнил про карточный долг другого. Перепалка перешла в потасовку, которая закончилась убийством.
Поражают своей жестокостью семейные разборки. Буквально недавно был случай, когда супруга убила своего мужа, сейчас она жалеет о содеянном. Он до этого на почве ревности постоянно её избивал. В очередной раз она, не выдержав, схватила нож и нанесла ему смертельный удар.
До сих пор меня поражают самоубийцы силой воли к осуществлению своего желания.
Рабочие будни
– Жанна Васильевна, из чего состоит Ваш рабочий день как эксперта-криминалиста?
– Рабочий день у нас длится с 9.00 до 18.00. В течение этого времени мы выполняем экспертизы и проводим исследования. Как я уже говорила, в ходе осмотра места происшествия изымаются вещественные доказательства. Потом следователь либо дознаватель приносит их нашему руководителю, он в свою очередь осматривает целостность упаковок, регистрирует их и после этого отписывает их эксперту, который должен в течение 15 суток выполнить экспертизу, а исследование провести в течении трёх суток.
– Какие исследования и экспертизы Вы проводите?
– Существует семь традиционных видов криминалистических исследований: дактилоскопия идентифицирует человека по отпечаткам пальцев, трасология изучает следы и как они возникли, например, от обуви. Почерковедение изучает почерк и письменные навыки людей, баллистика – огнестрельное оружие, боеприпасы и следы их действия. Экспертиза холодного и метательного оружия, технико-криминалистическая экспертиза документов. Портретная экспертиза идентифицирует человека по фото-
и видеоматериалам.
– Какие инструменты и техника сейчас на вооружении у экспертов-криминалистов?
– Замечу, что мы полностью обеспечены всем необходимым оборудованием для проведения экспертиз и исследований. Если чего-то не хватает, то мы можем воспользоваться возможностями и оборудованием в экспертно-криминалистическом центре при УВД области.
Что касается Вашего вопроса об инструментах, которыми мы пользуемся, то всё зависит от того, что за экспертизу мне предстоит проводить. На месте происшествия главным инструментом эксперта являются его глаза и криминалистическая кисточка. А также магнитный и немагнитный порошок, благодаря которому можно обнаружить следы преступника.
– Криминалисты считаются глазами и руками следователя. Есть ли в Вашей практике дела, которые удалось завершить благодаря именно проведению Ваших экспертиз?
– Безусловно, в практике каждого эксперта-криминалиста есть такие дела. Ведь именно в этом и состоит наша главная задача. Как пример могу привести уголовное дело, связанное с квартирной кражей. Преступники вынесли драгоценности, деньги. В итоге в результате слаженных действий со стороны следователя и с моей стороны преступник был изобличён.
Минусы и плюсы
– Жанна Васильевна, от чего Вы получаете удовольствие во время работы?
– Мне нравится помогать людям и осознавать, что моя работа является полезной. Для меня это является мотивацией в моей профессио-
нальной деятельности. А удовольствие получаю, когда благодаря проведению экспертиз удаётся довести дело до его положительного завершения.
– Самая сложная экспертиза, которую Вам довелось проводить?
– Такой для меня была почерковедческая экспертиза. Её сложность для меня заключалась в том, что необходимо было исследовать большой объём поддельных подписей. На исследование ушло порядка двух месяцев.
– Какие, на Ваш взгляд, можете назвать плюсы и минусы работы эксперта-криминалиста в полиции?
– К плюсам я могу отнести стабильность в заработной плате, возможность оказывать помощь другим людям, не в каждой профессии есть такая возможность. К положительным моментам я бы отнесла работу в дружном коллективе. Из минусов – ненормированный рабочий день, много бумажной работы и отсутствие определённой свободы выбора, ведь мы подчиняемся приказам.
– Не было моментов, когда Вы разочаровались в своей работе?
– Нет, за всё это время, пока я работаю экспертом, таких моментов у меня не было. Хотя, конечно, возникали сложные ситуации, особенно в период обучения в академии и тогда, когда только начинала работать. Но со временем всё преодолела и сейчас нисколько не жалею о своём выборе. И я горжусь, что я служу в полиции.
– Наша публикация выйдет в канун Международного женского дня, как относитесь к этому празднику, отмечаете его или нет?
– 8 Марта для меня в первую очередь первый весенний праздник. Повод подарить и получить в подарок цветы. В целом приятный праздник, у нас на работе в этот день с утра всех женщин-сотрудниц наши коллеги встречают с букетами цветов. Всё это заряжает положительными эмоциями на весь день. Ну и, конечно, я отмечаю этот праздник!
– Как отвлекаетесь от рабочих будней?
– Обычно в течение рабочего дня проходит большой поток информации, приходится взаимодействовать с большим количеством людей. Поэтому, придя домой, не хочется ни о чём думать, максимум включить хороший фильм или почитать книгу. Кроме этого, занимаюсь спортом.
– И в заключение, что бы Вы пожелали всем женщинам в канун Международного женского дня?
– Самое главное – здоровья и счастья близким, здоровья и счастья им самим. Чтобы жизнь была разноцветной, а люди вокруг дружелюбными и красивыми!
Справка
Ежегодно 1 марта, в соответствии с приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1010, отмечается профессиональный праздник сотрудников всех экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел России – День экспертно-криминалистической службы системы МВД РФ. Именно 1 марта 1919 года в системе уголовного розыска России был создан Кабинет судебной экспертизы – первое экспертное подразделение в органах Внутренних дел России. Тогда оно называлось Центророзыск.
Вообще первым судебно-экспертным учреждением в органах внутренних дел царской России можно считать Медицинский Совет при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел, который был учреждён в декабре 1803 года.