Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Исцеляющие звуки
Дина Елманова
Об удивительной способности музыки лечить человеческие недуги говорят уже много веков. Однако целенаправленно проводить целые сеансы стали относительно недавно. И дело здесь не ограничивается простым прослушиванием композиций. К тому же занятия музыкотерапией помогают человеку не только восстановить душевное равновесие, но и существенно повлиять на ход лечения физических травм, если таковые имеются. Как проходят сеансы целебной музыки и можно ли приходить на них тем, у кого нет музыкального слуха, рассказывает врач-психотерапевт Вячеслав Пономаренко.
– Вячеслав Николаевич, в последнее время часто говорят о пользе музыкотерапии. А что она даёт тем, у кого, как считается, нет способностей к музыке?
– Интересный вопрос! На самом деле не имеет никакого значения, есть ли слух или он развит слабо, учился человек в музыкальной школе или нет. На все случаи есть свой метод. Если пациент далёк от музыки, то он может начать не с чего-нибудь, а с самых простых инструментов или даже детских погремушек! Как правило, никаких трудностей они не вызывают. Чаще всего их я выдаю тем, кто пришёл в первый раз и немного теряется при виде множества разных музыкальных инструментов. У человека, далёкого от музыкальной культуры, инструменты могут вызвать неосознанный ужас, а потому он словно закрывается, уходит в скорлупу: «Нет! Играть не умею и не буду!». А увидев такой знакомый с младенчества предмет, как погремушка, успокаивается, и страх перед неизвестностью отступает. Люди начинают прислушиваться к звучанию инструментов, пробуют сами… И таким образом они начинают слышать не только музыку, но и ритм своего сердца, самих себя. Да и в целом я бы поспорил с формулировкой вопроса. Людей без слуха не бывает. Есть хорошее выражение: «Музыкальный инструмент – это человек, который ещё ничего не сказал».
– Как давно музыкотерапия применяется в Оренбурге?
– Не могу сказать за всех, но лично я начал её использовать в 1996 году. Эту работу мы проводили в областной психиатрической больнице вместе с заведующим отделением Сергеем Радиным, который тогда был участником группы «Звуки». Он и познакомил меня с этим методом. Мы ставили музыкальные произведения для своих пациентов, и потом люди делились своими переживаниями. Многое приходилось осваивать самим: изучать литературу, лекции. В нашей студии была барабанная установка, которую мы тоже старались задействовать на занятиях. В 1997 году к нам приехали коллеги из Мюнхена (Германия), которые преподавали нам азы классической и танцевально-двигательной музыкотерапии. А почти 10 лет спустя был создан целый международный проект обучения музыкальной психологии, который, с одной стороны, курировался ОГИИ им.
Л. и М. Ростроповичей, а с другой – высшей школой музыки и театра в Гамбурге (Германия). Поддержку оказывали и в областной психиатрической больнице №2. В течение двух лет российские специалисты проходили обучение. Это был первый проект музыкотерапии в нашей стране, который оказал очень большое влияние на многих российских медиков, занятых в сфере психиатрии. Более того, высшая школа музыки и театра передала оренбургской больнице в дар музыкальные инструменты. А в качестве заключительного аккорда проекта был выпущен первый российский учебник по музыкотерапии, который является базовым.
– Кому в первую очередь рекомендована музыкотерапия?
– Это уникальное средство. Как говорится, за словами вы можете спрятаться, а за музыкой – нет. Как только человек прикасается к инструменту, он тут же переходит на уровень бессознательного. Поэтому-то музыкотерапия подразделяется на активную (процесс игры) и аналитическую, в основе которой лежит психоанализ. Музыкотерапия применяется при неврозах и переутомлении, при расстройствах шизофренического характера, аутизме, задержке психоречевого развития, анорексии и булемии. Но немало случаев её использования и при заболеваниях другого рода: патологии сердечно-сосудистой системы, ишемической болезни сердца, недугов ЖКТ, заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма, хронические бронхиты), патологии мочеполовой системы. Даже при таких явлениях, которые и не относят к медицинской сфере (нарушение психологического климата в семье, конфликты на работе), музыкотерапия оказывает своё эффективное воздействие. Могу привести пример: на одном из групповых занятий пациент играл на барабане, и в самый разгар палочка вылетела у него из руки и закатилась под диван. Мы поинтересовались, к чему был этот экспрессивный жест. Он рассказал, что переживает тяжёлый развод с супругой, и как раз сегодня он получил известие, что брак расторгнут. И подобным жестом он словно сам для себя поставил символическую точку. Наш вопрос прозвучал неспроста: во время занятий важно проговаривать свои ощущения. Они всегда проецируются на музыку. Человек получает возможность ещё раз испытать эмоции, которые помогут ему разобраться в самом себе.
– Из Ваших слов можно сделать вывод, что положена она практически всем. Но есть ли противопоказания?
– Как и у любого метода лечения, конечно же, есть. Это психозы, биполярное расстройство, глубокая депрессия, клинические состояния при высокой температуре тела и постоперационный период. Также следует выделить гипертоническую болезнь у людей пожилого возраста. С этой категорией нужно быть особенно внимательным, так как среди пациентов этой категории встречаются те, кто слишком чувствителен к звукам. С таким человеком следует работать индивидуально, а не в группах.
– У музыкотерапии существует деление на виды?
– Да, безусловно. Их множество, и не все они широко известны. Например, музыкальная импровизация непосредственно с пациентом, музыкальный гипноз и многое другое. Существует музыкотерапия с куклами, для неё у нас есть отдельный зал. Проводятся сеансы, совмещённые с арт-терапией. То есть услышал – изобрази, поясни это на бумаге с помощью карандашей и красок. Или же наоборот: пациент рассматривает картины и рисунки, а после пытается передать их смысл при помощи музыки. Причём каждый из способов проведения сеанса можно трактовать по-разному, исходя из потребностей пациента. Однажды на групповой сеанс пришла семья, каждый из них выбрал себе собственный инструмент и с его помощью пытался передать отношения, царящие в их кругу. Это был очень яркий демонстративный пример: папа выбрал себе самый большой барабан, мама взяла себе такой же инструмент поменьше, а дочери дали горн. И в какое-то определённое время их совместной игры наступает момент истины: родители вдруг замечают, что все присутствующие смотрят на дочь. Все, кроме них. А ребёнок-то больше всех старался, играя на горне! Так и открывается картина: в семье дочь была начисто лишена права голоса, как бы ни пыталась обратить на себя внимание. Когда уже началась проработка семейной проблемы, все трое стали выбирать равнозначные инструменты.
– Все трое выбрали барабаны?
– Именно так. Звучание было уравновешено. В конце была настоящая гармоническая идиллия.
– Сколько требуется сеансов, чтобы вернуть человека к нормальной жизни?
– Всё зависит от состояния пациента. Когда человека привозят на реабилитацию, то весь курс занимает около месяца. Обычно занятия проводятся два раза в неделю по часу. За это время можно провести терапию различного вида: совместить с арт-терапией, танцами и многим другим. Перед каждым занятием у пациента всегда спрашивали, как он оценивает своё физическое состояние, а кроме того, просили назвать цвет, который ассоциируется у него с текущим настроением. А потом все те же вопросы задавались уже после сеанса. И если человек пришёл к нам, например, обозначив цвет своего настроения как серый или бурый, то, уходя, часто называл оттенки алого и зелёного. Это не только лишний раз подтверждает, что все виды искусства связаны меж собой, но и то, что музыкотерапия оказывает мощное воздействие на душевное состояние человека.
– Не могу не спросить о направленности музыки. Очень часто говорят о том, что музыка Бетховена, Шопена и в особенности Моцарта оказывает почти магическое воздействие на человека. Применяются ли их произведения на сеансах?
– И не только на музыкотерапии, но и во многих других методиках лечения, например, томатисе. На самом деле говорить об этом можно бесконечно. Ещё в 1993 году в США Говард Шор выпустил статью, в которой приводил слова одного американского невролога о необычных свойствах музыки Моцарта. В ней упоминалось об эксперименте, в котором принимали участие более 70 студентов с приблизительно схожими показателями IQ. Всем им было дано задание – сложить из салфетки наибольшее количество вариаций фигур. Когда тест закончился, их всех разделили на три группы и попросили повторить действия. При этом первая группа пребывала в полной тишине. У второй группы на фоне играла повторяющаяся примитивная музыка, а третья слушала фортепианную сонату Моцарта. Выяснилось, что первая группа улучшила свои показатели на 14%, студенты из второй группы – на 11%. А те, которые всё это время слушали Моцарта, показали результаты, на целых 62% превышающие их первоначальные показатели.
– То есть примитивная музыка даже хуже тишины…
– Этот вывод напрашивается сам собой. А музыка Моцарта активизирует участки коры головного мозга. Причём не избирательно, а абсолютно все. В том числе и те, которые отвечают за моторную координацию. Поэтому музыку Моцарта не просто так называют волшебной. Она способна совершить переворот в душе человека. И не только она. Например, «Итальянский концерт» И. Баха и симфонии Й. Гайдна специалисты рекомендуют слушать для уменьшения агрессии и зависти по отношению к успехам других людей. А это в наше время крайне необходимо.