Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Исцеляющие звуки

-----
Исцеляющие звуки

Дина Елманова

Об удивительной способности музыки лечить человеческие недуги говорят уже много веков. Однако целенаправленно проводить целые сеансы стали относительно недавно. И дело здесь не ограничивается простым прослушиванием композиций. К тому же занятия музыкотерапией помогают человеку не только восстановить душевное равновесие, но и существенно повлиять на ход лечения физических травм, если таковые имеются. Как проходят сеансы целебной музыки и можно ли приходить на них тем, у кого нет музыкального слуха, рассказывает врач-психотерапевт Вячеслав Пономаренко.

– Вячеслав Николаевич, в последнее время часто говорят о пользе музыкотерапии. А что она даёт тем, у кого, как считается, нет способностей к музыке?
– Интересный вопрос! На самом деле не имеет никакого значения, есть ли слух или он развит слабо, учился человек в музыкальной школе или нет. На все случаи есть свой метод. Если пациент далёк от музыки, то он может начать не с чего-нибудь, а с самых простых инструментов или даже детских погремушек! Как правило, никаких трудностей они не вызывают. Чаще всего их я выдаю тем, кто пришёл в первый раз и немного теряется при виде множества разных музыкальных инструментов. У человека, далёкого от музыкальной культуры, инструменты могут вызвать неосознанный ужас, а потому он словно закрывается, уходит в скорлупу: «Нет! Играть не умею и не буду!». А увидев такой знакомый с младенчества предмет, как погремушка, успокаивается, и страх перед неизвестностью отступает. Люди начинают прислушиваться к звучанию инструментов, пробуют сами… И таким образом они начинают слышать не только музыку, но и ритм своего сердца, самих себя. Да и в целом я бы поспорил с формулировкой вопроса. Людей без слуха не бывает. Есть хорошее выражение: «Музыкальный инструмент – это человек, который ещё ничего не сказал».
– Как давно музыкотерапия применяется в Оренбурге?
– Не могу сказать за всех, но лично я начал её использовать в 1996 году. Эту работу мы проводили в областной психиатрической больнице вместе с заведующим отделением Сергеем Радиным, который тогда был участником группы «Звуки». Он и познакомил меня с этим методом. Мы ставили музыкальные произведения для своих пациентов, и потом люди делились своими переживаниями. Многое приходилось осваивать самим: изучать литературу, лекции. В нашей студии была барабанная установка, которую мы тоже старались задействовать на занятиях. В 1997 году к нам приехали коллеги из Мюнхена (Германия), которые преподавали нам азы классической и танцевально-двигательной музыкотерапии. А почти 10 лет спустя был создан целый международный проект обучения музыкальной психологии, который, с одной стороны, курировался ОГИИ им.
Л. и М. Ростроповичей, а с другой – высшей школой музыки и театра в Гамбурге (Германия). Поддержку оказывали и в областной психиатрической больнице №2. В течение двух лет российские специалисты проходили обучение. Это был первый проект музыкотерапии в нашей стране, который оказал очень большое влияние на многих российских медиков, занятых в сфере психиатрии. Более того, высшая школа музыки и театра передала оренбургской больнице в дар музыкальные инструменты. А в качестве заключительного аккорда проекта был выпущен первый российский учебник по музыкотерапии, который является базовым.
– Кому в первую очередь рекомендована музыкотерапия?
– Это уникальное средство. Как говорится, за словами вы можете спрятаться, а за музыкой – нет. Как только человек прикасается к инструменту, он тут же переходит на уровень бессознательного. Поэтому-то музыкотерапия подразделяется на активную (процесс игры) и аналитическую, в основе которой лежит психоанализ. Музыкотерапия применяется при неврозах и переутомлении, при расстройствах шизофренического характера, аутизме, задержке психоречевого развития, анорексии и булемии. Но немало случаев её использования и при заболеваниях другого рода: патологии сердечно-сосудистой системы, ишемической болезни сердца, недугов ЖКТ, заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма, хронические бронхиты), патологии мочеполовой системы. Даже при таких явлениях, которые и не относят к медицинской сфере (нарушение психологического климата в семье, конфликты на работе), музыкотерапия оказывает своё эффективное воздействие. Могу привести пример: на одном из групповых занятий пациент играл на барабане, и в самый разгар палочка вылетела у него из руки и закатилась под диван. Мы поинтересовались, к чему был этот экспрессивный жест. Он рассказал, что переживает тяжёлый развод с супругой, и как раз сегодня он получил известие, что брак расторгнут. И подобным жестом он словно сам для себя поставил символическую точку. Наш вопрос прозвучал неспроста: во время занятий важно проговаривать свои ощущения. Они всегда проецируются на музыку. Человек получает возможность ещё раз испытать эмоции, которые помогут ему разобраться в самом себе.
– Из Ваших слов можно сделать вывод, что положена она практически всем. Но есть ли противопоказания?
– Как и у любого метода лечения, конечно же, есть. Это психозы, биполярное расстройство, глубокая депрессия, клинические состояния при высокой температуре тела и постоперационный период. Также следует выделить гипертоническую болезнь у людей пожилого возраста. С этой категорией нужно быть особенно внимательным, так как среди пациентов этой категории встречаются те, кто слишком чувствителен к звукам. С таким человеком следует работать индивидуально, а не в группах.
– У музыкотерапии существует деление на виды?
– Да, безусловно. Их множество, и не все они широко известны. Например, музыкальная импровизация непосредственно с пациентом, музыкальный гипноз и многое другое. Существует музыкотерапия с куклами, для неё у нас есть отдельный зал. Проводятся сеансы, совмещённые с арт-терапией. То есть услышал – изобрази, поясни это на бумаге с помощью карандашей и красок. Или же наоборот: пациент рассматривает картины и рисунки, а после пытается передать их смысл при помощи музыки. Причём каждый из способов проведения сеанса можно трактовать по-разному, исходя из потребностей пациента. Однажды на групповой сеанс пришла семья, каждый из них выбрал себе собственный инструмент и с его помощью пытался передать отношения, царящие в их кругу. Это был очень яркий демонстративный пример: папа выбрал себе самый большой барабан, мама взяла себе такой же инструмент поменьше, а дочери дали горн. И в какое-то определённое время их совместной игры наступает момент истины: родители вдруг замечают, что все присутствующие смотрят на дочь. Все, кроме них. А ребёнок-то больше всех старался, играя на горне! Так и открывается картина: в семье дочь была начисто лишена права голоса, как бы ни пыталась обратить на себя внимание. Когда уже началась проработка семейной проблемы, все трое стали выбирать равнозначные инструменты.
– Все трое выбрали барабаны?
– Именно так. Звучание было уравновешено. В конце была настоящая гармоническая идиллия.
– Сколько требуется сеансов, чтобы вернуть человека к нормальной жизни?
– Всё зависит от состояния пациента. Когда человека привозят на реабилитацию, то весь курс занимает около месяца. Обычно занятия проводятся два раза в неделю по часу. За это время можно провести терапию различного вида: совместить с арт-терапией, танцами и многим другим. Перед каждым занятием у пациента всегда спрашивали, как он оценивает своё физическое состояние, а кроме того, просили назвать цвет, который ассоциируется у него с текущим настроением. А потом все те же вопросы задавались уже после сеанса. И если человек пришёл к нам, например, обозначив цвет своего настроения как серый или бурый, то, уходя, часто называл оттенки алого и зелёного. Это не только лишний раз подтверждает, что все виды искусства связаны меж собой, но и то, что музыкотерапия оказывает мощное воздействие на душевное состояние человека.
– Не могу не спросить о направленности музыки. Очень часто говорят о том, что музыка Бетховена, Шопена и в особенности Моцарта оказывает почти магическое воздействие на человека. Применяются ли их произведения на сеансах?
– И не только на музыкотерапии, но и во многих других методиках лечения, например, томатисе. На самом деле говорить об этом можно бесконечно. Ещё в 1993 году в США Говард Шор выпустил статью, в которой приводил слова одного американского невролога о необычных свойствах музыки Моцарта. В ней упоминалось об эксперименте, в котором принимали участие более 70 студентов с приблизительно схожими показателями IQ. Всем им было дано задание – сложить из салфетки наибольшее количество вариаций фигур. Когда тест закончился, их всех разделили на три группы и попросили повторить действия. При этом первая группа пребывала в полной тишине. У второй группы на фоне играла повторяющаяся примитивная музыка, а третья слушала фортепианную сонату Моцарта. Выяснилось, что первая группа улучшила свои показатели на 14%, студенты из второй группы – на 11%. А те, которые всё это время слушали Моцарта, показали результаты, на целых 62% превышающие их первоначальные показатели.
– То есть примитивная музыка даже хуже тишины…
– Этот вывод напрашивается сам собой. А музыка Моцарта активизирует участки коры головного мозга. Причём не избирательно, а абсолютно все. В том числе и те, которые отвечают за моторную координацию. Поэтому музыку Моцарта не просто так называют волшебной. Она способна совершить переворот в душе человека. И не только она. Например, «Итальянский концерт» И. Баха и симфонии Й. Гайдна специалисты рекомендуют слушать для уменьшения агрессии и зависти по отношению к успехам других людей. А это в наше время крайне необходимо.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.