Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Семейная профессия – следователь
Константин Копылов
Защитники Отечества – это не только те, кто борется с внешним врагом, но и те, кто защищает закон и порядок в его пределах. В этом выпуске мы продолжаем материал с представителями династии оренбургских следователей.
(Окончание. Начало в №13.)
Наше дело сыскное
Ещё одна семья, чья жизнь неразрывно связана со следственной работой, – это Хисматуллины. Я встретился с дедом и внуком, именно они посвятили свою службу сыскному делу.
Адиль Хусаинович Хисматуллин родился в городе Джезказган (Казахстан) в семье военнослужащего, поэтому с раннего детства побывал в разных концах страны. До армии наш герой проживал в Переволоцком районе. В Оренбурге он оказался сразу после службы в Вооружённых силах. Первым местом его работы стал завод «Радиатор», через год устроился работать на машзавод (ПО «Стрела»). И одновременно молодой человек решил пойти на курсы при юридическом институте.
– До армии я думал связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому, как только представилась такая возможность, решил воспользоваться. На машзаводе работал электриком, мне даже присвоили пятый разряд. Отмечу, что этот пятилетний опыт не был для меня лишним. Одновременно заочно учился в юридическом институте. После получения диплома меня направили в качестве следователя в прокуратуру Грачёвского района. А до этого был стажёром в прокуратуре Промышленного района. Там я отработал около пяти лет и затем был переведён следователем в прокуратуру Промышленного района города Оренбурга. Через год было повышение, я стал старшим следователем прокуратуры Оренбургской области. Через три года в качестве поощрения меня перебросили на должность прокурора следственного отдела Оренбургской областной прокуратуры. А вскоре назначили прокурором Ленинского района Оренбурга. В этой должности я служил 11 лет, вплоть до выхода на пенсию, – вспоминает Адиль Хисматуллин.
На мой вопрос, с чем был связан выбор в пользу сыска, Адиль Хусаинович отвечает, что работа следователя прокуратуры в момент обучения в институте ему показалась более солидной.
– В другие правоохранительные органы меня не тянуло, к тому же для своей натуры и характера прокуратура мне была ближе. И как показали последующие годы, мой выбор был для меня правильным. Хотя меня во время учёбы приглашали на работу в качестве участкового милиции, но я не согласился, – объясняет старший Хисматуллин.
С первых дней службы следователем мой собеседник столкнулся с самыми различными уголовными делами, касались они, конечно, тяжких и особо тяжких преступлений.
– В момент, когда я начинал свою карьеру, прокуратура была как надзирающим органом, так и вела следственную работу. В Грачёвском районе я оказался в 60-е годы прошлого века. Дела были разные – грабежи, насилия, убийства. Хотя район считался спокойным в плане криминогенной обстановки. Но при этом одно-два убийства в год там происходили. Всё время вспоминаю дело, которое не было резонансным в тот период, но в мою память очень сильно врезалось. Наверное, потому что связано было с суевериями, которые тогда у людей были довольно частым явлением, особенно в сельской местности. Суть дела была в том, что в одной из деревень жил мужчина средних лет, и у него скоропостижно умер сын. Причину его смерти он увидел в своей соседке, которая, по его мнению, занималась колдовством. За это он решил ей отомстить. Сам он был охотником, взял свою берданку (одноствольная винтовка), дождался, пока она выйдет из дома, прицелился и застрелил её. От правоохранителей он не скрывался, его задержали, мы провели следственные действия и передали дело в суд. Ещё больше дел у меня было, когда стал работать старшим следователем Оренбургской областной прокуратуры. Тогда пришлось ездить по всему Оренбуржью. Мне в основном поручали наиболее сложные и резонансные дела. Одним из таких было убийство молодого человека в городе Кувандыке. Он был студентом Оренбургского сельхозинститута и на летние каникулы приехал к родителям. В один из вечеров пошёл на танцы и там повздорил с местной молодёжью. Наутро он был найден неподалеку от гаражей мёртвым, с пробитой головой. Поиск преступника затянулся, и дело было передано мне. Я расследовал это дело на протяжении целого месяца. Вскоре была установлена группа молодых людей – два парня и две девушки. В ходе следствия мы выяснили: убийство произошло в результате стечения обстоятельств. После ссоры с ними молодой человек стал убегать и нарвался на натянутую проволоку для сушки белья. Он был высоким, проволока пришлась ему по шее, и его отбросило на землю, подбежавший преследователь ударил ребром доски по голове и пробил ему череп, в результате чего наступила смерть. И таких дел в моей следственной практике было немало, сейчас уже всё и не вспомнишь. Всего я в прокуратуре Оренбургской области прослужил 32 года. В конце своей карьеры я уже осуществлял надзорную деятельность. Но меня всегда больше привлекала следственная работа, во-первых, своей независимостью, во-вторых, здесь было множество интересных моментов, до которых надо было докопаться в ходе следственных действий, – говорит Адиль Хусаинович.
В семье у него родились две дочери. Старшая, Венера, также по примеру отца посвятила свою профессиональную карьеру службе в прокуратуре. Она сейчас тоже, как и её отец, на пенсии. А вот её сын Евгений продолжает дело матери и деда.
– Мне приятно, что мой внук повторяет в какой-то степени мою профессиональную судьбу. Конечно, теперь служба следователей стала совершенно другой, но её принципы остаются неизменными. Отрадно для меня, когда внук обращается ко мне за советом. Его также, как и меня, привлекает именно следствие. Когда он только учился я ему откровенно говорил – поступай в прокуратуру, это хороший и спокойный вариант в правоохранительной системе, но он сказал, что ему больше нравится быть следователем. Не стал я его пере-
убеждать, так что это был полностью его выбор, которым я очень горжусь, – делает вывод Адиль Хисматуллин.
Следственная династия
И.о. заместителя руководителя межрайонного следственного отдела СУ Следственного комитета РФ по Оренбургской области капитан юстиции Евгений Хисматуллин, говоря о своём профессиональном выборе, конечно, ссылается на то, что опыт деда и мамы оказал на него определённое влияние.
– Я с детства был пронизан их деятельностью, много слышал самых разных рассказов о тех или иных случаях в практике следователей. Естественно, проникся этим, мне было интересно в будущем самому попробовать себя в роли сыщика. Сначала планировал пойти на работу в прокуратуру, а потом уже, когда в 2007 году был создан Следственный комитет как самостоятельная структура, пошёл работать в это ведомство. В самой работе мне нравится выстраивать логическую цепочку от того момента, как было совершено преступление, какие следы оставили преступники, и до того, когда уже докапываешься до истины. Преступления бывают разные, как явные, так и неочевидные. В явных надо установить для себя картину преступления и в дальнейшем подтвердить её различными данными, которые будут подтверждать эту версию. Если преступление не раскрыто на первоначальном этапе, то обычно начинаем работать с осмотра места происшествия. А далее стараемся выстроить ту самую логическую цепочку, – говорит Евгений Юрьевич.
На мой вопрос, от какой части своей работы молодой следователь больше всего получает моральное удовлетворение, Евгений отвечает, что ему приносит такое ощущение вся работа в совокупности.
– Когда выстроена логическая цепочка в ходе расследования дела, получен результат, который подтверждает версию, – это говорит о хорошо выполненной работе следователя. Именно это мне доставляет удовольствие. Вне всяких сомнений, тот опыт, который есть у моего деда, моей мамы, служит для меня хорошим багажом. Отмечу ещё один весомый плюс быть продолжателем профессиональной династии. Он заключается в том, что меня в семье все понимают и знают, в чём смысл и особенности службы следователя. Мне не надо объяснять те или иные задержки на работе, внезапные выез-ды по поступившим звонкам. Они прекрасно знают, что преступления не совершаются по расписанию, – говорит Евгений Хисматуллин.
Есть у младшего Хисматуллина и дела, которыми он так же, как и его дед, гордится.
– В августе 2015 года в Оренбургскую область в международный аэропорт «Оренбург» авиарейсом Москва – Оренбург авиакомпании
«Аэрофлот» прибыл гражданин Республики Турция, инженер-специалист турецкой фирмы «Анадолу Седа» Алтан Гунгор. Целью его визита в наш регион была коммерческая деятельность. После прилёта в Оренбург он вышел с территории аэропорта на прилегающую площадь и был похищен неустановленными лицами. В ходе неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприя-тий 13 сентября 2015 года в Астрахани был задержан мужчина, причастный к похищению Алтана Гунгора.
По версии следствия утром 23 августа 2015 года обвиняемый, находясь в трёх километрах от трассы Оренбург – Илек в лесополосе, в ходе ссоры с Алтаном Гунгором своим ножом нанёс последнему множественные ножевые ранения. После этого обвиняемый закопал тело потерпевшего и скрылся за пределами нашей области. Затем мы начали процесс по сбору доказательств, после которого подозреваемый был привлечён к уголовной ответственности, – рассказал Евгений Юрьевич.
Сейчас в его семье подрастает дочь, на вопрос, будет ли он поддерживать её желание связать свою карьеру со службой в Следственном комитете, говорит, что такую поддержку окажет, только если это будет её собственный выбор.
– Специально убеждать её в этом не стану, ведь не секрет, наша служба трудная и больше свойственна мужчинам, – сделал вывод Евгений Хисматуллин.