Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Сохраняя тепло рук
Иван Елманов
В творческой мастерской Юлии царит идеальный порядок. Несмотря на то что работа грязная, гончарный круг и все инструменты чисты и готовы к новым творческим порывам. Ощущается запах глины, земли и красок. Мастер показывает изумительной красоты игрушки, вылепленные своими руками. Невольно разговор начинается с того, как всё началось.
– Это моё хобби с 2010 года. Помню, была в декретном отпуске. Попала в гости к друзьям, где моё внимание привлекла керамическая коровка-колокольчик. Красивая игрушка вдохновила. Придя домой, включила компьютер и начала изучать премудрости лепки из глины в Интернете. Кстати, хочу сказать, нам повезло, что живём в мире, где всю необходимую информацию можно легко получить, просто нажав пару клавиш, написав в строке поиска – лепка из глины, видеоуроки. Оказалось, что в разных странах подходы к этому ремеслу совершенно отличаются друг от друга. Напитавшись эмоциями, я поняла, что хочу попробовать.
– А до этого увлекались каким-либо творчеством?
– В том-то и дело, что нет. Ни рисованием, ни вышивкой. Разве что носки мы вместе с бабушкой вязали… Для меня это было, считай, что впервые. Руки горели от нетерпения. Начала искать мастеров, кто смог бы научить, и оказалось, что их ещё нужно поискать. По телевизору услышала, что проводятся курсы по керамике. Позвонила, оказалось, что обучают только детей. Говорю, а какая разница, если хочется учиться? И преподаватель Ирина Харитонова согласилась. Помню, сели мы за стол: две взрослые женщины и ребята из детского садика (улыбается). Именно на таких занятиях получила ценнейшие знания, которые не даст ни один видеоурок в Сети. Что такое глина, как с ней работать, как обжигать готовое изделие…
– Сразу стало получаться?
– Поначалу не очень. По факту задание каждого урока выполняла, но нужно было подойти к работе с творчеством, что меня немного вводило в ступор, сломать внутренний барьер, мешавший творчеству. И шагом в этом направлении стал домик, слепленный вручную на одном из занятий. Я его до сих пор храню. После этого урока начало получаться. Стала замечать одну интересную особенность –
глина передаёт внутреннее состояние мастера. Допустим, лепим лошадок. Но у каждого получится своя, неповторимая. Причём если человек худощавый, то зачастую и кобылки стройные. У меня, наоборот, все получаются с мышцами, трудовые. Со временем уроков стало недостаточно, захотелось лепить дома. Тем более что из поездки на юг привезли голубую глину. Спасибо мужу за то, что сделал самые настоящие гончарные печку и круг. Какое это было счастье! Хотя скажу сразу, погружение в творчество было сложным. И в первую очередь потому, что нужно было абстрагироваться от мнения окружающих и просто творить. Внутри были психологические блоки, которые сломались под напором труда. Оказалось, что творчество приходит только тогда, когда делаешь, делаешь и ещё раз делаешь. Вообще для мастера очень важно показать свои изделия людям, чтобы оценили. Поэтому я ходила на ярмарки, мастер-классы и внимательно слушала, что о моих изделиях говорят люди. И, приходя домой,
снова за работу.
– Из чего лепите?
– Лучше всего для гончарных изделий подходит «жирная» глина, так как она легко лепится. Сухая ведёт себя как будто в ней песок – легко рассыпается. Для каждого изделия нужна своя. Со временем в доме появилась и белая, и красная, и даже чёрная глины. Процесс поиска необходимого сырья превратился в некую приятную манию. В основном для ручной лепки используем акбулакскую глину. Из неё, кстати, делают знаменитую акбулакскую керамическую игрушку. Отправляемся в путешествие за материалом. Вы не представляете, какое это удовольствие просто набирать глину. Ощущаешь позитивную энергию, которая идёт от земли. Глина – самый лучший природный материал, и я верю, что в ней есть исцеляющая сила. Соединяясь с водой в процессе лепки, в итоге получаются шикарные изделия даже у детей 7 – 8 лет, которые до этого ни разу не лепили. Каждый раз удивляюсь.
– Можете описать процесс работы?
– Уже дома необходимое количество глины засыпаю в ведро и добавляю воды, чтобы она стала рыхлая. И затем просеиваю через сито, чтобы удалить мелкий мусор и камни. Затем можно добавить ещё воды и высушить на гипсовых формах. И вот масса готова к тому, чтобы превратиться в изделие. Далее либо лепим из неё, либо создаём посуду на гончарном круге. После того как это было сделано, изделие всегда высушивается. Занимает это мероприятие от 4 – 5 дней до нескольких недель –
в зависимости от сложности и толщины стенок. На этом этапе сгораешь от нетерпения, потому как хочется уже потрогать в руках готовое изделие, рассмотреть со всех сторон. Особенно изнывают дети. Кстати, высушивать надо при комнатной температуре, избегая попадания лучей солнца. Иначе изделие может попросту разорвать – пойдут трещины. Был случай летом, когда стояла очень жаркая погода. Мы лепили всей семьёй замок. Так в процессе сушки его просто разорвало на части. Хочу отметить, что глина в застывшем виде очень легко бьётся. Поэтому обращаться нужно очень бережно. Работа на гончарном круге – это отдельная песня. Тут важно правильно отцентровать и иметь навык. Это как езда на велосипеде – получается не сразу. Кстати, смастерить гончарный круг можно из подручных материалов. И да, дома лучше творчеством не заниматься, нет-нет да и попадут брызги на стены.
– Когда изделие высушено, обязательно ли обжигать его в печи?
– Желательно. На обжиг в муфельную печь изделие попадает только после того, как оно полностью высушено. Я даю сначала градусов 200 и затем постепенно повышаю до 800 – 1000. И уже при большой температуре изделие обжигается 3 – 5
часов. Если изделие декоративное, лучше всего нагрев давать плавный. Учитывая, что для каждой глины свой температурный режим. В момент обжига она преобразуется в керамику и получает особые свойства –
становится прочнее, перестаёт бояться влаги. Раскаляется докрасна как металл. По сути, это становится вечным материалом, – до сих пор археологи находят останки древних гончарных изделий, абсолютно не потерявших своего вида, разве что они разбитые. Но тут ничего не поделаешь – керамика легко бьётся. Такой вот парадокс. Далее уже готовое изделие можно раскрашивать, глазировать. На этом этапе радует реакция детей. Для них это праздник. Душа поёт, когда ребята вертят в руках слепленную собственными руками игрушку.
– Глина передаёт тепло рук?
– Вы знаете, занятие с глиной и водой оказывает терапевтический эффект. Мне это по душе. Глина живая. Она, как и вода, впитывает тепло рук и доброту труда, который ты вкладываешь в изделие. Сейчас легко можно купить керамические кружки в любом супермаркете. Самых разных форм и расцветок. Но в них не будет этого тепла. Оно передаётся только через ручной труд. А вообще всем советую хотя бы попробовать. Это весело и интересно!